МНС письмом от 18.01.2021 N 2-2-13/00095  разъяснило порядок применения норм Указа N 512, которым внесены изменения в Указ N 143 «О поддержке экономики».

Предоставление рассрочки уплаты налогов и арендной платы за землю

Согласно подп. 2.1 Указа N 143 с учетом изменений, внесенных Указом N 512, местные органы власти вправе изменять установленный срок уплаты налогов, полностью уплачиваемых в местные бюджеты, и арендной платы за землю, которые подлежат уплате с 01.04.2020 по 31.12.2020, в форме отсрочки с последующей рассрочкой, налогового кредита.

МНС разъяснило, что в 2021 году местные органы власти имеют право предоставить только рассрочку уплаты упомянутых налоговых платежей.

Инспекции МНС будут направлять местным органам власти сведения о суммах платежей, в отношении которых организации и ИП могут претендовать на получение рассрочки (в том числе по уплаченным (частично уплаченным) платежам). При этом информация представляется об исчисленной сумме налоговых платежей по срокам уплаты, которые приходятся на период с 01.04.2020 по 31.12.2020.

Предоставление льгот по налогу на недвижимость и платежам за землю

На основании подп. 2.2 и 2.3 Указа N 143 с учетом изменений, внесенных Указом N 512, местные исполкомы (администрации СЭЗ) вправе в течение II — IV кварталов 2020 года принимать решения об уменьшении отдельным категориям плательщиков (арендаторов) сумм налога на недвижимость и земельного налога (арендной платы за землю), которые подлежат уплате по срокам, приходящимся на II — IV кварталы 2020 года.

До вступления в силу Указа N 512 применение льгот в виде уменьшения подлежащих уплате налоговых платежей ограничивалось III кварталом 2020 года, а после вступления — продлено на IV квартал 2020 года.

Вместе с тем в IV квартале 2020 года соответствующие решения местными исполкомами (администрациями СЭЗ) не принимались. В связи с этим МНС разъяснило, что преференции по подп. 2.2 и 2.3 Указа N 143 в IV квартале 2020 года не применяются.

“Ускоренный” возврат НДС по Указу N 143

Продлен по 31.03.2021 срок преференции для крупных плательщиков, указанных в Перечне, в виде сокращения срока зачета разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации объектов, до 10 рабочих дней (вместо общего срока в 30 календарных дней) <*>. Теперь указанная преференция применяется за отчетные периоды с 01.04.2020 по 31.03.2021 (вместо ранее установленной — за отчетные периоды с 01.04.2020 по 30.09.2020).

Особенности исчисления НДС, налога на прибыль, налога при УСН, обусловленные продлением моратория на увеличение базовой арендной величины

Указом N 512 продлен мораторий на увеличение базовой арендной величины и арендной платы за пользование недвижимым имуществом по 31 марта 2022 г. <*>.

Данная норма распространяет действие на отношения, возникшие с 1 октября 2020 г.<*>.

В связи с этим суммы арендной платы за октябрь — декабрь 2020 г. необходимо пересчитать в сторону уменьшения (исходя из размера базовой арендной величины 16,90 руб., а не 17,85 руб.) <*>.

В свою очередь, такой пересчет приводит к необходимости корректировки налоговой базы НДС, налога на прибыль, налога при УСН и налоговых вычетов.

МНС разъяснило порядок корректировок, а именно:

— в части НДС и налоговых вычетов. Корректировка налоговой базы НДС производится арендодателем в текущем периоде, т.е. в 2021 г., на основании согласованного арендодателем и арендатором уменьшения стоимости услуг (арендной платы), выставленного арендодателем дополнительного (исправленного) ЭСЧФ, подписанного арендатором электронной цифровой подписью (далее — ЭЦП), в случае если ранее выставленный ЭСЧФ был подписан ЭЦП арендатором <*>.

Отражение в налоговой декларации (расчете) по НДС суммы уменьшения оборота по реализации применительно к дате подписания арендатором ЭЦП дополнительного (исправленного) ЭСЧФ, выставленного арендодателем, производится в порядке, установленном п. 4 ст. 129 НК.

Корректировка налоговых вычетов в сторону уменьшения производится арендатором в том отчетном периоде, на который приходится согласованное арендодателем и арендатором в установленном порядке уменьшение стоимости услуг (арендной платы)<*>;

— в части налога на прибыль. Налоговая база для целей исчисления налога на прибыль у арендодателя и арендатора корректируется в том отчетном периоде, в котором произведен перерасчет арендной платы, т.е. в 2021 г.

