Министерство по налогам и сборам письмом от 30.04.2020 N 2-2-2/00934 разъяснило порядок применения отдельных норм Указа от 24.04.2020 N 143 «О поддержке экономики».

Изменение сроков уплаты налогов и арендной платы за землю

1. Согласно подп. 2.1Указа N 143 местные органы власти своими решениями вправе предоставить организациям и ИП отсрочку с последующей рассрочкой или налоговый кредит в отношении налогов, полностью уплачиваемых в местные бюджеты, и арендной платы за земли, находящиеся в госсобственности.

МНС разъяснило, что организациям и ИП отсрочка с последующей рассрочкой и налоговый кредит не предоставляются по подоходному налогу, удержанному с доходов физлиц: зарплаты и иных приравненных к ней доходов. Это связано с тем, что его плательщиками признаются физлица. Подоходный налог не является налоговым обязательством организации или ИП. Они признаются налоговыми агентами.

2. Для целей применения Указа N143 отсрочку с последующей рассрочкой можно получить по платежам, по которым имеется задолженность их погашения, и (или) наступил срок их уплаты. А налоговый кредит могут предоставить в отношении обязательств, срок уплаты по которым еще не наступил.

Пример 1. Отсрочка уплаты налога при УСН предоставляется с 23.04.2020 по  30.09.2020, рассрочка – с 01.10.2020 по 31.12.2020, с ее погашением ежемесячно равными долями не позднее последнего рабочего дня каждого месяца.

Пример 2. Налоговый кредит предоставляется по земельному налогу, подлежащему уплате в установленные сроки, приходящиеся на период с 01.05.2020 по 30.09.2020, с его погашением ежемесячно равным долями с 01.10.2020 по 31.12.2020 не позднее последнего рабочего дня каждого месяца.

3. Чтобы получить отсрочку с последующей рассрочкой и налоговый кредит организации и ИП должны подать в местные органы власти по месту нахождения организации (месту жительства ИП) заявление установленной формы <*>.

4. В случае получения отсрочки с последующей рассрочкой и налогового кредита не требуется уточнять данные по ранее представленным налоговым декларациям (расчетам). А налоговые декларации (расчеты) за последующие периоды представляются в общеустановленном порядке.

Уменьшение налога на недвижимость и платежей за землю

1. По Указу N143 местные органы власти, администрации СЭЗ вправе в течение II и III кварталов 2020 года принимать решения об уменьшении отдельным категориям плательщиков (отдельным категориям арендаторов) налога на недвижимость, земельного налога и арендной платы за землю, которые подлежат уплате в указанные кварталы <*>.

МНС конкретизировало сроки уплаты, по которым может быть предусмотрено уменьшение сумм платежей в бюджет:

— по налогу на недвижимость — 22 июня и 22 сентября;

— по земельному налогу — 15 апреля, 15 июля, 15 сентября (по земельным участкам сельхохназначения), 22 мая, 24 августа (по иным земельным участка);

— по арендной плате за землю — 22 мая и 24 августа, а для организаций, которые уплачивают арендную плату не в соответствии с Указом N 101 – это сроки уплаты по договору аренды, приходящиеся на II и III кварталы.

2. Местные органы власти, администрации СЭЗ самостоятельно определяют перечень плательщиков (арендаторов), которым будет предоставлена возможность уменьшения налога на недвижимость, земельного налога и арендной платы за землю. Вместе с тем плательщики (арендаторы) вправе обратиться в упомянутые органы с обоснованием целесообразности включения их в такой перечень.

3. Организации, включенные в перечень плательщиков (арендаторов), которым уменьшается налог на недвижимость, земельный налог и арендная плата за землю, обязаны внести изменения в ранее поданные налоговые декларации (расчеты). Изменения вносятся в следующем порядке:

— декларация по налогу на недвижимость — по строке 6 «Налог, от уплаты которого плательщик освобожден с последующим целевым использованием» в графах 4 и 5;

На заметку
Заполнение декларации на условном примере приведено в приложении 3 к письму N 2-2-2/00934.

— декларация по земельному налогу — по строке «Сумма земельного налога, на которую уменьшается налог, подлежащий уплате» в графах 16, 18 и 20 – по землям сельхозназначения и в графах 17 и 19 – по иным земельным участкам;

На заметку
Заполнение декларации на условном примере приведено в приложении 1 к письму N 2-2-2/00934.

