Постановлением Правления Нацбанка от 14.09.2022 N 343 «Об утверждении Правил оказания услуг клиринга» установлены требования к порядку оказания услуг клиринга на территории Республики Беларусь клиринговым центром в части денежного и информационного клиринга, в том числе требования к содержанию услуги клиринга, к документам клирингового центра, управлению платежными рисками, перечень сведений об участниках клиринга, содержание правил клиринга.

1. Виды клиринговых услуг, клиринговое обеспечение

Клиринговый центр — это поставщик платежных услуг клиринга. Центр обеспечивает в рамках платежной системы либо в соответствии с правилами клиринга:

— прием к обработке (исполнению) платежных указаний (платежных инструкций) участников платежной системы об осуществлении перевода денежных средств;

— услуги клиринга;

— выполнение иных действий, предусмотренных Законом N 164-З.

Клиринг — процесс передачи, сбора, сверки, вычисления взаимных денежных требований и обязательств участников этого процесса, в том числе посредством вычисления чистых позиций.

Правила N 343 определяют требования к порядку оказания услуг:

— денежного клиринга. Такие услуги оказывает клиринговый центр, выступающий плательщиком и получателем средств по переводам денежных средств участников клиринга (участников платежной системы);

— информационного клиринга. Такие услуги оказывает клиринговый центр, не выступающий плательщиком и получателем средств по переводам денежных средств участников клиринга (участников платежной системы).

Правила N 343 выделяют следующие виды клиринга:

— простой клиринг, когда обязательства и требования по сделкам (операциям) каждого участника клиринга определяются по отдельной совершенной участником клиринга сделке;

— многосторонний клиринг, когда обязательства и требования по сделкам (операциям) каждого участника клиринга определяются по всем совершенным участником клиринга сделкам (операциям), включенным в клиринговый пул.

Проведение денежного клиринга, исполнение обязательств, допущенных к клирингу, гарантируются индивидуальным и (или) коллективным клиринговым обеспечением.

В случае индивидуального клирингового обеспечения гарантийный фонд формируется за счет денежных средств единственного участника клиринга или клирингового центра.

При коллективном клиринговом обеспечении формируется гарантийный фонд за счет взносов участников клиринга, или заключается соглашение, в рамках которого участники платежной системы отвечают в равных или иных долях перед клиринговым центром и (или) участниками клиринга за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств одним или несколькими недобросовестными участниками клиринга.

2. Документы клирингового центра

Для деятельности клирингового центра нужны следующие документы:

— утвержденный уполномоченным органом клирингового цента документ, определяющий порядок организации и осуществления внутреннего контроля, в том числе меры по ПОД/ФТ. Клиринговый центр использует перечень организаций и физических лиц, причастных к террористической деятельности, размещенный на официальном сайте КГБ, и (или) автоматизированные системы поиска информации, содержащие сведения из этого перечня;

— утвержденный уполномоченным органом клирингового центра документ, определяющий правила организации системы управления платежными рисками;

— утвержденные им правила клиринга или правила платежной системы, участником которой он является.

Содержание правил клиринга определено в п. 2 ст. 17 Закона N 164-З. Правила N 343 устанавливают дополнительные требования к содержанию правил клиринга:

— порядок и условия включения обязательств в клиринговый пул (исключения обязательств из клирингового пула);

— способы осуществления клиринга;

— права и обязанности клирингового центра, участников клиринга;

— меры, направленные на управление рисками (снижение рисков) при проведении клиринга;

— перечень используемых клиринговым центром форм учета обязательств, допущенных к клирингу;

— условия применения индивидуального и (или) коллективного клирингового обеспечения;

— порядок определения размера взноса в гарантийный фонд. Правила клиринга могут предусматривать создание нескольких гарантийных фондов. Различные гарантийные фонды могут находиться на одном специальном счете;

— порядок информирования клиринговым центром участников клиринга об итогах клиринга;

— план действий по предупреждению и урегулирования чрезвычайных ситуаций;

— порядок оплаты услуг клирингового центра.

Клиринговый центр вправе в одностороннем порядке вносить изменения в правила клиринга.

Для организации системы учета обязательств и требований участников клиринга клиринговый центр использует клиринговые реестры, которые формирует в электронном виде. В реестрах по каждому участнику клиринга учитываются следующие данные:

— при проведении информационного клиринга — нетто-обязательства (нетто-требования) участников клиринга;

— при проведении денежного клиринга:

нетто-обязательства (нетто-требования) участников клиринга;

обязательства клирингового центра;

индивидуальное клиринговое обеспечение (при наличии);

денежные средства, подлежащие возврату (при наличии);

денежные средства, учитываемые в качестве взноса в гарантийный фонд (при наличии).

3. Управление платежными рисками клирингового центра

Клиринговый центр организовывает систему управления платежными рисками, связанными с оказанием услуги клиринга.

Среди мер по снижению (недопущению) платежных рисков при исполнении обязательств, допущенных к денежному клирингу:

— формирование требований к финансовой устойчивости участников клиринга;

— создание гарантийного фонда;

— установление требований к размеру индивидуального клирингового обеспечения;

— перечисление участникам клиринга нетто-требований при условии выполнения участниками клиринга соответствующих нетто-обязательств;

— пересчет размера обязательного взноса каждого участника клиринга в гарантийный фонд в порядке и сроки, установленные клиринговым центром;

— контроль за восстановлением участниками клиринга использованных средств гарантийного фонда;

— принудительное закрытие нетто-позиций недобросовестных участников клиринга в ходе клиринговых сессий в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения ими нетто-обязательств;

— установление лимитов на размер обязательств участников клиринга и др.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex