На национальном правовом интернет-портале Республики Беларусь опубликован Закон об изменении НК от 29.12.2020 N 72-З (далее — Закон). Рассмотрим, какие изменения предусмотрены этим Законом в признании лиц взаимозависимыми, а также в контроле применения трансфертного ценообразования (ТЦО).

Взаимозависимые лица: изменения 2021

Понятие “взаимозависимые лица” и критерии их признания определены в ст. 20 НК.

Из описания критерия взаимозависимости организации и ее учредителя (участника) Законом исключена норма о непризнании взаимозависимыми лицами организаций, в капитале которых прямо и (или) косвенно участвуют Республика Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь <*>. Эта норма выделена в отдельную структурную единицу п. 1 ст. 20 НК. Такая редакционная правка распространяет действие данной нормы на все критерии, перечисленные в ч. 2 п. 1 ст. 20 НК, и исключает ее неоднозначное толкование.

Что изменилось в контроле ТЦО

Принципы определения цены на товары (работы, услуги), имущественные права для целей налогообложения установлены в гл. 11 НК. На практике эти положения принято называть контролем за применением трансфертного ценообразования. 

Справочно
Понятие “трансфертное ценообразование” в белорусском законодательстве не определено. Суть данного термина раскрывается на официальном сайте МНС .

В 2021 году, как и ранее, данный контроль будет осуществляться только в целях налогообложения налогом на прибыль. Кардинальных изменений не произошло. Вместе с тем внесены новшества, которые в основном направлены на упрощение контроля ТЦО.

1. Расширен перечень не подлежащих контролю сделок

Не будут контролироваться сделки, совершенные белорусскими организациями с владельцами международных систем платежных расчетов с использованием банковских платежных карточек VISA, MasterCard, American Express, зарегистрированными в оффшорных зонах <*>.

2. Разрешено выбирать источники информации без соблюдения иерархии ст. 90 НК

Организации смогут самостоятельно выбрать источники информации, используемые при сопоставлении условий сделок, без учета последовательности, в которой эти источники перечислены в ст. 90 НК <*>.

3. Уточнены случаи использования заключения оценщика

Законом изменена норма, которая позволяет в качестве источника информации, используемой при сопоставлении условий сделок, рассматривать результаты оценки, проведенной в соответствии с законодательством Республики Беларусь об оценочной деятельности <*>. Новая редакция данной нормы не содержит требование определять рыночную стоимость объекта оценки на основании фактически сложившихся рыночных цен по идентичным (при их отсутствии — однородным) товарам в сопоставимом налоговом периоде. Также норма дополнена возможностью использования результатов оценки, проведенной оценщиком в соответствии с законодательством иностранных государств.

Ранее для целей контроля ТЦО в отношении недвижимого имущества принималась независимая оценка, если она была проведена с применением сравнительного метода <*>. Новая редакция нормы позволит для целей контроля ТЦО использовать результаты оценки объектов (кроме недвижимого имущества (его части)) с применением методов, предусмотренных национальным законодательством и (или) законодательством иностранных государств <*>. Кроме того, перечень источников информации пополнится следующими уточнениями:

— независимая оценка недвижимого имущества должна проводиться сравнительным методом;

— при оценке предприятия как имущественного комплекса оценщик может использовать другие методы, предусмотренные законодательством для таких объектов оценки <*>;

— если недвижимое имущество расположено за пределами Беларуси, могут быть использованы результаты оценки, проведенной в соответствии с законодательством иностранных государств;

— рыночная стоимость одной акции (пакета акаций), доли в уставном фонде юридического лица может быть определена оценщиком с использованием доходного или сравнительного метода оценки. Для определения стоимости акций, долей иностранной организации могут быть использованы результаты оценки, проведенной по законодательству иностранного государства.

4. Введено понятие разовой сделки и установлен порядок определения диапазонов рыночных цен (показателей рентабельности)

Уточнены определения этих диапазонов. Теперь диапазоны представляют собой выборки значений показателей рыночных цен (рентабельности) <*>.

В ст. 91 НК добавлены новые пункты <*>:

— в п. 11 и 12 устанавливается порядок определения диапазона показателей рентабельности и диапазона рыночных цен;

— в п. 13 предусматривается возможность использования независимой оценки предмета разовой сделки, проведенной в соответствии с законодательством, в случаях, когда методы п. 1 ст. 91 НК не позволяют определить соответствие цены разовой сделки рыночной цене. Здесь же вводится понятие разовой сделки. Таковой признается сделка, которая отличается от основной деятельности организации и осуществляется один раз в налоговом периоде.

