Наталья Кондратенко

начальник главного управления методологии налогообложения
Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь


Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь при поддержке ООО «ЮрСпектр» провело практическую конференцию «Основные изменения Налогового кодекса 2022».

Наталья Олеговна Кондратенко на этой конференции рассказала в том числе об основных изменениях в исчислении таких налогов, как земельный, экологический, налог на недвижимость.

1. Изменения в исчислении налога на недвижимость

В начале своего выступления лектор рассказала об основных изменениях в исчислении налога на недвижимость для организаций в 2022 году. Ознакомимся с некоторыми из них.

В первую очередь лектор обратила внимание, что освобождение от налога на недвижимость впервые введенных в действие капстроений (зданий, сооружений), их частей в течение одного года с даты приемки будет применяться только в отношении объектов, принятых в эксплуатацию в соответствии с Положением N 716. Также в отношении таких объектов, введенных в эксплуатацию после 01.01.2019, в течение следующих второго — пятого годов с даты приемки могут быть применены пониженные ставки налога (0,2% — 0,8%) (ч. 1 подп. 1.13 ст. 228, ч. 1 п. 5 ст. 230 НК).

То есть в 2022 году указанную льготу и пониженные ставки нельзя применять в отношении объектов, принятых в эксплуатацию на основании решений местных органов власти о принятии самовольных построек в эксплуатацию. Ввод в эксплуатацию таких объектов регулируется Положением о порядке принятия решений по самовольным постройкам N 1802 (ч. 2 подп. 1.13 ст. 228, ч. 2 п. 5 ст. 230 НК).

Дополнен перечень капстроений (зданий, сооружений), их частей, которые не являются объектами обложения налогом на недвижимость. В него включены полученные в безвозмездное пользование культовые капстроения (здания, сооружения), их части религиозными организациями (объединениями), зарегистрированными в соответствии с законодательством (подп. 2.7 ст. 227 НК).

С 2022 года изменится порядок определения налоговой базы при исчислении налога на недвижимость по арендованным (взятым в иное пользование) у физлиц, в том числе ИП объектам налогообложения. В случае отсутствия оценки БРТИ или аттестованного оценщика стоимости этого объекта налогообложения налоговая база по нему определяется в соответствии с НК, а не в соответствии с порядком, установленным в Положении N 187 (подп. 2.3 ст. 229 НК).

Лектор напомнила, что согласно п. 2 ст. 229 НК (в ред. 2021 года) организации рассчитывали налог на недвижимость исходя из наибольшей стоимости арендованного (взятого в иное пользование) объекта. При этом необходимо было последовательно сравнить стоимость, указанную в договоре аренды (иного пользования), и стоимость, определенную исходя из оценки объекта:

1) по оценочной стоимости, определенной БРТИ на 1 января текущего года (подп. 2.1 ст. 229 НК (в ред. 2021 года));

2) указанной в заключении об оценке (по рыночной стоимости) на 1 января текущего года, выданном аттестованным оценщиком (подп. 2.2 ст. 229 НК (в ред. 2021 года));

3) произведенной в ином порядке, предусмотренном Положением N 187.

Например, если организация арендует у физлица объект не первый год, то налоговая база 2021 года определяется путем индексации. Для этого налоговая база 2020 года умножается на коэффициент изменения стоимости зданий и сооружений, принадлежащих физлицам, устанавливаемый ежегодно Минстройархитектуры (подп. 3.2.1 Положения N 187).

Если же организация впервые в 2021 году арендовала объект у физлица и у нее отсутствуют сведения о его оценочной стоимости, определенной БРТИ, рыночной стоимости, определенной оценщиком, то в этом случае организация вправе определить стоимость объекта самостоятельно.

Она рассчитывает стоимость исходя из базовой расчетной стоимости 1 кв. м на 01.01.2013 с учетом индексации и общей площади арендуемого объекта. Для целей индексации базовая расчетная стоимость 1 кв. м последовательно умножается на коэффициенты изменения стоимости начиная с 01.01.2014. Полученная стоимость сравнивается со стоимостью, указанной в договоре аренды. Налог на недвижимость исчисляется исходя из наибольшей из них (подп. 2.3 ст. 229 НК (в ред. 2021 года), п. 2, подп. 3.2.2 Положения N 187).

