В Минске 24.06.2021 Следственным комитетом Республики Беларусь при организационной поддержке ООО «ЮрСпектр» проведена Международная научно-практическая конференция «Следственная деятельность: наука, образование и практика». Данным мероприятием Следственный комитет отметил важные даты в своей истории: 10 лет со дня образования Следственного комитета и 1 год ведомственному учреждению образования – Институту Следственного комитета.

Конференция Следственного комитета

С приветственными и поздравительными словами выступили Гора Дмитрий Юрьевич – Председатель Следственного комитета Республики Беларусь, Швед Андрей Иванович – Генеральный прокурор Республики Беларусь, Чуприс Ольга Ивановна – заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь, Палванов Марат Биембетович – начальник отдела организации и контроля учебного процесса Академии Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан от имени Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан.

Первым с докладом «О новых рисках и вызовах в контексте обеспечения национальной безопасности» выступил Арчаков Владимир Юрьевич, заместитель Государственного секретаря Совета Безопасности Республики Беларусь, кандидат юридических наук. В своем выступлении он отметил, что современный мир переживает сложный период трансформации к новой системе международных отношений, усилились противоречия и конкуренция между ведущими мировыми державами. Кроме того, в обществе сформировались принципиально новые отношения, которые существенно меняют привычный уклад вещей. Особое влияние эти процессы оказывают на вопросы обеспечения национальной безопасности. Конфликтный потенциал, о котором говорится в Концепции национальной безопасности, принятой в 2010 году, не только не снизился, но и приобрел новые свойства.

Распространение COVID-19 привело к еще большему обострению болевых точек современного мира. Стало понятно, что обеспечение биологической безопасности должно стать более комплексным, скоординированным процессом. В международных отношениях все большую популярность приобретает концепция «мягкой силы» — использование нематериальных ресурсов, достижений культуры, методов убеждения для оказания необходимого влияния на население зарубежных стран без военно-силового давления.

В связи с вышеизложенным по поручению Главы государства действующая Концепция национальной безопасности от 2010 г. будет обновлена.

Рахмон Юсуф Ахмадзон, Генеральный прокурор Республики Таджикистан, в докладе «Развитие системы подготовки кадров для органов предварительного следствия» поделился опытом Республики Таджикистан в этой сфере.

Для подготовки кадров Генеральная прокуратура страны сотрудничает с тремя высшими учебными заведениями. Генеральный прокурор ежегодно участвует в качестве председателя в государственной экзаменационной комиссии и лично отбирает из числа выпускников отличников будущих сотрудников, в частности следователей. Молодые специалисты периодически проходят курс повышения квалификации в Институте Генеральной прокуратуры страны.

В целях повышения профессиональных знаний на международном уровне, обмена опытом прокуроры и следователи Республики Таджикистан благодаря международным соглашениям генпрокуратур государств — участников СНГ о сотрудничестве направляются в Университет прокуратуры Российской Федерации.

На базе прокуратуры Республики Таджикистан создан Центр по противодействию экстремизму и терроризму. В нем созданы все условия для проведения образовательных мероприятий, конференций, теоретических занятий для следователей всех уровней. Докладчик пояснил, что Генеральная прокуратура готова принять в данный центр слушателей всех заинтересованных стран в рамках СНГ для обмена опытом и подготовки кадров органов предварительного расследования.

Казакевич Геннадий Аркадьевич, заместитель Министра внутренних дел Республики Беларусь – начальник криминальной милиции, остановился на новациях в профилактике правонарушений на основе сведений, содержащихся в материалах оперативно-розыскной деятельности.

Он отметил, что с принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23.04.2021 N 241 «О порядке использования сведений, содержащихся в материалах оперативно-розыскной деятельности» во исполнение ст. 49 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» исчезла проблема разного толкования нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы профилактики правонарушений с использованием результатов оперативно-розыскной деятельности.

