Взыскание налога, сбора (пошлины), пени
Взыскание налогов, сборов (пошлин) в случае неисполнения плательщиком в установленный срок налогового обязательства ограничено периодом проверки соблюдения налогового законодательства. То есть взыскание не будет производиться, если требование об уплате не предъявлено в течение 5 лет со дня истечения срока уплаты налогов, сборов (пошлин) <*>.
Исключение будут составлять случаи, когда:
— проверяемый период не ограничен 5 годами;
— плательщиком представлена уточненная налоговая декларация.
С 2019 года порядок взыскания налогов, сборов (пошлин), пеней будет распространяться на ИП.
Взыскание с ИП будет производиться на основании исполнительной надписи нотариуса или решения суда <*>.
Взыскание налога, сбора (пошлины), пеней за счет средств дебиторов
В рамках взыскания налоговых и таможенных платежей за счет средств дебиторов закреплена обязанность плательщика представлять в налоговые и таможенные органы копии документов, подтверждающие не только факт наличия дебиторской задолженности, но и истечение срока исполнения обязательств между плательщиком и его дебиторами <*>.
Перечень дебиторов необходимо будет представлять в налоговый орган по форме, утвержденной МНС. Причем такой перечень можно представлять в письменной или электронной форме <*>. На данный момент форма перечня еще не утверждена. Поэтому пока можно представлять в произвольной форме.
Конкретизированы документы, которые могут подтверждать факт наличия дебиторской задолженности. Такими являются: договор, ТТН, ТН, акты сдачи-приемки выполненных работ, оказанных услуг, регистры бухучета с расшифровкой дебиторской задолженности и иные документы, подтверждающие наличие дебиторской задолженности у плательщика и кредиторской задолженности у его дебитора, по которой не истек срок исковой давности <*>. Отметим, что приведенный перечень документов не является исчерпывающим.
То есть взыскание не будет производиться в отношении дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности.
Сокращен срок представления таких документов в таможенный орган — с 10 до 5 рабочих дней со дня получения плательщиком решения таможенного органа о взыскании налогов, сборов (пошлин), пеней либо решения по акту таможенной проверки <*>.
Также в НК–2019 перенесли положения подп. 2.2 Указа N 29 в части:
возврата дебитору взысканных средств, в случае если налоговый орган установит факт представления плательщиком недостоверной информации о наличии дебиторской задолженности <*>;
уведомления дебитора через личный кабинет о том, что принято решение о взыскании задолженности по налогам, сборам (пошлинам), пени плательщика за счет средств дебитора <*>.
Приостановление операций по счетам, электронным кошелькам
Изменен подход к приостановлению операций по счетам, если плательщиком вовремя не уплачены налоги. До 2019 года налоговые органы закрывали счет на следующий день <*>.
С 2019 года налоговый орган при принятии решения о приостановлении операций по счетам будет учитывать, как до этого в течение 6 календарных месяцев плательщик исполнял налоговые обязательства <*>:
— если своевременно платил налоги, то решение будет принято не ранее чем через 10 рабочих дней;
— если не допускал задолженность на каждое 1-е число месяца, следующего за отчетным месяцем, то решение принимается не ранее чем через 5 рабочих дней.
Таким образом, плательщикам с положительной историей будет дано время на исполнение налоговых обязательств.
Вышеуказанные обстоятельства не будут учитываться при неисполнении налогового обязательства, выявленного по результатам проверки, а также при наличии других оснований, позволяющих налоговым органам приостанавливать операции по счетам, в частности при непредставлении налоговых деклараций в срок <*>.
Зачет, возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пеней
Увеличен период, в течение которого плательщик имеет право обратиться с заявлением о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней, — с 3 до 5 лет со дня их уплаты в бюджет <*>.
А вот сроки принятия налоговым органом решения о зачете, возврате либо об отказе в их проведении со дня подачи плательщиком заявления сокращены <*>:
при зачете — с 5 до 3 рабочих дней (в отношении госпошлины — не позднее 15 рабочих дней);
при возврате — с месяца до 15 рабочих дней.
Срок информирования налоговым органом плательщиков о проведенном зачете (возврате) со дня принятия решения уменьшен до 3 рабочих дней <*>.
Одновременно эти изменения учтены и при проведении налоговым органом зачета самостоятельно <*>, а также при зачете (возврате) излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней <*>.
Способы обеспечения исполнения налогового обязательства
Банковская гарантия
Помимо 5 предусмотренных способов обеспечения исполнения налогового обязательства закреплен еще один — банковская гарантия <*>.
В силу банковской гарантии банк обязуется перед налоговым органом исполнить налоговое обязательство плательщика и (или) уплатить пени, в т.ч. начисленные за период действия банковской гарантии, если плательщик не исполнит налоговое обязательство и (или) не уплатит пени в соответствующий срок <*>.
Пени
С 2019 года ограничен размер начисляемых пеней по результатам проверки. Их размер не должен превышать сумму доначисленного налога, сбора (пошлины), подлежащего уплате в бюджет <*>.