Ассоциацией налогоплательщиков и МНС при организационной поддержке члена ассоциации ООО «ЮрСпектр» проведен круглый стол «Налоговые проверки: когда ждать и как подготовиться».

О налоговых проверках с учетом последних изменений законодательства рассказали Мария Александровна Королькова, начальник отдела планирования и анализа контрольной деятельности Главного управления организации контрольной деятельности МНС; Светлана Владимировна Еськова, начальник управления организации камерального контроля МНС; Анна Николаевна Протас, начальник управления досудебного рассмотрения жалоб МНС.

Выборочные налоговые проверки: назначение, сроки проведения, проверяемый период, результаты

М.А.Королькова отметила, что выездные проверки бывают выборочными и внеплановыми в зависимости от включения их в План выборочных проверок (далее — План проверок) <*>.

Перечень оснований назначения внеплановых проверок, а также должностных лиц, которые могут их назначать, строго ограничен законодательством <*>.

План проверок формируется Комитетом госконтроля и размещается на его официальном сайте. Информация о проверках на 1-е полугодие 2019 года содержится на сайте в разделе «Планы проверок», на 2-е полугодие 2019 года она будет размещена не позднее 15.06.2019 <*>.

При планировании проверок учитываются критерии оценки степени риска плательщика. В различных сферах контроля критерии разрабатывают соответствующие государственные органы. Они используют общую Методику формирования системы оценки степени риска N 43 (Далее — Методика N 43) <*>.

Для проведения выборочных налоговых проверок (далее — проверки) отбор плательщиков осуществляет МНС. Критерии отбора установлены приказом N 20 (размещено на сайте). Используя данные критерии, плательщик также сам может оценить свою степень риска.

Критерии МНС сформированы для разных групп плательщиков в зависимости от системы налогообложения и видов деятельности. Оценка производится, как правило, за предшествующий календарный год, а по некоторым критериям — за 2 или 3 года. Источниками информации для оценки являются: отчетность плательщика, информация, представляемая иными органами и организациями, результаты предыдущих проверок и др <*>.

Установлена формула расчета индикатора высокой степени риска. Если по критериям плательщик превышает этот индикатор, он попадает в перечень субъектов с риском <*>.

При этом в перечень не включаются плательщики, у которых не истекло:

— 2 года со дня создания (кроме реорганизации);

— 3 года со дня завершения предыдущей проверки. Данный 3-летний период отсчитывается с последнего дня календарного года, в котором была проверка. Например, если предыдущая проверка окончена в январе 2015 г., период отсчитывается с 31.12.2015, независимо от проверяемого периода, дат регистрации акта или решения по акту проверки <*>.

При отнесении плательщика к группе субъектов с риском он может быть включен в План проверок при наличии дополнительной информации о нарушениях. Например, это могут быть результаты камерального контроля, чек-листы, аудиторские заключения, сведения правоохранительных органов и т.п. <*>.

Обнаружив себя в Плане проверок, плательщик может узнать о причинах включения, обратившись в налоговый орган (устно или письменно). Без такого обращения налоговый орган не уведомляет о присвоении определенной степени риска.

Когда налоговый орган может потребовать первичные учетные документы в ходе камеральной проверки (тезисы выступления Светланы Еськовой), нужно ли соблюдать в 2019 году «принцип иерархии» при обжаловании решения по акту, а также могут ли освободить от административной ответственности (ответы Анны Протас), читайте в ilex.