В Общей части НК–2019 закреплены восемь основополагающих принципов налогообложения, которые призваны обеспечить правовую определенность и стабильность налогового законодательства в Республике Беларусь. Некоторые принципы введены впервые. Во исполнение этих принципов ряд положений НК претерпел изменения и дополнения.

Принципы налогообложения

Так, налогообложение в Беларуси будет основываться на следующих принципах <*>:

1) законности налогообложения.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), не установленные налоговым законодательством;

2) обязательности налогообложения.

Плательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины);

3) равенства налогообложения.

Налоги, сборы (пошлины) не могут иметь дискриминационный характер. Льготы, установленные в НК, не должны носить индивидуальный характер;

4) презумпции добросовестности плательщика.

Это один из новых принципов, закрепленных в НК–2019, в целях реализации положений Декрета от 23.11.2017 N 7 «О развитии предпринимательства». Он подразумевает, что плательщик признается действующим добросовестно, пока этот факт не будет опровергнут на основании документально подтвержденных сведений;

5) справедливости налогообложения.

Один и тот же объект налогообложения может облагаться одним и тем же налогом, сбором (пошлиной) у одного плательщика только один раз за соответствующий налоговый период;

6) стабильности налогового законодательства.

Налоги, сборы (пошлины) не могут изменяться в течение финансового года;

7) гласности налогового законодательства.

НПА, регулирующие вопросы налогообложения, подлежат официальному опубликованию. Данный принцип подразумевает незамедлительное опубликование нового НПА «без задержки», чтобы плательщики могли ознакомиться с новшествами и у них было время отреагировать на изменения, в частности получить разъяснения, как применять такой НПА. Отметим, что официальным опубликованием признается доведение НПА до всеобщего сведения путем размещения его текста на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь (www.pravo.by). Датой официального опубликования акта является дата размещения его на указанном Интернет-портале <*>.

8) экономической обоснованности налогообложения.

Налоги, сборы (пошлины) должны устанавливаться с учетом необходимости обеспечения сбалансированности бюджетных расходов с их доходами. При этом затраты на налоговое администрирование не должны превышать непосредственно налоговые поступления в бюджет.

Действие актов налогового законодательства

Во исполнение вышеуказанных принципов, в частности для того чтобы бизнес мог планировать свою финансовую деятельность и работал в условиях стабильности и определенности налогового законодательства, из НК–2019 исключены нормы, позволяющие законодателю в течение финансового года принимать НПА (решения) об установлении (изменении), введении или прекращении действия республиканских и местных налогов и сборов при уточнении республиканского бюджета <*>.

Из Общей части НК исключена норма, предусматривающая, что НПА, устанавливающие ответственность за несоблюдение налогового законодательства, не имеют обратной силы, за исключением случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность <*>. Однако пугаться не стоит, ничего не изменится, поскольку данное положение продолжит действовать в рамках Закона о НПА.

На заметку
Обратная сила НПА — это распространение действия НПА на отношения, возникшие до его вступления в силу <*>.

Для простоты и понятности норм НК–2019 вводится отдельная статья, в которой будут приведены понятия и термины, используемые в Общей и Особенной частях. В нее вошли как уже имеющиеся в НК понятия и определения, так и новые, к примеру понятия «имущественные права», «иное обязанное лицо» и др <*>.

Понятия и термины гражданского и других отраслей права, не установленные в НК–2019, по-прежнему будут применяться в тех значениях, в каких они используются в этих отраслях права <*>.