Мательский Андрей Францевич, директор Национального центра правовой информации Республики Беларусь, выступил с докладом «Информационно-правовое обеспечение следственной деятельности». Так, в настоящее время в рамках цифровизации следственной деятельности ведутся работы по разработке Единой автоматизированной системы Следственного комитета (ЕАИС СК). С помощью ее будет возможна автоматизация процессов по оформлению материалов уголовных дел, ускорение получения информации из банков и баз данных государственных органов.

Необходимым условием для осуществления деятельности Следственного комитета является доступность правовой информации, материалов судебной, правоприменительной практики. Национальный центр правовой информации обеспечивает такой информацией всех заинтересованных субъектов через эталонный банк данных правовой информации (ЭБДПИ). Для удовлетворения потребностей профессиональных пользователей созданы специализированные ресурсы – банки данных «Судебная практика», «Правоприменительная практика», «Формы документов». Для информационно-правового обеспечения государственных органов, в том числе и деятельности Следственного комитета, созданы банки данных принимаемых ими локальных правовых актов. Доступ ко всем банкам данных осуществляется посредством информационно-поисковых систем «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE».

Банк данных локальных правовых актов Следственного комитета формируется Национальным центром правовой информации с 2012 г.

Мамедов Эльчин Мамедбагил оглу, первый заместитель Генерального прокурора Азербайджанской Республики, рассказал о современных тенденциях в области профессиональной подготовки работников прокуратуры в Азербайджанской Республике.

С целью повышения теоретических знаний и профессиональной подготовки работников прокуратуры функции по организации учебного процесса возложены на научно-учебный центр Генеральной прокуратуры, созданный в 2009 году. Действует система непрерывного обучения и повышения уровня профессиональной подготовки: организуются тренинги, курсы повышения квалификации, семинары, конференции, используется опыт систем образования других стран и международных организаций. Особенно востребовано и актуально в последнее время дистанционное обучение с использованием онлайн-платформ, современного оборудования.

Каждый работник прокуратуры привлекается к учебным мероприятиям не реже одного раза в три года, а также при изменении направления служебной деятельности, повышении в должности.

Докладчик отметил, что уровень теоретической и профессиональной подготовки работника, отношение к обучению учитываются при принятии решения о соответствии его занимаемой должности, поощрении или повышении по службе. Это стимулирует серьезное отношение к обучению.

Кроме вышеуказанного научно-учебный центр Генеральной прокуратуры проводит курсы по изучению иностранных языков и информационных технологий.

С докладом на тему «О подходах к совершенствованию информационно-аналитической деятельности и переподготовке аналитиков в системе обеспечения национальной безопасности» выступил Баньковский Алексей Леонидович, начальник управления Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь, кандидат юридических наук. В своем выступлении он обозначил ряд аспектов, затрудняющих дальнейшее развитие информационно-аналитической деятельности (далее — ИАД):

1) методологическая неопределенность в отношении структуры, сущности и содержания ИАД, ее места и роли в системе обеспечения национальной безопасности;

2) недостаточная эффективность системы подготовки и переподготовки специалистов-аналитиков для решения задач ИАД при отсутствии в ряде ведомств информационно-аналитических подразделений.

Предлагается следующая формулировка того, что такое ИАД: это сложный феномен, охватывающий самостоятельный вид мыслительной и организационно-управленческой деятельности по сбору, систематизации, анализу, оценке рисков, вызовов и угроз, поиску и хранению информации, информационно-технологическому обеспечению указанных процессов, прежде всего для удовлетворения информационно-аналитических потребностей лиц, принимающих решения. Это необходимо для решения как внутренних, так и внешних задач обеспечения национальной безопасности, прогнозирования и моделирования основных тенденций развития обстановки, выработки предложений и рекомендаций лицам, принимающим решения.