С 2022 года в случае отсутствия стоимостей, определенных первым или вторым способом, организация должна определить налоговую базу в порядке, установленном НК (ч. 2 — 4 п. 3 ст. 229 НК).

Стоимость арендованных (взятых в иное пользование) объектов налогообложения на 01.01.2022, принадлежащих физлицам, в том числе ИП, для определения налоговой базы рассчитывается организацией исходя из (ч. 2 п. 3 ст. 229 НК):

— расчетной стоимости 1 кв. м типового капстроения (здания, сооружения) и общей площади (для машино-мест — площади) объекта налогообложения;

— расчетной стоимости 1 м типового капстроения (здания, сооружения) и протяженности сооружения, у которого отсутствует площадь.

Размеры расчетной стоимости 1 кв. м (1 м) типового капстроения (здания, сооружения) на 01.01.2022 установлены в приложении 31 к НК (ч. 3 п. 3 ст. 229 НК).

Например, если организация арендовала в 2021 года капстроение у физлица и, соответственно, исчисляла и уплачивала налог на недвижимость по этому объекту, то в 2022 году, если она продолжает его арендовать, механизм пересчета прошлогодней налоговой базы путем индексации уже не применяется. Организация должна определить стоимость арендованного объекта исходя из расчетной стоимости 1 кв. м (1 м) типового капстроения из приложения 31 к НК и его площади (протяженности), сравнить полученную величину со стоимостью объекта, указанной в договоре аренды. Наибольшая из них будет налоговой базой при исчислении налога в 2022 году.

Также лектор отметила, что в налоговый орган может быть представлено заключение о независимой оценке его рыночной стоимости в ценах на 1 января года, за который исчисляется налог. Рыночная стоимость объекта будет приниматься ИМНС в качестве налоговой базы при исчислении налога на недвижимость (ч. 4 п. 3 ст. 229 НК).

Согласно ч. 1 п. 3 ст. 232 НК (в ред. 2021 года) исчисление налога по ставкам, увеличенным (уменьшенным) в соответствии с решениями местных Советов депутатов, производится с 1 января года, следующего за годом, в котором соответствующее решение принято. Указанная норма продолжает действовать в 2022 году с учетом следующего уточнения: исчисление налога на недвижимость по ставкам, уменьшенным решениями местных Советов депутатов, будет производиться с 1 января года, в котором такие решения приняты, если это прямо предусмотрено в них (ч. 2 п. 3 ст. 232 НК).

Установлен порядок исчисления налога на недвижимость организациями, которые применяют общий порядок налогообложения либо особый порядок налогообложения, предусматривающий уплату налога на недвижимость, в случае, если они переходят на особый порядок налогообложения без уплаты этого налога. Такие организации прекращают исчислять налог на недвижимость с 1-го числа первого месяца квартала, с которого они начали применять этот особый режим налогообложения (ч. 3 п. 9 ст. 232 НК).

С 2022 года введена норма о необходимости представления в налоговый орган по месту постановки на учет копии дополнительного соглашения к договору финансовой аренды (лизинга), договору аренды капстроения (здания, сооружения), его части, иного возмездного или безвозмездного пользования, заключенного организацией с физлицом, — в течение 30 календарных дней со дня составления такого дополнительного соглашения (абз. 5 п. 18 ст. 232 НК).

2. Изменения по земельному налогу

Аналогично корректировкам по налогу на недвижимость в 2022 году предусмотрены похожие изменения по земельному налогу:

1) не применяется льгота в отношении земельных участков, занятых впервые введенными капстроениями, если они построены самовольно и приняты в эксплуатацию на основании Положения N 1802.

С 01.01.2022 освобождению от земельного налога подлежат только земельные участки (их части), на которых расположены впервые введенные в действие капстроения, принятые в эксплуатацию в порядке, установленном Положением N 716 (подп. 1.30 ст. 239 НК);

2) организации не вправе применять к ставке понижающие коэффициенты в отношении земельных участков с впервые введенными капстроениями, построенными самовольно и принятыми в эксплуатацию на основании Положения N 1802.

С 01.01.2022 понижающие коэффициенты применяются при исчислении земельного налога только за земельные участки (их части), если впервые введенные в действие капстроения приняты в эксплуатацию в порядке, установленном Положением N 716. При этом в 2022 году это могут быть понижающие коэффициенты: 0,2; 0,4; 0,6 (п. 12 ст. 241 НК);

3) дополнен порядок применения к ставкам земельного налога повышающих (понижающих) коэффициентов, установленных в соответствии с решениями местных Советов депутатов.

В частности, с 01.01.2022 уточняется, что земельный налог по ставкам, уменьшенным по решениям местных Советов депутатов, исчисляется с 1 января года, в котором приняты решения об уменьшении, при условии, что об этом прямо указано в данных решениях (ч. 2 п. 2 ст. 243 НК).

До 01.01.2022 согласно п. 2 ст. 243 НК (в ред. 2021 года) предусматривалось, что земельный налог по ставкам, увеличенным (уменьшенным) в соответствии с решениями местных Советов депутатов, исчисляется с 1 января года, следующего за годом, в котором соответствующее решение принято. В то же время на основании ч. 2 п. 7 ст. 3 НК (в ред. 2021 года) решения местных Советов депутатов, которые улучшают положение плательщиков, в том числе понижающие налоговые ставки, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Таким образом, п. 2 ст. 243 НК (в ред. 2021 года) дополнен частью 2 для того, чтобы устранить с 01.01.2022 противоречие между указанными нормами законодательства.

Внесены традиционные для каждого года корректировки по земельному налогу:

1) предусмотрено изменение порядка определения налоговой базы (кадастровой стоимости земельного участка).

Налоговая база на 01.01.2022 для целей исчисления земельного налога за 2022 год определяется по земельным участкам, относящимся (п. 9 ст. 7 Закона N 141-З):

— к жилой многоквартирной зоне — в белорусских рублях на дату оценки такой зоны, проиндексированных с применением прогнозных индексов роста потребительских цен на 2021 и 2022 годы;

— жилой усадебной (включая садоводческие товарищества и дачные кооперативы) и рекреационной зонам — в белорусских рублях на дату оценки этих зон;

— общественно-деловой и производственной зонам — в белорусских рублях на дату оценки этих зон, проиндексированных с применением сложившихся индексов роста потребительских цен за 2019 и 2020 годы и прогнозных индексов роста потребительских цен на 2021 и 2022 годы.

Как и в предыдущие годы, налоговую базу пересчитает ГУП «Национальное кадастровое агентство». А организации смогут получить сведения о кадастровой стоимости земельного участка на 01.01.2022, зайдя на сайт агентства;

2) произошла индексация на прогнозный уровень инфляции ставок земельного налога на сельхозземли сельхозназначения, а также ставок на земли сельхозназначения, в том числе занятые капстроениями (зданиями, сооружениями), их частями и другими объектами (п. 2 — 4 ст. 241 НК, приложения 3 и 4 к НК);

3) проиндексированы ставки налога, установленные в белорусских рублях за гектар и применяемые при расчете налога за земельные участки, по которым в качестве налоговой базы применяется их площадь. Это земельные участки с кадастровой стоимостью ниже установленных пределов. Размеры этих пределов по всем видам оценочных зон также проиндексированы (подп. 6.5 — 6.11 ст. 240, п. 6 ст. 241 НК).

Предусмотрено введение двух новых льгот по земельному налогу:

1) с 01.01.2022 по 31.12.2024 освобождаются от налога земельные участки, предоставленные общественным объединениям инвалидов, их унитарным предприятиям и учреждениям (ч. 2 п. 6 ст. 7 Закона N 141-З).

Причем освобождению подлежат любые земельные участки независимо от их назначения. До 2022 года льгота применялась только по земельным участкам, которые заняты объектами здравоохранения, туризма, физкультуры и спорта, социального обслуживания, образования, культуры и искусства (подп. 1.18 ст. 239 НК);

2) по земельным участкам, предоставленным организациям для строительства и (или) обслуживания жилых домов, в части площади такого земельного участка, которая приходится на площадь объектов, принадлежащих организациям, поименованным в п. 2 ст. 386 НК (подп. 1.19 ст. 239 НК).

