Став топ-менеджером, руководитель рано или поздно начинает задумываться о том, что занимаемая должность – пик карьеры и расти больше некуда. Ежедневная рутина и отсутствие сложных задач могут спровоцировать усталость, снижение вовлеченности и обесценивание собственных достижений. А это уже симптомы профессионального выгорания. Как топ-менеджеру «не упереться в потолок» и найти способы расти дальше внутри компании, не меняя место работы?

Вместо введения, или При чем тут кризисы

Прежде всего необходимо осознать, что ощущение тупика – стандартный этап развития. В течение жизни человек сталкивается не только с возрастными, но и профессиональными кризисами.

Так, в 15–17 лет, в момент выбора учебного заведения, настигает кризис профессиональной ориентации: то ли направление я выбрал? В 18–22 года наступает разочарование от выбранной профессии. 23–30 лет – крах ожиданий: рабочая реальность скучна. В возрасте 30–55 лет случается кризис карьеры, когда человеку кажется, что расти больше некуда. После достижения пенсионного возраста – «кризис эпохи»: сложно смириться с тем, что карьеры в жизни больше нет.

Кроме того, руководители сталкиваются с более высоким уровнем неопределенности, чем наемные работники. Топ-менеджеры особенно подвержены профессиональному выгоранию, так как вынуждены принимать решения в условиях нестабильности и нести ответственность за других. Следует учесть и то, что на данный момент управленческие позиции все чаще занимают 30–40-лентие менеджеры, а значит профессиональный кризис таких руководителей может совпасть с возрастным.

Таким образом, эмоциональное состояние и ощущение карьерного потолка может быть связано не с объективной реальностью, а с внутренним состоянием.

Далее сконцентрируемся на основных путях развития руководителя высшего звена.

Куда расти топ-менеджеру

Итак, вы решили остаться на прежнем месте работы и планируете реализоваться во внешней среде?

1. Придумайте новую роль.

Подумайте над смежными компетенциями: директор по маркетингу вполне может стать директором по продажам.

Если в компании планируется реорганизация, вывод на рынок нового продукта или покорение других регионов, вам могут отрыться новые перспективы. Подумайте над стоящими перед бизнесом задачами, предложите решение и определите для себя место, которое вы могли бы занять.

2. Станьте наставником.

Если в вашем багаже впечатляющий управленческий опыт – передайте его, станьте ментором и наставником для команды.

3. Возглавьте некоммерческий проект.

4. Смените статус топ-менеджера на партнера компании.

5. Оптимизируйте существующие бизнес-процессы. Пару лет скучать точно не придется.

6. Вступите в профильное бизнес-сообщество. Возможно, в среде единомышленников с предпринимательским мышлением вы обретете новые карьерные смыслы. Обмен опытом пригодится в любом случае.

7. Повысьте собственную узнаваемость. Публикуйтесь в СМИ, выступайте на конференциях, оформите должным образом свои соцсети.

8. Предложите новый проект или направление бизнеса.

9. Станьте докладчиком на профессиональных мероприятиях или ведущим тренинга управленческих навыков. Большинство бизнес-тренеров и консультантов – топ-менеджеры компаний, которые делятся своим опытом и знаниями с коллегами.

10. Попробуйте себя в преподавательской деятельности. Бизнес-школы охотно привлекают для чтения лекций преподавателей-практиков.

Lifelong learning топ-менеджера

Топ-менеджер просто обречен на постоянное развитие и обучение, потому что бизнес-среда сегодня изменяется стремительно. Прежние навыки и подходы,  полезные на растущих рынках, стали неактуальными. Управление сегодня – вызов, а не набор типовых задач. Узкая специализация топ-менеджера не так востребована в переходные периоды экономики, а значит, профессиональный рост может длиться бесконечно.

Управленцу стоит обратить внимание на смежные отрасли. Например, директору по продажам – изучить маркетинг, финансовому менеджеру – бухгалтерию.

Поскольку все важные компетенции руководителя так или иначе связаны с персоналом, выстраиванием бизнес-процессов и системы менеджмента, топ-менеджеру можно сконцентрироваться на восполнении недостатка знаний и в этих областях.

Чему именно учиться?

1. Стратегическому управлению. По мнению Ицхака Адизеса, руководитель не всегда абсолютно успешен во всех управленческих ролях, а потому стоит освоить управленческие роли по Адизесу: производителя результатов, администратора, предпринимателя и интегратора.

2. Основам HR-менеджмента, ведь сотрудники – главный ресурс компании.

3. Финансовому менеджменту. Знание основ системы финансовых инструментов и управления, риск-менеджмента помогут контролировать необходимые показатели.

4. Лидерству. Лидерские качества можно развить – например, научиться анализировать как позитивную, так и негативную обратную связь, управлять командой через неформальное общение, эффективно коммуницировать. Именно на лидере лежит ответственность за корпоративную культуру и бизнес-показатели.

5. Маркетингу. Чтобы избежать маркетинговых просчетов и понимать, насколько профессиональна выбранная стратегия.

6. Управлению проектами, инновациями и распределению ресурсов. Сроки – результат – цель – бюджет должны быть сбалансированы. Такие навыки помогут вовремя спасти неудачный проект.

На заметку
Дополнительный источник понимания пробелов в навыках управленца – метод «360 градусов».  Для определения точек роста составьте опросник с актуальными на данный момент навыками для компании. Для начала заполните его сами, затем попросите HR анонимно опросить тех коллег, мнение которых для вас ценно. Сравните представление о себе с мнением тех, кем вы управляете.

Топ-менеджеру есть куда развиваться! Ищите новые задачи, роли и перспективы. Находите новые смыслы и интересы, практикуйте нетворкинг. Для выбора верной карьерной стратегии представьте себя через 10 лет: кем и где вы себя видите, какие задачи решаете? Если честно ответите себе на эти вопросы, выбрать стратегию развития станет легче.

Источник фото в статье https://ru.freepik.com/