Для решения кадровой задачи по переподготовке специалистов-аналитиков была разработана авторская учебная программа по новой дисциплине «Организация информационно-аналитической работы в органе государственного управления, организации». Ее реализация происходит на базе Академии управления при Президенте Республики Беларусь по поручению Главы государства. Кроме того, постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 31.05.2019 № 69 утверждены изменения Образовательного стандарта переподготовки руководящих работников и специалистов по специальности 1-26 01 81 «Информационно-аналитическая работа в системе органов государственного управления», предусматривающего присвоение квалификации «Специалист в области государственного управления. Аналитик».

В дальнейшем планируется масштабирование и совершенствование переподготовки аналитиков в сфере госуправления, в том числе на базе ведомственных вузов для нужд ИАД. Видится целесообразной разработка новой специальности, адаптированной для задач Следственного комитета.

Об особенностях профессиональной подготовки и повышении квалификации прокурорско-следственных кадров в Академии Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан рассказал Палванов Марат Биембетович, начальник отдела организации и контроля учебного процесса Академии Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан, кандидат юридических наук, доцент.

В 2018 г. была создана Академия Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан (далее — Академия) – образовательное и научно-исследовательское учреждение, которое осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников органов прокуратуры. Поскольку прокуратура в Узбекистане выполняет помимо надзорных функций функции следственного органа, то слушателями являются и следователи.

Докладчик рассказал, что в настоящее время процесс обучения имеет практико-ориентированный и компетентностный подход, произведена цифровизация всех направлений деятельности, используются механизмы дистанционного, интерактивного обучения, имитации и моделирования. Внедрен механизм обратной связи. Учебные программы включают результаты анализа основных проблем, имеющих место на практике.

До 2018 г. деятельность профессорско-преподавательского состава была отвлечена от практики. Теперь предусмотрен порядок, при котором они продолжают трудовую деятельность на местах с наделением их полным процессуальным статусом следователя, помощника прокурора и т.п.

В процессе обучения все слушатели проходят обязательную диагностику компетенций по отраслям права и другим дисциплинам. По результатам диагностического теста составляются карты индивидуальных данных слушателей – сильные и слабые стороны, области, требующие дополнительной работы. Такое портфолио интегрировано с базой данных кадровой службы Генеральной прокуратуры, другими базами данных портала Академии Pro Academy и используется на протяжении всей карьеры слушателя. При прохождении курсов переподготовки и повышении квалификации портфолио обновляется.

Подготовка руководящих кадров проводится в течение шести месяцев. Каждый сотрудник органов прокуратуры обучается один месяц не реже одного раза в три года.

Академия дает возможность пройти обучение по следующим направлениям магистратуры: «Прокурорская деятельность», «Следственная деятельность», «Противодействие коррупции».

Налажено сотрудничество Академии с более чем 30 ведущими зарубежными образовательными и научно-исследовательскими учреждениями.

С докладом «Об ошибках в оценке доказательственного значения компьютерной информации» выступила Тушканова Ольга Владиславовна, руководитель отдела исследования проблем технико-криминалистического и экспертного сопровождения расследования преступлений управления научно-исследовательской деятельности (научно-исследовательского института криминалистики) Главного управления криминалистики (Криминалистического центра) Следственного комитета Российской Федерации.

Докладчик отметила актуальность вопроса расследования преступлений в сфере компьютерных технологий, компьютерной информации. Компьютерную информацию можно встретить в рамках доказывания практически по любому уголовному делу. Все процессуальные действия (а это поиск, изъятие, копирование компьютерной информации), как правило, проводятся специалистами, имеющими специальные технические знания, которых у следователей нет.

Все осложняется тем, что нет фактов контакта человека с компьютерной информацией, человек в цифровой среде следов не оставляет. Оглашена проблема следователей в непонимании того, что им предоставил эксперт и что им с этим нужно делать.

Озвучены наиболее частые ошибки (заблуждения), встречающиеся на практике:

1. Наличие информации о преступном деянии в средстве вычислительной техники свидетельствует о том, что она появилась в результате работы владельца/сотрудника с таким средством вычислительной техники.