До 01.01.2022 земельные участки, предоставленные организациям для строительства и (или) обслуживания жилых домов, льготировались только в отношении площади, которая приходится на объекты, принадлежащие льготным категориям граждан (например, пенсионерам, инвалидам I или II группы, многодетным семьям). То есть земельный налог по этой площади земельных участков не исчислялся и не предъявлялся гражданам к возмещению.

С 01.01.2022 подп. 1.19 ст. 239 НК дополнен и освобождению от земельного налога также подлежит часть земельного участка, которая приходится на объекты, принадлежащие плательщикам, входящим в перечень, установленный в п. 2 ст. 386 НК. В частности, это местные исполнительные и распорядительные органы и их структурные подразделения, иные госорганы. Такие организации сами по себе не являются плательщиками земельного налога, поэтому он и не будет предъявляться им к возмещению.

С 01.01.2022 при возникновении в течение налогового периода того или иного события (например, получение или изъятие земельного участка, утрата льготы) земельный налог пересчитывается с квартала, следующего за кварталом возникновения события (п. 4, 5, ч. 2 п. 6, ч. 2 п. 7, п. 8 и 9, ч. 3 п. 14 ст. 243 НК).

Ранее пересчеты земельного налога в основном производились с месяца, следующего за месяцем возникновения события. Например, в феврале в установленном порядке принято решение о выделении организации земельного участка. До 01.01.2022 земельный налог исчислялся бы с марта. А в 2022 году его исчисление начнется с 01.04.2022, то есть со II квартала — квартала, следующего за кварталом принятия решения о предоставлении земельного участка.

Данное изменение введено для сокращения количества уточненных деклараций, представляемых организациями, у которых в течение налогового периода происходило интенсивное движение земельных участков.

С 01.01.2022 декларация по земельному налогу представляется (или в нее вносятся изменения) не позднее 20-го числа второго месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имели место события, связанные с налогообложением (ч. 1 и 3 п. 2 ст. 244 НК).

То есть теперь установлен аналогичный порядок пересчета земельного налога и подачи деклараций, как и по налогу на недвижимость.

Вместе с тем для нескольких случаев предусмотрено исключение (ч. 1 п. 6, ч. 1 и 3 п. 7 ст. 243 НК).

Например, при переходе с 1-го числа первого месяца квартала с общего порядка налогообложения, когда земельный налог уплачивается, на особый режим налогообложения без его уплаты земельный налог не исчисляется с 1-го числа месяца, с которого организация начала применять особый режим. В частности, это касается уплаты единого налога для сельхозпроизводителей. На данный режим организации вправе перейти с любого квартала.

В таком случае декларация по земельному налогу на основании ч. 2 п. 2 ст. 244 НК представляется не позднее 20-го числа второго месяца квартала, с которого организация перешла на особый режим налогообложения без уплаты земельного налога.

С 01.01.2022 вводится особый порядок исчисления земельного налога для энергоснабжающих организаций, которые входят в состав государственного производственного объединения электроэнергетики «Белэнерго» (далее — ГПОЭ «Белэнерго»). Такой порядок предусматривается в отношении земельных участков, занятых конструктивными элементами воздушных линий электропередачи напряжением ниже 35 киловольт, которые не являются капстроениями или госрегистрация которых не обязательна.

Конструктивные элементы воздушных линий электропередачи — это опоры, которые эти линии электропередачи несут. Функциональное использование земельных участков под такими опорами устанавливается как производственная зона независимо от целевого назначения земли, указанного в решении местного исполкома. В качестве налоговой базы земельного налога для таких земельных участков установлена их площадь под опорами. При этом налоговая база определяется из расчета 1,5 кв. м на каждую опору. А ставка земельного налога установлена в белорусских рублях за гектар для производственной зоны (ч. 2 п. 3, п. 4-1, подп. 6.12 ст. 240, подп. 6.1 ст. 241 НК).

Лектор подчеркнула, что иные организации, имеющие земельные участки, на которых расположены конструктивные элементы воздушных линий электропередачи, указанный особый порядок не применяют. Он установлен только для энергоснабжающих организаций, входящих в состав ГПОЭ «Белэнерго».

Об изменениях в исчислении земельного налога с 01.01.2023, а также о новшествах в экологическом налоге читайте в ilex.