В интервью, приуроченном ко дню тридцатилетия налоговых органов
Андрей Владимирович Соболевский, начальник ИМНС по г. Минску
рассказывает об изменениях в работе столичных налоговых органов


2020 год –  это год 30-летия  налоговой службы. Андрей Владимирович, расскажите,  как изменилась налоговая система за эти  годы.

Три десятка лет —  это большой отрезок времени, за которым стоит немалый труд тысяч людей. Результатом этого труда  по праву можно считать сам путь развития налоговой системы, все чего удалось добиться,  и то, к чему мы еще только идем. Уверен, что многие плательщики оценили темп внедрения электронных технологий, который налоговая служба поддерживала на высоком уровне все последние годы. Создание электронных сервисов (система электронного декларирования, личный кабинет плательщика и др.) позволяет предлагать плательщикам комфортные условия обслуживания, удобное налоговое администрирование, гармонично сочетающее в себе эффективный  сбор налогов, клиентоориентированность и передовой уровень технологических решений.

На протяжении всей своей деятельности налоговые органы стремились  к повышению качества работы. Но наиболее значимые изменения связаны, прежде всего, с  новой моделью обслуживания плательщиков с помощью специальных центров, которая  более эффективна за счет скорости и качества обслуживания.

Первый в Беларуси Центр обслуживания плательщиков (ЦОП) открылся  в  октябре 2016 года для плательщиков Московского района г. Минска. Сегодня  такие центры  открыты   уже в  восьми  инспекциях города: по Московскому, Партизанскому, Заводскому, Фрунзенскому №1 и №2,Первомайскому, Октябрьскому и Центральному районам г. Минска.

Обслуживание в таких центрах построено с помощью электронной очереди, и, что особенно важно, отсутствует закрепление субъектов хозяйствования за инспекторами — плательщик взаимодействуют со свободным в данный момент компетентным специалистом.
Кроме того, введен экстерриториальный принцип обслуживания физических лиц.

Совершенствуется и налоговое законодательство, о чем свидетельствует вступление с 2019 года в силу нового Налогового кодекса.
Проводимая инспекциями г. Минска информационно-разъяснительная работа, в первую очередь, направленна на формирование в обществе высокого уровня налоговой культуры и, как следствие, формирование доходной части бюджета за счет добровольных поступлений, сокращение количества допускаемых нарушений налогового законодательства.

В целях создания комфортных условий для добровольного исполнения плательщиками налоговых обязательств повышается уровень информационной открытости с использованием всех средств массовой информации, а также посредством рассылки через Центр информирования плательщиков, работает контакт — центр МНС, расширяется присутствие в сети Интернет, в том числе социальных сетях.

Активная просветительская работа ведется среди детей и молодежи — будущих налогоплательщиков. Для них сотрудники налоговых органов проводят открытые уроки, часы информирования, тематические акции, конкурсы.

Для налоговых органов и для государства в целом важно полноценное функционирование института налогового консультирования, так как его создание направлено на формирование благоприятных условий для развития бизнеса путем обеспечения повышения защиты интересов граждан и юридических лиц, эффективности налогового администрирования, уменьшения правонарушений и споров, и, как следствие, увеличение бизнес-активности в стране и налоговых поступлений в бюджет.

Контрольная работа на протяжении последних лет направлена в первую очередь на предупредительный характер работы и на ориентирование плательщиков к добровольному исполнению налоговых обязательств.

В своей работе подразделениями камерального контроля инспекций города Минска используют имеющиеся в распоряжении налоговых органов информационные ресурсы, в особенности возможности автоматизированной информационной системы «Учет счетов-фактур». Данная форма контроля базируется на законодательно закрепленной обязанности плательщиков выставлять электронные счета-фактуры и направлена на организацию четкого и прозрачного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью субъектов предпринимательской деятельности без вмешательства в их работу.

Это говорит о том, что налоговые органы, не прибегая к проверочным мероприятиям, могут стимулировать плательщика на добровольное исполнение налоговых обязательств.
Так, камеральный контроль с приоритетным использованием функционала автоматизированной информационной системы «Учет счетов-фактур» прочно занял позицию основного акцента в контрольной работе.

Помимо упора на контроль своевременности и полноты уплаты налогов (сборов), налоговые органы при проведении камерального контроля уделяют отдельное внимание предотвращению неправомерного возврата из бюджета сумм НДС, в первую очередь связанного с использованием теневых схем.

Оценивая результаты дополнительных поступлений обеспеченные налоговыми органами, следует отметить, что взыскания по результатам проведения камерального контроля на протяжении последних ряда лет составляют более 70% в общей сумме всех поступлений от контрольной работы.

Приведенные данные показывают, что оперативное проведение налоговыми органами такого контроля отвечает интересам как бюджета, так и плательщиков.
Однако в нашей работе без проверочных мероприятий порой не обойтись. Не все субъекты спешат добровольно исправиться и уплатить налоги на основании уведомления налогового органа. В отношении злостных неплательщиков, использующих в своей деятельности различные нелегальные схемы, приходится прибегать к проведению проверок.
Самая главная задача, стоящая перед налоговыми органами, — обеспечить формирование бюджета и эта задача выполняется.

Ваши поздравления коллегам и пожелания налогоплательщикам.

Налоги – это фундамент экономической и социальной жизни государства! От нелегкой, кропотливой, порой незаметной работы каждого налогового инспектора, специалиста, референта зависит пополнение бюджетов всех уровней, а в конечном итоге – благосостояние граждан, их настроение, социальная стабильность в обществе.

Убежден, что профессионализм, принципиальность и добросовестность будут и впредь способствовать выполнению поставленных задач. Пусть высокое чувство долга и ответственности будут гарантией стабильности, а оптимизм станет неиссякаемым источником энергии сделать больше, лучше и качественнее на благо белорусского народа.

Всем налогоплательщикам хочется пожелать, чтобы им был обеспечен, как можно более благоприятный налоговый климат, своевременно исполнялись налоговые обязательства, обеспечивая тем самым рост поступлений в бюджет.