Перечень проверок, порядок организации и проведения которых устанавливается НК, пополнился проверками, исключенными из сферы действия Указа N 510, а именно проверками <*>:

для подтверждения обоснованности возврата проверяемому субъекту разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

по заявлению плательщика;

при реорганизации плательщика;

для проверки факта неосуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности в течение последних шести месяцев подряд в целях признания задолженности такого субъекта безнадежным долгом и ее списания.

Проверяемый период в части вопросов соблюдения налогового законодательства ограничен 5 годами, аналогично как и по Указу N 510. За исключением случая представления уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль и НДС, по которым суммы налогов к уплате в бюджет уменьшаются.

В части иных вопросов в пределах компетенции налоговых органов проверяемый период ограничивается 3 годами, предшествующими году принятия решения о назначении проверки, и истекшим периодом текущего календарного года <*>.

На заметку
Проверяемый период не ограничивается в случае <*> проведения проверки:
— по поручениям Президента, Совмина, Председателя КГК и Генерального прокурора или их заместителей;
— по поручениям органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам;
— дополнительной.

Пени

С 2019 года ограничивается размер начисляемых пеней по результатам проверки. Их размер не должен превышать сумму доначисленного налога, сбора (пошлины), подлежащего уплате в бюджет <*>.

Камеральная проверка

В НК–2019 определены цель и этапы проведения камеральной проверки.

Установлено, что целью такой проверки является предоставление плательщику права самостоятельно устранить нарушение, выявленное налоговым органом, и доплатить налог, сбор (пошлину) <*>.

При осуществлении такого контроля налоговый орган вправе получать от плательщика документы и информацию по исчислению, уплате налогов, сборов (пошлин) и соблюдению порядка заполнения налоговых деклараций, в т.ч. вправе истребовать документы при их непредставлении <*>.

Камеральная проверка разделена на предварительный и последующий этапы ее проведения <*>.

На предварительном этапе будут подлежать контролю порядок и своевременность <*>:

— постановки на учет в налоговых органах;

— заполнения и представления налоговых деклараций;

— уплаты в бюджет налогов, сборов (пошлин), пеней;

— соблюдения требований подп. 1.12 ст. 22 НК–2019 по зачислению выручки и внереализационных доходов на банковские счета.

Данный этап проверки в основном осуществляется при помощи программных и технических средств. В случае выявления налоговым органом в ходе него ошибок в заполнении налоговой декларации плательщику будет направляться сообщение с предложением не позднее 5 рабочих дней со дня его получения внести соответствующие исправления в декларацию и (или) представить пояснения <*>.

Последующим этапом камеральной проверки будут устанавливаться <*>:

— порядок исчисления налогов, сборов (пошлин);

— достоверность сведений, указанных в налоговых декларациях, в декларациях об объемах производства и (или) оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, этилового спирта, табачного сырья и табачных изделий и др. документах;

— обоснованность применения плательщиком налоговых льгот;

— иные вопросы, связанные со своевременным и полным исполнением налоговых обязательств.

При выявлении в ходе данного этапа нарушений законодательства плательщику будет направляться уведомление с предложением устранить их — не позднее 10 рабочих дней со дня направления уведомления. Этот срок может быть продлен на основании заявления плательщика с указанием обоснования его продления <*>.

Если плательщиком после получения уведомления не будут представлены необходимые документы, пояснения либо устранены нарушения, то составляется акт камеральной проверки <*>.

Устанавливается, что акт камеральной проверки должен быть составлен не позднее 3 месяцев после истечения 10-дневного срока, в течение которого плательщику необходимо представить дополнительные документы, пояснения, налоговую декларацию либо внести соответствующие исправления в декларацию и (или) документы <*>.

Акт камеральной проверки не составляется в случае выявления нарушения, содержащего признаки административного правонарушения, но не влекущего доплату налогов, сборов (пошлин) <*>.

На заметку
Как и прежде, при обнаружении в ходе камеральной проверки обстоятельств, указывающих, что плательщиком допускаются правонарушения, которые не могут быть полностью подтверждены камеральной проверкой на основании представленных (непредставленных) в соответствии с законодательством плательщиком документов, может быть назначена проверка в порядке, установленном законодательством <*>.

Порядок обжалования решений налоговых органов или действий (бездействия) их должностных лиц

Как известно, плательщик вправе обжаловать решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц, если полагает, что такие решения или действия нарушают его права или законные интересы <*>.

До 2019 года порядок подачи жалобы предусматривал, что плательщик обязан был подать ее вначале в вышестоящий налоговый орган (по территориальности). К примеру, если проверяла инспекция района города, то подавать жалобу необходимо было сразу в городскую инспекцию, потом в областную, а лишь в конце цепочки в МНС <*>.

НК–2019 предусматривает возможность плательщикам подавать жалобу напрямую в МНС <*>.

Установлено, что жалоба на действия (бездействие) должностных лиц МНС может быть подана непосредственно Министру по налогам и сборам в течение 30 календарных дней со дня совершения таких действий (бездействия) <*>.

Предусматривается возможность подачи жалобы не только в письменной, но и в электронной форме. При этом, как и прежде, к жалобе должны быть приложены обосновывающие ее документы <*>.

Постановка на учет физлиц

С 2019 года постановка на налоговый учет физлица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, будет производиться не только по его заявлению, но и без такового — на основании полученных налоговым органом документов и (или) информации о плательщике и (или) наличии у него объектов налогообложения (получаемых доходах, принадлежащих объектах недвижимости, земельных участках и т.д.) <*>.

Постановка на учет некоммерческих организаций

В НК–2019 установлен единый подход при постановке на учет в налоговом органе некоммерческих организаций.

Постановка на налоговый учет любых некоммерческих организаций, постановка на учет которых не осуществлялась при их госрегистрации, будет производиться на основании заявления, подаваемого ими в налоговый орган не позднее 10 рабочих дней со дня получения свидетельства о госрегистрации. К заявлению такие организации должны прилагать копии <*>:

— свидетельства о государственной регистрации;

— устава;

— документов, подтверждающих служебное положение руководителя — юридического лица либо лица, исполняющего его обязанности;

— документов, подтверждающих полномочия лица, осуществляющего руководство бухучетом.

При предоставлении копии документов необходимо иметь с собой оригиналы, которые возвращаются плательщику после их сверки с копиями.

Ранее требования о приложении перечня вышеуказанных документов предъявлялись только при постановке на учет религиозных организаций <*>.

Контроль за крупными плательщиками

Предлагается увеличить значения для отнесения плательщиков к крупным.

Так, в перечень крупных плательщиков будут включаться белорусские организации, имеющие выручку (доходы) от реализации, согласно налоговым декларациям по налогу на прибыль за год, предшествующий году, в котором подлежит утверждению перечень крупных плательщиков, не менее 180 000 000 руб. (ранее — 100 000 000) при одновременном наличии одного из следующих показателей:

суммарный размер налогов, сборов (пошлин), исчисленных организацией в году, предшествующем году, в котором подлежит утверждению перечень крупных плательщиков, превышает 14 000 000 руб. (ранее — 7 500 000);

разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации, согласно декларации по НДС за год, предшествующий году, в котором подлежит утверждению перечень крупных плательщиков, превышает 14 000 000 руб. (ранее — 7 500 000) <*>.

Вводится обязательное страхование должностных лиц налоговых органов

С 2019 года вводится обязательное государственное страхование должностных лиц налоговых органов, непосредственно осуществляющих контрольную деятельность. Перечень таких лиц будет определяться Совмином <*>.

В контрольной деятельности, особенно при выполнении тематических оперативных проверок по выявлению нелегальной теневой деятельности (торговли), нередки случаи, когда проверяемые лица применяют противоправные и насильственные действия в отношении проверяющих. Введение данного страхования призвано обеспечить социальную защиту (возмещение вреда здоровью и имуществу) должностных лиц налоговых органов при выполнении ими служебных обязанностей.