2. Сведения об использовании устройства (IP-адресе, MAC-адресе, абонентcком номере) свидетельствуют о местонахождении его владельца.

3. Наличие наименования организации (имя человека) в файлах указывает на то, что изложенная информация имеет отношение к организации, человеку.

4. Сведения о дате и времени, содержащиеся в свойствах и метаданных файлов, соответствуют реальным показаниям даты и времени. Сведения о файле, формируемые в момент его создания конкретным средством вычислительной техники (модель устройства, серийный номер, автор) соответствуют реальным обстоятельствам его создания.

5. Файлы с расширением doc, docx являются документами.

6. Базы данных, например 1С, содержат документы.

7. Электронная подпись — аналог собственноручной подписи.

8. Определить, какая информация имеет отношение к делу, можно в рамках исследования или экспертизы.

9. Установить, какая из баз данных, расположенная на ресурсах предприятия, реально используется для ведения финансово-хозяйственной деятельности, можно в рамках компьютерной экспертизы, исследования.

10. Следователь самостоятельно может осмотреть объекты, содержащие компьютерную информацию.

11. Для наложения ареста на цифровую валюту достаточно зафиксировать в протоколе данные для доступа к криптокошельку, изъять машинный носитель или средство вычислительной техники, в которых содержится криптокошелек, или изъять бумажный носитель с данными открытого и закрытого ключа.

Вся информация о цифровой валюте находится в сети. Криптокошелек — это всего лишь пара: открытый публичный ключ и закрытый приватный ключ (электронная подпись), которые необходимы для формирования распоряжений по управлению цифровой валютой. Открытые и закрытые ключи могут храниться в разных местах, на бумаге, в том числе в виде QR-кода, в файлах, на серверах третьей стороны (на критпобирже). Физические и юридические лица могут иметь несколько криптокошельков.

Арест цифровой валюты должен представлять собой перевод со счетов владельца на специально созданные счета. Хранить ключи можно на бумаге, флеш-накопителе, диске, сейфе.

Самойлова Юлия Борисовна, директор Ростовского филиала Санкт-Петербургской академии Следственного комитета Российской Федерации, кандидат юридических наук, рассказала о совершенствовании процессуальных гарантий лиц, в отношении которых ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера в связи с принятием постановления Конституционного Суда РФ в мае 2018 г. № 20-п. Рассмотрены неоднозначность правоприменительной практики и неразрешенные законодательные пробелы в этом вопросе.

Кашинский Михаил Юльевич, докторант научно-педагогического факультета Академии МВД Республики Беларусь, кандидат юридических наук, доцент, озвучил доклад на тему «К проблеме преступности лиц с психическими и поведенческими расстройствами вследствие употребления психоактивных веществ».

Отмечено, что криминогенность пьянства, алкоголизма, наркомании, как и значение употребления психоактивных веществ в качестве провоцирующего фактора при совершении противоправных действий, общепризнанна. Кроме того, алкогольное опьянение в сочетании с любыми психическими расстройствами многократно повышает риск совершения общественно опасных деяний. В связи с этим, а также с распространенностью в республике психических и поведенческих расстройств вследствие употребления алкоголя, психоактивных веществ и с учетом недостаточного уровня специальных знаний в области судебной психиатрии, судебной психологии и наркологии у следователей, лиц, проводящих дознание, прокуроров, суда (судей) предложено внести изменения в ст. 228 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь. Так, целесообразно закрепить обязательное назначение и проведение экспертизы в отношении подозреваемого, обвиняемого, когда есть основания полагать, что он болен алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией.

Петраков Сергей Викторович, заведующий кафедрой управления следственной деятельности (Высшие академические курсы) Санкт-Петербургской академии Следственного комитета Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент, выступил с докладом «Сбор и анализ доказательственной информации из открытых источников».

Озвучена актуальность проблемы в расследовании преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий: выявляется очень много таких преступлений, при этом раскрываемость их небольшая.

Для того чтобы следователь или дознаватель могли сохранить, собрать и проанализировать цифровые следы, им необходимы специальные технические знания. Важную роль играет и готовность стран нести соответствующие финансовые затраты на возможность эффективно раскрывать и расследовать преступления с использованием информационных технологий.

Докладчик пояснил, что в последнее время для того, чтобы сократить разницу между выявляемыми и раскрываемыми преступлениями, активно используется такое понятие, как OSINT (или, как звучит в полной английской версии, Open Source INTelligence): это технология поиска, аккумулирования и анализа данных, собранных из доступных источников в интернете. Сергей Викторович рассказал об особенностях и трудностях использования OSINT самими следователями, дознавателями; привлечении профессиональных осинтеров и их программных продуктов для ускорения раскрытия преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

О переговорах и посредничестве в механизме реализации диспозитивных прав участников уголовного процесса рассказала Зайцева Людмила Львовна, заведующий кафедрой прокурорской деятельности Института переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции БГУ, кандидат юридических наук, доцент.

Отмечено, что согласительные процедуры (посредничество, переговоры, медиация, примирение, соглашения, возмещение причиненного вреда), заимствованные из гражданского права и процесса, целесообразно применять и в уголовном судопроизводстве.

В мае 2021 г. в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь введена медиация как внепроцессуальная процедура по делам частного обвинения (статья 30-1 УПК). Процедура медиации теперь идет параллельно с производством по делу, что в наибольшей степени соответствует пожеланиям правоохранителей.

В выступлении был сделан акцент на том, что пока правоприменители мало обращаются к примирительным процедурам, а между тем это экономит время суда, сокращается государственное финансирование. Опыт других стран показывает, что 25% уголовных дел не идет в суд благодаря медиации.

Василевич Григорий Алексеевич, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного права юридического факультета БГУ, корреспондент Национальной академии наук Беларуси, заслуженный юрист Республики Беларусь, поделился докладом «О конституционном праве на судебную проверку задержания».

Статья 25 Конституции предусматривает, что лицо, заключенное под стражу, имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста. Однако в указанной статье не указано, когда такая проверка судом может проводиться. Этот вопрос отражен в ст. 144, 145 УПК, а именно: судебная проверка законности и обоснованности задержания проводится в срок не более 24 часов, а заключения под стражу, домашнего ареста или продления срока содержания под стражей, домашнего ареста – на срок не более 72 часов со времени поступления жалобы.

Проанализирована практика установления подобных сроков у зарубежных коллег. В связи с тем, что идет процесс работы над конституционными изменениями, предлагается в Конституции зафиксировать конкретный срок, в течение которого должна проводиться проверка законности задержания. Предложена следующая формулировка ст. 25 Конституции: «Заключение под стражу не допускается иначе, как на основании мотивированного акта судебной власти. В исключительных, вызываемых необходимостью и срочностью случаях, точно указанных в законе, заключение под стражу может быть применено в качестве временной меры, о которой должно быть в течение 48 часов доведено до сведения судебной власти. Если суд не утвердит эту меру в течение следующих 24 часов, то она считается отмененной и утратившей силу».

Васильева Мария Александровна, доцент кафедры криминалистики Московской академии Следственного комитета Российской Федерации, кандидат юридических наук, в докладе «Расследование экологических преступлений в Российской Федерации и Республике Беларусь: проблемы и пути решения» остановилась на теоретических и практических трудностях, которые встречаются на практике в расследовании таких преступлений.

О современных возможностях подготовки квалифицированных кадров в осмотре места пожара рассказала Горошко Елена Юрьевна, доцент кафедры организации службы, надзора и правового обеспечения Университета гражданской защиты МЧС Республики Беларусь, кандидат юридических наук, доцент.

Были озвучены теоретические и практические инструменты, с помощью которых осуществляется подготовка кадров в Университете гражданской защиты МЧС Республики Беларусь (далее — Университет). Так, работниками Университета было разработано программное обеспечение FireQuestRassledovania. Оно позволяет проводить осмотр места пожара не выходя из учебной аудитории и заполнять соответствующие процессуальные документы. Это программное обеспечение может дополняться фотографиями с реальных мест пожара.

Для эффективности проведения практических занятий при отработке умений и навыков в осмотре места пожара используются инновационные, разработанные в Беларуси, специализированные чемоданы «Эксперт-пожаротехник 1» и «Эксперт-пожаротехник 2» 560*340*110 TY BY 190125597.015-2017. Они применяются для поиска, извлечения, фиксации следов и вещественных доказательств на месте пожара.

Также на базе Университета создан комплекс учебных моделей в рамках миниполигона. Он позволяет отработать на практике умения и навыки по исследованию причин пожаров, связанных с нарушением устройства и эксплуатации бытового оборудования, неосторожного обращения с огнем и возникающих повреждений на строительных конструкциях после пожара. Отмечена возможность проведения следственных экспериментов с моделированием определенных следственных ситуаций.

Набатова Анна Эдуардовна, доцент кафедры теории и истории государства и права Гомельского государственного университета им. Ф.Скорины, кандидат юридических наук, доцент, в докладе «К вопросу об актуальных направлениях в развитии криминологии» подняла вопрос о возможности отнесения гендерной криминологии к частной криминологической теории, которая в будущем может стать самостоятельной криминологической отраслью. Разработка гендерной криминологии поможет повысить эффективность мер по предупреждению преступлений среди мужчин и женщин на основании гендерного подхода для «удержания» преступности в социально приемлемых рамках.

Каменецкий Юрий Францевич, начальник Института Следственного комитета Республики Беларусь, кандидат юридических наук, докторант юридического факультета БГУ, поделился опытом применения мер социального воздействия в отношении наркопотребителей как альтернативе заключения под стражу в Республике Беларусь.

Так, в сентябре 2019 г. начал работу пилотный проект по инициативе Следственного Комитета совместно с Белорусским общественным объединением «Позитивное движение», который основан на опыте работы Комиссии Лиссабона по борьбе с наркоманией (комиссии по переубеждению (SICAD)) при Европейском центре мониторинга оборота наркотиков и наркомании (Португалия).

Работа проекта заключалась в создании в нескольких районах г. Минска площадки на базе общественного объединения, указанного выше, для работы мультидисциплинарной команды (социальный работник, психолог, психиатр, врач-нарколог, юрист) с наркозависимыми лицами, перенаправленными органами предварительного следствия, в отношении которых возбуждены дела по ст. 328 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Цель проекта — ресоциализация зависимого от наркомании лица (медицинская помощь, восстановление документов, трудоустройство, юридическая помощь, организация совместного досуга с лицами, отказавшимися от потребления наркотиков), побуждение его к законопослушному поведению, недопущение противоправной деятельности.

Принятые меры социального воздействия можно поделить на три основных этапа:

  • перенаправление;
  • досудебная оценка мультидисциплинарной командой личности исследуемого наркопотребителя и ситуации, связанной с его противоправной деятельностью;
  • сопровождение в период предварительного следствия, во время и после суда.

По результатам полученной помощи и динамике изменения личности мультидисциплинарная команда составляла характеристику, которая приобщалась к материалам уголовного дела. Суд учитывал ее при назначении справедливого наказания. По результатам проведения проекта в 2019 — 2020 гг. из перенаправленных 80 подозреваемых (обвиняемых) 79 участников программы показали положительную динамику и устойчивое желание исправиться. Судом им было назначено наказание, не связанное с лишением свободы.

В связи с вышеизложенным высказаны пожелания выработать криминалистические рекомендации по осуществлению и стандартизации такой деятельности, усовершенствовать национальное законодательство в сфере профилактики наркопотребления и социализации наркопотребителей.