— расчет по арендной плате за земельные участки — по строке «Сумма арендной платы, на которую уменьшается арендная плата, подлежащая уплате» в графах по соответствующим срокам уплаты, приходящимся на II и III кварталы 2020 года.

На заметку
Заполнение расчета на условном примере приведено в приложении 2 к письму N 2-2-2/00934.

Смещение срока наступления момента фактической реализации в целях исчисления НДС

1. Для арендодателей, предоставляющих отсрочку арендаторам по оплате арендной платы по подп. 6.1 или п. 11 Указа N143, предусмотрено смещение срока наступления момента фактической реализации в целях исчисления НДС на 31.12.2020. Такой срок установлен в отношении арендной платы за недвижимое имущество, день сдачи которого в аренду приходится на период с 01.04.2020 по 30.09.2020 <*>.

МНС разъяснило, что под недвижимым имуществом для целей применения п. 12 Указа N 143 понимаются капстроения (здания, сооружения), в том числе права на которые не зарегистрированы в установленном порядке, изолированные помещения, машино-места, их части как государственной, так и частной формы собственности.  

2. В отношении арендной платы, приходящейся на период с 01.04.2020 по 30.09.2020, ЭСЧФ арендодателями за указанный период будет выставлен в адрес арендаторов не позднее 10.01.2021. В отношении арендной платы, приходящейся на период с 01.10.2020, исчисление и уплата НДС, а также выставление ЭСЧФ производятся в установленном порядке.

3. При применении отсрочки по оплате НДС по п. 12 Указа N143 плательщики уточненную декларацию по НДС не представляют. А обороты по сдаче недвижимого имущества в аренду за период с 01.04.2020 по 30.09.2020 будут отражаться в декларации за 2020 год, представляемой по сроку 20.01.2021.

Учет затрат на проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий при налогообложении прибыли

По подп. 2.5 Указа N 143 затраты на проведение санитарно-противоэпидемических, в том числе ограничительных, мероприятий по перечню, определяемому Минздравом, включаются организациями при исчислении налога на прибыль в состав внеррасходов.

МНС пояснило, что в настоящее время Минздрав разрабатывает указанный перечень. После его принятия МНС подготовит дополнительные разъяснения по данному вопросу.

Смена системы налогообложения ИП и перерасчет единого налога

1. Для ИП, уплативших в 2020 году единый налог, предусмотрено право перейти с 1-го числа календарного месяца 2020 года на иной порядок налогообложения с соблюдением условий его применения <*>.

МНС разъяснило, что воспользоваться правом перехода на УСН или подоходный налог могут ИП, уплатившие единый налог в 2020 году, независимо от основного вида осуществляемой экономической деятельности. Причем, на подоходный налог можно перейти, начиная с 1 апреля 2020 года, а на УСН – с 1 мая 2020 года.

Кроме того, в письме на практических примерах показано, в какие сроки необходимо подавать уведомление о переходе на УСН, какие изменения следует указать в уточненной декларации по единому налогу при переходе на иной порядок налогообложения и какие ограничения есть для перехода на УСН.

2. Установлена возможность зачета или возврата сумм единого налога для ИП и физлиц в случае временного неосуществления деятельности <*>.

МНС разъяснило, что сумму единого налога, подлежащую зачету или возврату, ИП определяет самостоятельно в декларации по единому налогу на основании уведомления, которое подается не позднее дня, предшествующего дню временного неосуществления деятельности ИП, торгового объекта, объекта общественного питания, обслуживающего объекта <*>.

Физлицо, не осуществляющее предпринимательскую деятельность, для зачета (возврата) суммы единого налога представляет  в налоговый орган письменное уведомление, в котором указан период временного неосуществления деятельности. Такое уведомление необходимо подать в любой срок, иные дополнительные документы, подтверждающие временное неосуществление деятельности, представлять не нужно <*>.

Также на примерах показано, за какие периоды ИП и физлицу можно произвести перерасчет единого налога, и при каких обстоятельствах налог не зачтут (не вернут).

Читайте также

Комментарий к Указу N 143 о поддержке экономики в условиях пандемии коронавируса