Постановлением Совмина от 16.05.2023 N 311 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее — постановление N 311) в новой редакции изложено Положение N 1553. Рассмотрим, какие изменения ждут заказчиков и подрядчиков.

N п/п Было Стало
1. Область применения Положения N 1553 Положением N 1553 определяется порядок формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов (п. 1 Положения N 1553) Положением N 1553 определяется порядок формирования неизменной договорной (контрактной) цены на выполнение подрядных работ (далее, если не установлено иное, — неизменная цена) и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов, за исключением подрядных работ по объектам текущего ремонта (п. 1 Положения N 1553)
Выполнение СМР по текущему ремонту осуществляется на основании дефектного акта и сметы (п. 9 ст. 51 Закона N 300-З). Задание на проектирование и проектная документация при текущем ремонте не разрабатываются.

Соответственно, не было оснований для применения Положения N 1553 для работ по текущему ремонту. Однако данный вопрос на практике вызывал неоднозначное толкование.

Нормы Положения N 1553 приведены в соответствие с законодательством и практикой его применения. При проведении текущего ремонта Положение N 1553 не применяется, неизменная договорная цена не формируется

2. Корректировка терминологии Допработы были определены в п. 12 Положения N 1553 Внесены уточнения, что относится к допработам. Это в том числе работы:

— не предусмотренные на дату формирования неизменной цены;

— не изменяющие технические решения такой документации (абз. 3 п. 2 Положения N 1553)

Положение N 1553 не содержало определение терминов: конкурсный коэффициент, нормы задела в строительстве, укрупненные нормативы стоимости на вид работ и др. Конкурсный коэффициент — определяемый подрядчиком коэффициент, учитывающий компенсацию рисков подрядчика, обусловленных различными непредвиденными обстоятельствами, и его внутренние конкурентные преимущества (абз. 4 п. 2 Положения N 1553).

 

Нормы задела в строительстве — значения долей средств, необходимых для строительства объекта и выполнения работ в объемах, обеспечивающих соблюдение установленной нормативной продолжительности строительства, примененные в проектной документации (абз. 6 п. 2 Положения N 1553).

 

Укрупненные нормативы стоимости на вид работ — нормативы стоимости строительства, представляющие стоимостное выражение затрат в расчете на единицу измерения вида работ (абз. 10 п. 2 Положения N 1553)

3. Порядок формирования цены заказчика Цена заказчика формируется на основании проектной, в том числе сметной, документации (без изменения сметной стоимости подрядных работ, учтенной сметной документацией) с учетом даты начала строительства объекта (выполнения СМР), указанной заказчиком в задании на проектирование (ч. 1 п. 3 Положения N 1553) Цена заказчика формируется в размере стоимости подрядных работ, определенной в сметной документации на дату начала выполнения подрядных работ, установленную заказчиком в документации о закупке, с учетом норм задела в строительстве для данного объекта и прогнозных индексов стоимости СМР, действующих в соответствующем периоде нормативной продолжительности строительства (п. 3 Положения N 1553)
Таким образом, цена заказчика является ориентировочной и будет определяться на дату начала выполнения подрядных работ, установленную заказчиком в документации о закупке (не в задании на проектирование, как это было ранее)
4. Порядок формирования цены подрядчика Цена предложения подрядчика формируется на основании предоставляемой заказчиком проектной, в том числе сметной, документации, составной частью которой является ведомость объемов работ и расхода ресурсов (ч. 1 п. 4 Положения N 1553) Уточнено, что цена предложения подрядчика формируется на дату начала выполнения подрядных работ, установленную заказчиком в документации о закупке. Порядок формирования цены предложения подрядчика, в том числе по видам работ, подтверждается расчетами (п. 4 Положения N 1553)
При строительстве объектов под ключ цена заказчика и цена предложения подрядчика определяются с учетом всех затрат на строительство объекта (выполнение работ). Дополнительно в цене договора учитывается стоимость оборудования и разработки проектной документации (ч. 2 п. 6 Положения N 1553) Из Положения N 1553 исключены нормы, определяющие порядок формирования неизменной договорной (контрактной) цены строительства под ключ
5. Метод формирования цены подрядчика Цена предложения подрядчика может определяться (п. 7 Положения N 1553):

1) ресурсным методом;

2) применением укрупненных нормативов стоимости строительства;

3) сочетанием методов 1 и 2;

4) применением к стоимости подрядных работ прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых Минэкономики

Цена предложения подрядчика может определяться (п. 7 Положения N 1553):

1) ресурсным методом;

2) применением укрупненных нормативов стоимости строительства;

3) сочетанием методов 1 и 2;

4) в размере стоимости подрядных работ с учетом конкурсного коэффициента и прогнозных индексов, действующих в каждом месяце выполнения работ согласно укрупненному графику производства работ

6. Применение конкурсного коэффициента Норма отсутствовала При строительстве объектов, финансируемых за счет бюджетных и приравненных к ним средств, а также при строительстве жилых домов с государственной поддержкой конкурсный коэффициент определяется в размере (ч. 2 п. 8 Положения N 1553):

— не выше предусмотренного в проектной документации норматива средств на непредвиденные работы и затраты — в части, учитывающей компенсацию рисков подрядчика, обусловленных различными непредвиденными обстоятельствами;

— не ниже 0,9 — в части, учитывающей внутренние конкурентные преимущества подрядчика

7. График производства работ и график платежей График строительства (производства работ) разрабатываются подрядчиком с учетом нормативной продолжительности строительства (ч. 3 п. 4 Положения N 1553) График производства работ составляется подрядчиком по каждой части объекта строительства в разрезе видов работ до заключения договора (ч. 1 п. 10 Положения N 1553).

График производства работ формируется на весь срок выполнения подрядных работ (ч. 3 п. 10 Положения N 1553).

График платежей с учетом предполагаемого авансирования разрабатывается подрядчиком после составления графика производства работ до заключения договора (ч. 4 п. 10 Положения N 1553)

8. Протокол согласования договорной цены Цена подрядных работ определяется на основании цены предложения подрядчика, выбранной заказчиком, с оформлением протокола согласования договорной (контрактной) цены на строительство по форме согласно приложению 4 (п. 8 Положения N 1553) Цена подрядных работ, выбранная заказчиком, является неизменной до завершения строительства, за исключением случаев ее корректировки, установленных в п. 11 Положения N 1553 (п. 9 Положения N 1553)
Таким образом, новая редакция Положения N 1553 не предусматривает обязательное составление протокола согласования договорной (контрактной) цены на строительство, исключено приложение N 4
9. Корректировка неизменной договорной (контрактной) цены на строительство Предусмотрено разделение случаев корректировки цены при бюджетном и «частном» финансировании (п. 10 Положения N 1553) Разделение не предусмотрено.

Неизменная цена, в том числе по договорам, заключенным по результатам проведения процедур госзакупок, корректируется в случаях изменения (п. 11 Положения N 1553):

— налогового законодательства в части установления и (или) отмены налогов и отчислений в доходы соответствующих бюджетов, которые влияют на формирование неизменной цены, изменения налоговых ставок и объектов налогообложения, установления и (или) отмены налоговых льгот;

— прогнозных индексов;

— НПА в сфере ценообразования в строительстве;

— проектной, в том числе сметной, документации по причине обнаружения недостатков технического и (или) счетного характера, а также в случае уточнения обстоятельств, которые невозможно было предусмотреть при ее разработке;

— сроков выполнения подрядных работ, предусмотренных договором:

при нарушении заказчиком  установленного договором порядка расчетов, графика платежей;

выявлении в ходе строительства допработ;

изменении даты начала выполнения подрядных работ и приостановления строительства на срок не более трех месяцев по обстоятельствам, не зависящим от сторон или зависящим от заказчика

10. Завышение объемов и стоимости СМР Прямо не предусмотрено Положением N 1553 Урегулировано:

1) определен вид объектов строительства: объекты, финансируемые за счет бюджетных и приравненных к ним средств, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов);

2) к завышению не относится экономия подрядчика, полученная в случаях, указанных в ч. 6 п. 13 Положения N 1553 (например, фактическое выполнение видов работ с применением иной технологии производства);

3) определено, что к завышению относятся фактически принятые и (или) оплаченные (в том числе в виде авансовых платежей) (п. 14 Положения N 1553):

— подрядные работы, неизменная цена которых сформирована с нарушением порядка, установленного Положением;

— подрядные работы, стоимость которых не подтверждена документально соответствующими расчетами и обоснованиями;

— подрядные работы (виды работ), фактически не выполненные

 

Таким образом, постановлением N 311 внесены значительные изменения в порядок определения неизменной договорной (контрактной) цены. С одной стороны, Положение N 1553 в новой редакции учитывает требования правоприменительной практики, с другой — вводит значительные изменения в деятельность заказчиков и подрядчиков.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex