МНС письмом от 28.12.2021 N 3-1-9/02885 «О нормах проекта Закона» сообщает о планируемых изменениях в системах налогообложения ИП в 2022 г., а также на примерах разъясняет порядок перехода с одного режима налогообложения на другой.

МНС отмечено, что согласно нормам проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении законов» (далее — проект Закона) планируется установить запрет на применение УСН с 1 января 2022 г. для ИП, оказывающих услуги, за исключением:

— туристической деятельности;

— деятельности в сфере здравоохранения;

— деятельности сухопутного транспорта;

— услуг по общественному питанию;

— деятельности в области компьютерного программирования.

Данной категории ИП не требуется отражать решение об отказе от применения УСН в декларации по налогу при УСН, представляемой за последний отчетный период 2021 г.

Такие ИП, оказывающие услуги (кроме вышеперечисленных видов), будут уплачивать подоходный налог с физических лиц (далее — подоходный налог) в порядке, установленном гл. 18 НК. И если они желают быть плательщиками НДС с 1 января 2022 г., необходимо не позднее 20 января 2022 г. представить в налоговый орган по месту постановки на учет по установленной форме уведомление о принятом решении об уплате НДС (подп. 1.3 ст. 113 НК).

При оказании услуг по заказам граждан, приобретающих или использующих услуги исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее — потребитель), ИП вправе вместо подоходного налога уплачивать единый налог с ИП и иных физических лиц (гл. 33 НК). В этом случае необходимо представить налоговую декларацию (расчет) по единому налогу не позднее рабочего дня, предшествующего дню осуществления деятельности.

Также с 1 января 2022 г. предлагается сократить сферу применения единого налога. Так, единый налог не будет применяться при:

— реализации дополнительных жилищно-коммунальных услуг;

— осуществлении дистанционной торговли товарами, отнесенными к группам товаров, указанным в подп. 1.2 ст. 337 НК;

— осуществлении деятельности прочего пассажирского сухопутного транспорта, деятельности пассажирского речного транспорта;

— осуществлении общественного питания;

— розничной торговле автомототранспортными средствами.

Кроме того, планируется повышение размеров ставок единого налога. При этом предполагается, что новые ставки единого налога будут применяться при исчислении суммы единого налога, срок уплаты которого наступает после 30 января 2022 г. Исчисление единого налога за январь 2022 г. производится по ставкам, действовавшим в 2021 г. (ч. 1 п. 19 ст. 7 проекта Закона). ИП — плательщики единого налога вносят изменения в налоговую декларацию по единому налогу за I квартал 2022 г. и в срок не позднее 31 января 2022 г. представляют уточенную декларацию в налоговый орган (ч. 2 п. 19 ст. 7 проекта Закона).

Также планируется предоставить право ИП, уплатившим за I квартал 2022 г. (его часть) единый налог, в отношении видов деятельности, признаваемых объектом налогообложения единым налогом, перейти с 1 января 2022 г. на иной порядок налогообложения с соблюдением условий его применения, предусмотренных НК-2022 (ч. 1 п. 18 ст. 7 проекта Закона). ИП, изъявившие желание перейти с 1 января 2022 г. на применение УСН, должны не позднее 31 января 2022 г. представить уведомление о переходе на УСН (ч. 2 п. 18 ст. 7 проекта Закона). В случае перехода на иной порядок налогообложения необходимо подать уточненную декларацию по единому налогу за I квартал 2022 г. (ч. 3 п. 18 ст. 7 проекта Закона).

Излишне уплаченная сумма единого налога подлежит зачету или возврату в порядке, предусмотренном ст. 66 НК.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex