Министерство по налогам и сборам в письме от 10.02.2023 N 2-3-0/00477 разъяснило вопросы уплаты организациями, являющимися резидентами свободных экономических зон (СЭЗ) и Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» сбора за размещение (распространение) рекламы (далее – сбор).

В 2022 г. резиденты СЭЗ являлись плательщиками сбора, несмотря на то, что он не был поименован в перечне налогов и сборов, уплачиваемых по ст. 383 НК.

Под деятельностью, на которую распространяются особенности налогообложения в СЭЗ, понимается реализация товаров (работ, услуг) собственного производства, поименованная в пункте 3 статьи 382 НК (то есть, реализация иностранным юридическим (физическим) лицам за пределы (за пределами) Республики Беларусь, а также реализация другим резидентам СЭЗ). Объектом обложения сбором не является деятельность самого резидента СЭЗ, для которого оказана услуга по размещению (распространению) рекламы.

Как показывает практика, размещаемая реклама касается в целом деятельности организации либо в отдельных случаях может касаться реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, но безотносительно рынка их сбыта (внешнего либо внутреннего) и конкретизации покупателя (иностранного, либо резидента СЭЗ).

Поэтому в письме указано, что в 2022 году резиденты СЭЗ исчисляют и уплачивают сбор в порядке и на условиях, установленных Указом N 131.

Для резидентов индустриального парка «Великий камень» если акты законодательства в сфере налогообложения, принятые после даты регистрации резидента индустриального парка (после даты вступления в силу указа от 12.05.2017 N 166 для ранее зарегистрированных резидентов), вводят новые налоги и сборы, то резидент индустриального парка вправе не применять нормы законодательства, относящиеся к новым налогам и сборам, в части деятельности на территории индустриального парка (п. 115 Положения, утв. указом N 166)

Эта гарантия относится к деятельности резидента индустриального парка на территории индустриального парка (оно не ограничивается реализацией и не зависит от категории покупателя и направления сбыта товаров (работ, услуг), в отличие от норм законодательства о СЭЗ).

Гарантия позволяет не применять нормы Указа N 131 и положения главы 282 НК (о сборе).

Таким образом, резидент индустриального парка — рекламодатель, осуществляющий деятельность на территории этого парка, вправе не исчислять и не уплачивать сбор в 2022 и 2023 годах, за исключением случаев, на которые установленная пунктом 115 Положения, утвержденного Указом № 166, гарантия не распространяется, в частности, когда оказанные ему услуги по размещению (распространению) рекламы связаны с деятельностью (размещаемая реклама касается деятельности), осуществляемой за пределами территории индустриального парка.