5. Уточнен круг сделок, сведения о которых вносятся в ЭСЧФ

Законом предусмотрено, что информацию о совершенной в налоговом периоде сделке, указанной в п. 1 и 2 ст. 88 НК (эти пункты содержат все сделки, подлежащие контролю ТЦО), должны представлять в ЭСЧФ плательщики налога на прибыль <*>. Ранее в п. 1 ст. 97 НК шла речь об указании сведений по анализируемой сделке и не уточнялось, плательщиков какого налога касалась данная обязанность.

Как и прежде, сведения в ЭСЧФ нужно вносить независимо от цены сделки и отклонения цен от рыночных.

6. Введены новые случаи, когда не нужно составлять документацию

Ранее документацию, подтверждающую экономическую обоснованность примененной цены, не требовалось составлять, если заключено соглашение о ценообразовании или если сделка совершена на бирже <*>. Помимо этих случаев теперь предусматривается не составлять документацию по сделкам <*>:

— по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если прибыль, полученная от такой реализации, освобождена от налога на прибыль;

— если цена сделки (сумма цен сделок) с одним контрагентом в календарном году составляет не более 10% от суммы, определенной п. 3.1 п. 3 ст. 88 НК, но которые не могут быть сгруппированы по признаку однородности сделок.

Напомним, документация составляется в двух случаях: по внешнеторговым сделкам крупных плательщиков с их взаимозависимыми лицами и по внешнеторговым сделкам со стратегическими товарами <*>. В п. 3.1 ст. 88 НК установлены стоимостные пределы, при достижении которых внешнеторговые сделки со взаимозависимыми лицами <*> подпадают под контроль ТЦО. Для крупных плательщиков такой предел составляет 2 млн руб. Стоимостной предел по сделкам со стратегическими товарами <*> тоже составляет 2 млн руб., однако он установлен в п. 3.3 ст. 88 НК.

Следовательно, по внешнеторговым сделкам со стратегическими товарами случаи составления документации не изменились. А крупные плательщики с 2021 года не должны будут составлять документацию по внешнеторговым сделкам со взаимозависимыми лицами, если сумма сделок с одним контрагентом в календарном году будет не более 200 тыс. руб. (2000000 руб. x 10%).

7. Уточнены сведения, указываемые в документации

Внесены уточнения по составу информации, отражаемой в документации, подтверждающей экономическую обоснованность примененной цены. При описании деятельности сторон в документации следует приводить информацию <*>:

— об осуществлении сторонами в сделке функций, указанных в п. 2.2 ст. 89 НК;

— о принимаемых рисках, указанных в п. 2.4 ст. 89 НК.

Напомним, документация представляется в налоговый орган по форме, утвержденной постановлением МНС от 03.01.2019 N 2 <*>.

8. Расширен состав экономического обоснования

Законом дополнено содержание экономического обоснования (далее — ЭО). Такое обоснование представляется организациями по утвержденной форме по запросу (уведомлению) налогового органа <*>. Помимо ранее указываемых сведений ЭО должно еще содержать <*>:

— описание деятельности сторон анализируемой сделки <*>. В частности, если организация применила метод сопоставимой рентабельности <*>, в ЭО нужно будет указать сведения об оценке функций, рисков, активов участников сделки;

— сведения о стратегии продаж плательщика, которая повлияла на цену сделки (при наличии), финансовое положение плательщика <*>;

данные о подходах плательщика к определению цены сделки <*>.

В связи с появлением в НК данных изменений, следует ожидать соответствующие дополнения в приложение 24 к постановлению МНС от 03.01.2019 N 2, которым утверждена форма экономического обоснования.

Сведения из Минфина для целей признания взаимозависимых лиц и контроля ТЦО

Для реализации положений ст. 20 “Взаимозависимые лица” НК, а также гл. 11 НК, содержащей порядок контроля применения трансфертного ценообразования в сделках со взаимозависимыми лицами, Законом предусматривается заключение соглашения между Минфином и МНС, по которому Минфин будет ежеквартально представлять в электронной форме в МНС сведения о владельцах акций акционерных обществ не позднее 60 дней, следующих за истекшим кварталом. Это положение установлено в новом п. 8 ст. 86 НК <*>.

Читайте этот материал в ilex >> 
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Рекомендуем посетить:
аудиториум «Аффилированные и взаимозависимые лица:
трансфертное ценообразование и налоговый контроль за сделками в 2021 году
»