Такой вывод основан на том, что по общему правилу в случае уменьшения (увеличения) арендной платы у арендодателя подлежат корректировке внереализационные доходы и (или) внереализационные расходы в том отчетном периоде, в котором имело место уменьшение (увеличение) арендной платы, а у арендатора в этом отчетном периоде производится соответствующая корректировка затрат, учитываемых при налогообложении<*>.

Исключения предусмотрены ч. 3 п. 13 ст. 168 НК. К таким исключениям относятся, в частности, случаи уменьшения (увеличения) арендной платы, вызванные требованием (уведомлением, инициативой) третьих лиц, а не соглашением сторон, и не относятся случаи уменьшения (увеличения) арендной платы, вызванные вступлением в силу нормативного правового акта, изменяющего размер арендной платы;

— в части налога при УСН. Арендодатели, которые применяли в 2020 г. УСН и в 2021 г. остались на этом режиме налогообложения, в 2021 г. при пересчете арендной платы в связи с продлением моратория, руководствуясь положением абз. 9 п. 5 ст. 326 НК, уменьшают сумму налога при УСН в порядке, установленном подп. 2.1 п. 2 ст. 331 НК.

Плательщиками, перешедшими с общей системы налогообложения на особые режимы налогообложения с 2021 г. и наоборот, уменьшение арендной платы за октябрь, ноябрь, декабрь 2020 г. учитывается при формировании налоговой базы того налога, при исчислении которого была учтена арендная плата за октябрь, ноябрь, декабрь 2020 г.

Особенности определения момента фактической реализации по НДС

Одной из преференций, предусмотренной Указом N 512, является смещение срока исчисления НДС у арендодателя при предоставлении им отсрочки по внесению арендной платы за недвижимое имущество арендатору <*>.

Справочно
Под недвижимым имуществом понимаются капитальные строения (здания, сооружения), в том числе права на которые не зарегистрированы в установленном порядке, изолированные помещения, машино-места, их части <*>.

 МНС разъяснило, что при предоставлении арендодателем отсрочки по арендной плате за недвижимое имущество в соответствии с подп. 6.1 п. 6 или п. 11 Указа N 143, если день сдачи такого недвижимого имущества в аренду приходится на период с 1 января по 30 июня 2021 г., днем сдачи арендодателем в аренду такого недвижимого имущества для целей исчисления НДС признается 31 декабря 2021 г.

Обратите внимание!
МНС разъяснило, что смещение момента фактической реализации по НДС при предоставлении отсрочки по арендным платежам, если день сдачи в аренду приходится на период с 1 января по 30 июня 2021 г., не является правом плательщика. Следовательно, при предоставлении отсрочки по арендной плате у арендодателя момент фактической реализации по НДС будет определяться в порядке, установленном Указом N 512.

 Напомним, что аналогичная преференция предусматривалась по исчислению НДС при предоставлении отсрочки по уплате арендной платы, если день сдачи недвижимого имущества в аренду приходился на период с 1 апреля по 30 сентября 2020 г. Днем сдачи арендодателем в аренду для целей исчисления НДС в таком случае признавалось 31 декабря 2020 г. <*>.

Учет при исчислении налога на прибыль выплат работникам

С 08.01.2021 нанимателю предоставлено право предоставлять работникам отпуск (освобождение) и выплачивать <*>:

— заработную плату за период нахождения работника в режиме самоизоляции в месте, которое определяется нанимателем. При этом заработная плата выплачивается в размере не ниже тарифной ставки (тарифного оклада), оклада, если иное не установлено коллективным договором, соглашением <*>;

средний заработок за период освобождения от работы в связи с его болезненным состоянием на срок до 3 календарных дней суммарно в течение срока действия Указа N 143 без предоставления работником листка нетрудоспособности. Эта норма не распространяется на бюджетные организации и иные организации, получающие субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций <*>.

МНС разъяснило, что с 2021 г. (с 08.01.2021) такие выплаты работникам при исчислении налога на прибыль включаются в состав затрат. Но если выплаты производятся работникам, занятым в социальной сфере, они включаются в состав внереализационных расходов на основании подп. 3.28 п. 3 ст. 175 НК.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex