Наличие документов в местах реализации, хранения и транспортировки товаров

До 2019 года плательщик обязан был обеспечивать наличие предусмотренных законодательством документов, подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, — в местах хранения, реализации и при их транспортировке <*>.

В 2019 году обязанность обеспечивать наличие таких документов сохранили, но без условия нахождения их непосредственно в местах хранения, реализации и средствах транспортировки <*>.

Проверка первичных учетных документов

В 2019 году планируют отменить Указ N 488. При этом некоторые его положения перенесли в НК–2019.

Так, закрепили обязанность плательщика обеспечивать проверку первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства, а в случае их оформления от имени белорусских субъектов хозяйствования проверять принадлежность их отправителю товара и действительность бланка такого документа, информация о котором размещается в электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции <*>.

Обязанность проверять первичные документы не распространяется на физлиц при совершении ими сделок, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности <*>.

Отметим, что НК–2019 не содержит положений подп. 1.10 и 1.11 Указа N 488 о возможности признания контролирующими органами первичного учетного документа не имеющим юридической силы для целей налогообложения, а также порядке налогообложения хозяйственных операций, оформленных такими документами. Однако это не означает, что сделки с лжеструктурами уйдут из сферы контроля налоговых органов.

Как и прежде, при выявлении в ходе проверки налоговыми органами фактов совершения сделок с лжепредпринимательскими структурами и отсутствии реальности совершения хозяйственной операции будут корректироваться налоговая база и (или) сумма подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора). Это закреплено в п. 4 и 5 ст. 33 НК–2019. Также по результатам проверки пересчитают налоги при наличии оснований:

— установление искажения сведений о фактах (совокупности фактов) совершения хозяйственных операций, об объектах налогообложения, подлежащих отражению плательщиком в бухгалтерском и (или) налоговом учете, налоговых декларациях, а также в других документах и (или) информации, необходимых для исчисления и уплаты налогов (сборов);

— основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора).

При этом плательщик будет вправе самостоятельно, не дожидаясь проверки, произвести корректировку налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) <*>.

Наряду с этим в подп. 1.13 ст. 21 НК–2019 в целях проверки благонадежности деловой репутации контрагента закреплено право плательщика использовать информацию, не составляющую налоговую тайну и содержащуюся в государственных информационных ресурсах (системах), предоставляемую посредством единого портала электронных услуг общегосударственной автоматизированной системы.

Ознакомление с налоговыми декларациями и другими документами, находящимися в налоговом органе

Закреплено право плательщика знакомиться с находящимися в налоговом органе налоговыми декларациями, другими документами или информацией, которые относятся к исчислению или уплате им налогов, сборов (пошлин), но при условии, что это не затрагивает права, свободы и (или) законные интересы других лиц и в материалах не содержатся сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну <*>.

Представление информации о движении денежных средств по иностранным счетам в банке

Белорусские организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту постановки на учет об открытии или закрытии ими счетов в банке за пределами Республики Беларусь <*>.

С 2019 года необходимо будет представлять еще и информацию о движении денежных средств по таким счетам, за исключением корреспондентских счетов. Данная информация будет представляться в порядке, установленном МНС, не позднее 31 марта года, следующего за отчетным <*>.

Срок информирования налогового органа продлен

Увеличен срок с 5 до 10 рабочих дней для представления в налоговый орган сведений, обязанность сообщения которых для плательщиков предусмотрена подп. 1.9 ст. 22 НК–2019, в частности:

— со дня, когда плательщик стал участником организации, — об участии в белорусской или иностранной организации;

— со дня открытия или закрытия счета в банке и иной кредитной организации за пределами Республики Беларусь белорусскими организациями — об открытии или закрытии счета;

— со дня принятия решения о ликвидации или реорганизации организации — о принятии такого решения.

Внимание!
В НК–2019 введена отдельная статья <*>, которая содержит общий порядок взаимодействия налоговых органов с плательщиком при представлении ими документов или информации в письменной или электронной форме.

Представление бухгалтерской отчетности в налоговый орган

Наряду с некоммерческими организациями, не осуществляющими предпринимательскую деятельность, освобождены от обязанности представлять в налоговый орган годовую индивидуальную отчетность <*>:

крестьянские (фермерские) хозяйства, ведущие на 31 декабря отчетного года бухгалтерский учет в книге учета доходов и расходов крестьянского (фермерского) хозяйства;

бюджетные организации;

Национальный банк Республики Беларусь и его структурные подразделения;

иностранные организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство.

Экстерриториальный принцип для физлиц при взаимодействии с налоговыми органами

Закреплен экстерриториальный принцип работы с плательщиками — физическими лицами, не являющимися ИП.

Данный принцип подразумевает, что физическое лицо (за исключением нотариусов и адвокатов) имеет право представлять налоговые декларации по подоходному налогу, декларацию о доходах и имуществе, уведомление об осуществлении видов деятельности, признаваемых объектом налогообложения единым налогом с ИП и иных физлиц, а также может обратиться за осуществлением административных процедур в любые инспекции МНС независимо от места постановки на учет, места жительства <*>.