Все мы частые посетители магазинов, а также кафе, ресторанов, столовых и т.п. (далее — кафе). Когда и по каким причинам вас могут не пустить в такие заведения? Куда и в каких случаях можно обжаловать действия работников, не разрешающих проходить? Разберемся подробнее.

Общая информация
Любой посетитель магазина или кафе — это прежде всего потребитель <*>. А значит, у него есть все права, гарантированные законодательством о защите прав потребителей. Одно из основных таких прав — право свободного выбора товаров (работ, услуг) <*>. Другими словами, вы можете свободно заходить в магазин или кафе, покупать (заказывать) непродовольственные товары и продукцию.

Демонстрация товара в магазине, демонстрация описания, снимков товара (меню) — все это в кафе является публичной офертой, принимая которую, потребитель по сути заключает с продавцом публичный договор. Это означает, что продавец обязан продать товар или оказать услугу любому обратившемуся к нему лицу. Продавец не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора <*>. Иначе говоря, продавец не может выбирать, кому продать свой товар, а кому нет. Если вы решили что-то купить, то продавец не вправе вам в этом отказать.

Справочно
Для магазинов действует следующее правило. Все покупатели магазина должны быть обслужены в рабочее время продавца. При этом не пускать в магазин на том основании, что он скоро закрывается, продавец не имеет права. Продавец лишь может предупредить покупателей за 10 минут до окончания работы магазина о том, что время работы заканчивается <*>.

Законодательство о торговле разрешает субъектам торговли самостоятельно определять условия организации и осуществления торговли <*>. При этом юрлица не могут осуществлять действия, которые могут причинить вред правам и законным интересам физических лиц <*>. То есть такие «иные условия» не должны причинять вред потребителям.

Однако есть ряд случаев, когда во входе в магазин или кафе может быть отказано на вполне законных основаниях.

Когда вам вправе отказать в посещении магазина или кафе

Это правомерно в нескольких ситуациях:

— если до закрытия ресторана, кафе осталось 30 минут, до закрытия других объектов общественного питания — 15 минут <*>.

Пример

Вы в 23.50 хотите попасть в бар, который работает до 24.00. В таком случае вам могут абсолютно законно отказать в посещении данного заведения;

— если посетитель пришел с животными — собаками и кошками <*>. Этот запрет не распространяется на собаку-поводыря;

— если посетитель находится в состоянии алкогольного опьянения. Прямого запрета посещать магазины, кафе в таком состоянии нет. Однако исходя из того, что уже само появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения влечет наступление административной ответственности <*>, это может стать и основанием не пустить гражданина в магазин или кафе. Охранник в магазине, кафе вправе вызвать милицию, остановив человека на входе и распознав признаки такого опьянения. Данный запрет может быть также обусловлен тем, что в состоянии опьянения человек может повредить имущество продавца или причинить вред окружающим гражданам.

Справочно
Лицо, препятствующее действиям представителей магазина, кафе, может быть в особо тяжких случаях привлечено и к уголовной ответственности, например, за хулиганство <*>;

— если посетитель собирается попасть в такие заведения, как дискотеки, ночные клубы, но ему не исполнилось 18 лет. При этом законодательство не обязывает граждан предъявлять паспорт (или иной документ, удостоверяющий личность) по требованию охранника ночного клуба <*>. Однако в случае обоснованных сомнений в возрасте посетителя и отказа предъявить документ, подтверждающий возраст, сотрудники ночного клуба могут отказать в его посещении.

Обратите внимание!
Любой другой аргумент продавца / охранника на входе — неопрятный внешний вид, вход с большими сумками, коляской и т.д. — следует считать необоснованным.

Что делать, если не пускают

В случае, как вам кажется, необоснованного отказа в доступе в магазин или кафе у вас есть следующие права:

1) требовать книгу замечаний и предложений. Ее вам должны предоставить сразу же по первому требованию. При этом продавец не имеет права требовать от вас ни документы, удостоверяющие личность, ни причины требования книги замечаний и предложений <*>. В случае отказа выдать книгу замечаний и предложений продавец может быть привлечен к ответственности в виде предупреждения либо штрафа от 4 до 10 БВ <*>;

2) для восстановления справедливости можно вызвать сотрудников правоохранительных органов (милиции).

На заметку
В случае необоснованного применения силы со стороны работников продавца вы также можете вызвать милицию. Однако помните, что в данный момент вы должны быть трезвы, иначе окажетесь виновной стороной;

3) обратиться в суд. Так, в случае необоснованного отказа продавца от заключения публичного договора потребитель может обратиться в суд с требованием о понуждении заключить такой договор <*>. Иными словами, потребитель может в судебном порядке требовать восстановления его нарушенных прав.