Постановлением Правления Нацбанка от 06.03.2024 N 78 «Об изменении постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 19 декабря 2012 г. N 669» внесены изменения в постановление от 19.12.2012 N 669 «Об оценке соответствия квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации, об аттестации и специальной аттестации» в части корректировки требований к деловой репутации ключевых лиц банков, НКФО, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» (далее — банк). Изменения действуют с 20.03.2024.

1. Кого касаются обновленные требования к деловой репутации

Требования к деловой репутации предъявляются к должностным лицам, которые выполняют ключевые функции в банке. К таким лицам относятся работники банка, которые имеют возможность оказывать существенное влияние на решения, принимаемые банком (ч. 7 ст. 34 БК). Перечень должностей лиц, которые выполняют ключевые функции в банке, не установлен. Каждый банк самостоятельно определяет перечень должностных лиц, выполняющих ключевые функции в банке на основании критериев, установленных Нацбанком (ч. 17 ст. 109-1 БК). К таким критериям относятся:

занятие должностей либо выполнение функций лиц, указанных в абз. 5 ч. 6 ст. 34 БК. Это, в частности, члены совета директоров, коллегиального исполнительного органа, руководители и главные бухгалтеры, их заместители, должностные лица, ответственные за управление рисками, за внутренний контроль, руководители службы внутреннего аудита, комплаенс-контроля, лица, которые их замещают, кандидаты, которые претендуют на выполнение соответствующих функций;

и (или) непосредственное руководство, координация, курирование, принятие решений по направлениям деятельности банка, генерирующим риски (корпоративный бизнес, малый и средний бизнес, розничный бизнес, обеспечение ликвидности), и прямая подчиненность члену коллегиального исполнительного органа банка;

и (или) вхождение в состав, принятие на постоянной основе участия в работе коллегиальных органов банка (за исключением лиц, осуществляющих протокольно-организационное или техническое сопровождение работы таких органов), принимающих решения по крупному риску (размер риска на одного должника превышает 10 процентов от нормативного капитала банка), с правом голоса или без права голоса;

и (или) получение в банке суммы ежемесячного дохода в виде заработной платы, иных видов вознаграждений и компенсаций независимо от их формы, прямо либо косвенно получаемых от банка, в том числе в виде страховых возмещений и выплат, равной или превышающей среднее значение указанных доходов членов коллегиального исполнительного органа банка (ч. 5 п. 2 Инструкции N 669).

На основании этих критериев банк также включает в перечень сотрудников, не являющихся членами органов управления банка, когда Нацбанк признал их должностными лицами, выполняющими ключевые функции в банке. Банк обеспечивает прохождение такими сотрудниками оценки соответствия предъявляемым к ним квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации (ч. 18 ст. 109-1 БК).

2. Какие требования к деловой репутации ключевых сотрудников изменились

Из требований к деловой репутации к должностным лицам, выполняющим ключевые функции в банке, исключены два требования:

об отсутствии решения уполномоченного органа о привлечении к ответственности за нарушение требований законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения (ПОД/ФТ);

об отсутствии информации о нарушении правовых актов банка и (или) о принятии решений, повлекших нарушение законодательства.

Соответственно, скорректировано требование об отсутствии письменной информации органов надзора иностранного государства о несоответствии предъявляемым требованиям к деловой репутации ключевых лиц банка. Ключевые сотрудники банка признаются соответствующими этому требованию, когда от органов надзора иностранного государства не поступила письменная информация о несоответствии деловой репутации требованиям, указанным в абз. 2 — 5 п. 23 Инструкции N 669, как и сейчас, а также о несоответствии лица требованию об отсутствии его в Перечне организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, причастных к террористической деятельности (далее — Перечень).

Справочно
Перечень размещается на официальном сайте Комитета государственной безопасности в глобальной компьютерной сети Интернет.

В данный Перечень включаются физлица:

в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической деятельности, причастности к распространению оружия массового поражения либо нахождении под контролем организаций, физлиц, ИП, участвующих в террористической деятельности, причастных к распространению оружия массового поражения;

определяемые причастными к террористической деятельности и (или) распространению оружия массового поражения (п. 3 Положения N 1256).

Среди оснований для включения в Перечень — постановления судов, в том числе иностранных, информация международных организаций (п. 5 Положения N 1256).

3. На что обратить внимание банкам

При отборе кандидатов на выполнение ключевых функций в банке нужно учитывать действующие требования к деловой репутации, перечисленные в п. 23 Инструкции N 669.

Не потребуется обосновывать соответствие кандидатов отмененным требованиям к деловой репутации.

Если в ЛПА банка перечислены требования к деловой репутации ключевых лиц, то потребуется внести изменения в ЛПА.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex