МНС разъяснило, как применять льготы по налогу на доходы, предусмотренные международными соглашениями об избежании двойного налогообложения, если эти соглашения содержат условие о том, что право на освобождение (применение пониженной ставки) имеет только фактический владелец дохода.

МНС отметило, что условием применения норм Соглашений является признание получателя дивидендов, процентов, роялти не только налоговым резидентом иностранного государства, с которым у Республики Беларусь имеется международный договор по вопросам налогообложения, но также их фактическим (подлинным) владельцем. В таких случаях в дополнение к справке налогового резидентства запрашиваются документы, подтверждающие статус иностранной организации как фактического владельца дохода.

В соответствии с общепринятыми международными подходами понятие «фактический/подлинный/истинный владелец (получатель) дохода» означает лицо, которое де юре и де факто вправе определять дальнейшую «экономическую судьбу» полученных доходов. Именно такое лицо, а не формальный получатель дивидендов, процентов, роялти имеет право на преференции, предоставляемые Соглашениями.

В Республике Беларусь установленное Соглашениями ограничение по предоставлению льготы только тем получателям дивидендов/процентов/роялти, которые являются их фактическими (подлинными, бенефициарными) владельцами, применяется с учетом положений ст. 194 НК.

Подтверждение того, что получатель дохода является его фактическим владельцем, может быть запрошено:

— налоговым органом при проведении контрольных мероприятий;

— налоговым агентом при возникновении сомнений в обоснованности права иностранной организации на льготу (п. 3 ст. 194 НК).

Признаки иностранной организации, имеющей статус фактического владельца дохода, установлены в п. 2 ст. 194 НК. Одним из таких признаков является осуществление в стране государственной регистрации предпринимательской деятельности. Для определения данного факта учитываются критерии, установленные в абз. 2 — 6 ч. 2 п. 2 ст. 194 НК. Эти критерии применяются с учетом особенностей вида деятельности. Их оценка должна осуществляться исходя из принципов разумности, уместности и обоснованности.

МНС разъяснило, какими документами может быть подтверждено соответствие тому или иному критерию:

Критерии определения факта осуществления иностранной организацией предпринимательской деятельности Как подтвердить соответствие критериям
обладание иностранной организацией правоспособностью в соответствии с законодательством страны государственной регистрации иностранной организации Во внимание принимаются:

— выдаваемые уполномоченным органом страны регистрации документы о регистрации компании — свидетельства, акты о регистрации, выписки из торговых (коммерческих) регистров органов (организаций), уполномоченных на аккумулирование сведений о государственной регистрации, и т.п.;

— учредительные и другие подобные документы компании

использование для ее осуществления труда работников (помимо членов органа (органов) управления, секретаря) в стране государственной регистрации Оценивается возможность выполнения иностранной организацией деятельности (исходя из ее вида (видов), размера выручки) имеющейся численностью работников с учетом их квалификации. При этом могут быть учтены нормы законодательства страны государственной регистрации. Подтверждающими документами могут служить:

— трудовые договоры с лицами, принятыми на работу в иностранную организацию по определенной специальности, квалификации;

— отчетность, установленная в иностранном государстве, где указывается число сотрудников;

— должностные инструкции (при наличии), иные документы, устанавливающие перечень должностных обязанностей работника и требования к выполняемой им работе, в комплексе с документами, запрашиваемыми иностранной организацией у сотрудников при приеме на работу (или приобретенные ими впоследствии), подтверждающие их знания, умения, опыт, необходимые для выполнения работы

использование для ее осуществления объектов недвижимого имущества, оборудования, нематериальных активов (когда их использование и (или) предоставление в пользование связано с извлечением доходов от источников в Республике Беларусь), иных активов, которыми она владеет, располагает на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления Оцениваются исходя из бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, содержащей стоимость основных средств, а также с учетом пояснений представителей иностранной организации об их использовании в предпринимательской деятельности и наличии информации о нахождении этих активов, площадей и оборудования в ее собственности (владении, пользовании, распоряжении)
соразмерность используемых площадей и оборудования при осуществлении предпринимательской деятельности, соотнесение количества и квалификации работников с осуществляемым иностранной организацией видом деятельности
признание иностранной организации плательщиком налога на прибыль (корпоративного налога или его аналога) по всем видам прибыли (дохода) согласно законодательству страны государственной регистрации (при этом наличие у иностранной организации льготы по такому налогу в течение ограниченного законодательством периода не является основанием не признавать ее плательщиком такого налога) В некоторых странах для получения статуса резидента достаточно формальной регистрации с уплатой ежегодного регистрационного сбора (пошлины, иных платежей), который не является аналогом налога на прибыль. Данный критерий введен для исключения возможности рассматривать таких лиц в качестве фактических владельцев дохода.

 

Справочно

Льгота считается предоставленной на ограниченный срок, когда законодательно закреплен период применения такой льготы, например в законодательном акте оговорено, что льгота применяется «с… по…», или «в течение… лет», или «до… года» и т.п. или законодательный акт о предоставлении льготы имеет заранее установленный срок действия

Для подтверждения факта осуществления иностранной организацией предпринимательской деятельности могут быть запрошены и приняты во внимание, в частности, следующие документы (информация):

— пояснения иностранной организации, содержащие комментарии по всем критериям ч. 2 п. 2 ст. 194 НК;

— уставные и иные образовавшиеся в процессе функционирования иностранной организации документы (к примеру, протокол заседания совета директоров), регулирующие или отражающие осуществление ею предпринимательской деятельности;

— документы, свидетельствующие о получении иностранной организацией выручки (дохода) от предпринимательской деятельности, а не только «пассивных» доходов;

— годовая финансовая отчетность иностранной организации либо аудиторское заключение о деятельности иностранной организации, содержащее данные из такой отчетности (подтверждающее такую отчетность).

Справочно
Если такая отчетность размещена в информационных ресурсах регистрирующего (иного компетентного) органа иностранного государства и (или) на сайте иностранной организации либо она имеется в информационных ресурсах агентств, располагающих сервисами проверки контрагентов, в которых содержится информация о финансовых показателях компаний, численности ее работников, наличии имущества (активов), имущественных прав, то могут приниматься во внимание сведения из таких ресурсов.

Что касается проверки других признаков фактического владельца доходов, то МНС отмечает, что фактическим владельцем дохода не признаются:

лица, не обладающие статусом выгодоприобретателя дохода (абз. 3 ч. 1 п. 2 ст. 194 НК) — агент;

— депозитарий;

— доверительный управляющий;

— номинальный держатель (номинальный владелец);

— формальный собственник;

— транзитная компания, действующая в качестве доверенного лица или администратора (управляющего);

— иной посредник или уполномоченное владельцем дохода лицо, действующее от своего имени, но за счет и в интересах другого лица

лица, не имеющие права самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться доходом по своему усмотрению (абз. 4 ч. 1 п. 2 ст. 194 НК) непосредственный получатель дохода из источников в Республике Беларусь, если его право пользоваться и (или) распоряжаться таким доходом ограничено договорными или иным образом оформленными юридическими обязательствами выплатить или распределить его (полностью или в основном) в установленные сроки в пользу резидента третьего государства или юрисдикции, который при прямом получении такого дохода не имел бы права на налоговые льготы по соглашению или имел бы на них право в меньшем размере
организации, осуществляющие в основном финансовую и инвестиционную деятельность непосредственно членами органов управления (абз. 5 ч. 1 п. 2 ст. 194 НК) Инвестиционная и финансовая деятельность иностранной организации признается основной, если относится к текущей операционной деятельности компании (согласно ее учетной политике, учредительным документам), фактически осуществляемой и приносящей доход.

Для нерезидентов основным видом деятельности является деятельность, определяемая как основная с учетом законодательства страны места их учреждения. Вместе с тем во внимание принимаются фактические обстоятельства осуществления деятельности исходя из объема доходов (выручки) в текущем году или исходя из данных предыдущего года (годов)

Разъясняя порядок применения ч. 6 п. 2 ст. 194 НК, в которой установлено, когда иностранная организация не рассматривается в качестве фактического владельца дохода, МНС перечислило признаки номинального характера иностранной компании — получателя дохода.

В этой связи отмечено, что деятельность иностранных компаний, осуществляемая только в виде инвестиций и финансирования ассоциированных лиц либо обслуживания интересов группы компаний, не свидетельствует об осуществлении ими самостоятельной предпринимательской деятельности и, соответственно, не позволяет воспользоваться преимуществами Соглашений в случаях, если получение дохода не оправдано с экономической точки зрения.

Для проверки на соответствие критериям фактического владельца дохода плательщикам (т.е. иностранным организациям) необходимо предоставить налоговым органам, налоговым агентам (при наличии у них сомнений в наличии очевидной разумной деловой цели) обоснования необходимости совершения сделок (операций) в определенной форме и вовлечения иностранных компаний в структуру бизнеса, разумности такой организации бизнес-модели и обоснованности предпринимательского риска.

В заключение МНС отметило, что:

— налоговые случаи изучаются с учетом принципа превалирования сущности над формой, для чего в первую очередь следует руководствоваться сутью коммерческой сделки;

— во внимание принимаются договорно-правовые и финансовые взаимоотношения между сторонами;

— оцениваются также факт (не)ведения иностранной организацией самостоятельной предпринимательской деятельности и использование получаемого дохода для создания экономического центра прибыли;

— проверка на соответствие критериям фактического владельца дохода проводится в отношении лица, непосредственно претендующего на получение такой льготы. Если установлено, что непосредственный получатель дохода не является его фактическим владельцем, налоговому органу не требуется выявлять конечного собственника дохода, чтобы отказать в применении преференций по соглашению.

Читайте этот материал в ilex >> *
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex