Опубликован Закон от 31.12.2021 N 141-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» (далее — Закон), которым скорректированы нормы НК. В данном материале рассмотрим основные изменения в трансфертном ценообразовании (далее — ТЦО), которые вступают в силу с 2022 года.

1. Уточнение терминов, контроль ТЦО сделок по кредитам (займам), с ценными бумагами, производными финансовыми инструментами

Внешнеторговые сделки, совершенные со взаимозависимым лицом, являются объектом контроля ТЦО (подп. 1.1 ст. 88 НК). С 2022 года определение внешнеторговой сделки (подп. 1.3 ст. 87 НК) изложено в новой редакции, не включающей в это понятие сделки по предоставлению (получению) в пользование имущества (п. 42 ст. 2 Закона).

Однако это не означает, что по этим сделкам отменяется контроль. В данном случае устранено дублирование норм. Предоставление и получение в пользование имущества входили и продолжат в 2022 году входить соответственно в понятия реализации и приобретения товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 2 ст. 87 НК).

Вместе с тем в обновленные определения реализации и приобретения товаров (работ, услуг), имущественных прав внесены дополнения, которые привели к появлению новых объектов контроля ТЦО. Так, для целей контроля ТЦО (п. 2 ст. 87 НК, п. 42 ст. 2 Закона):

реализация (погашение) ценных бумаг, производных финансовых инструментов, предоставление кредита (займа) признаются реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав;

получение ценных бумаг, производных финансовых инструментов, кредита (займа) признается приобретением товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Следовательно, указанные сделки, совершенные с иностранными взаимозависимыми лицами (юридическими или физическими лицами), а также с белорусскими организациями — взаимозависимыми лицами, которые не исчисляют и не уплачивают налог на прибыль (освобождены от налога на прибыль) по основаниям, перечисленным в подп. 1.2 ст. 88 НК, подлежат контролю ТЦО.

Сделки с ценными бумагами, обращающимися на неорганизованном рынке ценных бумаг, контролировались и ранее (как сделки по реализации и приобретению товаров). Контроль сделок по кредитам (займам) является новшеством 2022 года и затронет преимущественно внешнеторговые сделки.

Контроль будет осуществляться, если цена сделок (сумма цен сделок) с одним контрагентом в календарном году превысит стоимостной порог, определенный соответственно в подп. 3.1 и 3.2 ст. 88 НК. Данные пороги сохранены на уровне 2 000 000 бел. руб. (без НДС, акцизов) для крупных плательщиков; 400 000 бел. руб. — для остальных организаций.

В связи с расширением понятий реализации и приобретения на кредитные (заемные) сделки, операции с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами уточнены термины «однородные сделки», «рыночная цена», «рынок товаров (работ, услуг)» (подп. 1.6, 1.8 и 1.9 ст. 87 НК). Введены определения новым терминам (п. 42 ст. 2 Закона):

драгоценные металлы — золото, серебро, платина, палладий в виде банковских, мерных слитков, монет;

кредиты (займы) — кредиты (займы) независимо от способа их оформления, за исключением коммерческого займа;

цена анализируемой сделки — примененная (установленная) сторонами анализируемой сделки цена товара (работы, услуги), имущественных прав, ценной бумаги (доходность по операциям с ценными бумагами), плата за предоставление (получение) в пользование имущества, ставка процентов (сумма дохода) по кредитам (займам), производным финансовым инструментам.

Справочно
В НК сохранено ограничение затрат по правилам тонкой капитализации (ст. 172 НК) в отношении заемных средств по кредитам, займам (при этом коммерческие займы по-прежнему исключаются из объекта такого контроля).

2. Определение суммы цен сделок с одним контрагентом производится с учетом новых объектов контроля

Сумма цен сделок с одним контрагентом по-прежнему рассчитывается отдельно для сделок по реализации и отдельно для сделок по приобретению.

В связи с введением новых объектов контроля цены этих сделок необходимо учитывать при определении суммы цен сделок с одним контрагентом.

При этом для сделок по предоставлению (получению) кредитов (займов) ценой сделки признается сумма кредита (займа) (п. 4 ст. 88 НК, п. 43 ст. 2 Закона).

3. Определено, какие кредиты (депозиты) не контролируются по ТЦО

Независимо от того, удовлетворяет ли сделка условиям контроля ТЦО, не подлежат контролю межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до 7 календарных дней (включительно) (п. 5 ст. 88 НК, п. 43 ст. 2 Закона).

4. Введено условие включения у покупателя премий, бонусов в цену анализируемой сделки

Законом уточнены условия, при которых цена анализируемой сделки соответствует рыночной цене. В частности, введено дополнение, что суммы премий, бонусов, предоставленных в сделках по приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываются при определении цены анализируемой сделки в случае их включения в состав внереализационных доходов в порядке, предусмотренном подп. 3.25 ст. 174 НК, не позднее 365 дней после совершения анализируемой сделки ч. 2 п. 3 ст. 87 НК, п. 42 ст. 2 Закона).

5. В сведениях о сделке необходимо указывать ее вид

В составе сведений о сделке, в отношении которой произведена корректировка налоговой базы или суммы убытка, нужно указывать еще и вид сделки (реализация или приобретение товара (работы, услуги), имущественных прав) (ч. 2 п. 5 ст. 87 НК, п. 42 ст. 2 Закона). Эти сведения указываются в подстроках стр. 14 части V «Другие сведения» декларации по налогу на прибыль.

Справочно
Сведения о сделке (в том числе ее вид) указываются также в стр. 1.3 раздела 1 документации и экономического обоснования примененной цены (абз. 4 подп. 4.2, ч. 3 п. 5 ст. 97 НК).

6. Устанавлены критерии сопоставимости кредитных сделок

Подпункт 2.1 ст. 89 НК дополнен новой частью, в которой установлены критерии, учитываемые при определении сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий по кредитам (займам), поручительству и банковской гарантии. К таким критериям относятся (п. 44 ст. 2 Закона):

— кредитная история и платежеспособность соответственно получателя кредита (займа) и лица, обязательства которого обеспечиваются поручительством или банковской гарантией;

— характер и рыночная стоимость обеспечения исполнения обязательства;

— срок, на который предоставляется кредит (заем);

— валюта кредита (займа);

— порядок определения процентной ставки (фиксированная или плавающая), дохода от долгового обязательства;

— порядок определения процентов за пользование кредитом (фиксированная или переменная процентная ставка);

— иные условия, которые оказывают влияние на величину процентной ставки, дохода от долгового обязательства (вознаграждения).

7. Установлены характеристики НМА, которые учитываются при определении сопоставимости сделок

Подп. 2.3 ст. 89 НК дополнен положениями о том, что при оценке влияния нематериальных активов, которыми распоряжаются стороны сделок либо которые являются объектом их контроля, учитываются (п. 44 ст. 2 Закона):

— вид НМА;

— исключительность НМА;

— наличие и срок правовой охраны;

— территория действия прав на использование НМА;

— срок службы, стадия жизненного цикла НМА (разработка, совершенствование, использование);

— права и функции сторон, связанные с увеличением стоимости НМА в результате их совершенствования;

— возможность получения дохода от использования НМА.

8. Уточнен критерий признания организаций с сопоставимой деятельностью

В ч. 2 п. 3 ст. 89 НК определены критерии признания организации организацией, осуществляющей сопоставимую деятельность. Ранее одним из таких критериев являлось то, что такая организация не участвует прямо и (или) косвенно в другой организации долей такого участия более 20% или не имеет в качестве учредителя (участника) организацию с долей прямого участия более 20%. С 2022 года порог такого участия составляет не менее 20% (п. 44 ст. 2 Закона). То есть, если организация имеет долю участия ровно 20% и более, то она не признается организацией с сопоставимой деятельностью.

Справочно
Доля участия в размере не менее 20% является одним из критериев, по которому лица признаются взаимозависимыми (абз. 2, 3, 5 и 7 ч. 2 п. 1 ст. 20 НК).

9. Расширен состав информации, используемой для расчета налоговой базы при контроле ТЦО

В связи с уточнением терминов и введением новых объектов контроля дополнен состав информации, которая используется в контроле ТЦО при установлении правильности определения налоговой базы налога на прибыль или размера убытка. В частности, будет использоваться (абз. 2 и 7 ч. 1 п. 1 ст. 90 НК, п. 45 ст. 2 Закона):

— информация о ценах (курсах иностранных валют, процентах (доходах) по кредитам (займам)) и котировках, сложившихся по итогам биржевых торгов (аукционов, иных публичных торгов), проведенных в Республике Беларусь или иностранных государствах;

— данные информационно-ценовых агентств, располагающих сведениями о ценах организаций, их бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, курсах иностранных валют, ставках процентов по кредитам (займам), кредитных рейтингах доходности долговых ценных бумаг, производных финансовых инструментов.

При отсутствии информации о сопоставимых сделках по предоставлению (получению) займа можно использовать информацию о совершенных в сопоставимых условиях банковских вкладах (депозитах), выпусках облигаций юрлиц (п. 2 ст. 90 НК, п. 45 ст. 2 Закона).

10. Исключены условия применения метода распределения прибыли

Из п. 3 ст. 91 НК исключена часть 3, в которой ранее было определено, что метод распределения прибыли применяется при невозможности использования иных методов и при наличии взаимосвязи деятельности взаимозависимых лиц — сторон анализируемой сделки; при наличии в собственности (пользовании) сторон анализируемой сделки прав на объекты НМА, оказывающие существенное влияние на уровень рентабельности (п. 46 ст. 2 Закона).

11. Уточнения в порядке определения диапазона рыночных цен

Законом уточнено, что порядок определения диапазона рыночных цен, установленный в п. 12 ст. 91 НК, не распространяется на случаи, указанные в п. 4 ст. 92 НК. В этом пункте установлено, как определяется диапазон рыночных цен на основе биржевых котировок. В него добавлено, что диапазоном рыночных цен признается интервал между минимальной и максимальной ценой сделок, зарегистрированных биржей на дату совершения анализируемой сделки (п. 46 и 47 ст. 2 Закона).

12. Установлены особенности применения метода сопоставимых рыночных цен, в том числе для новых объектов контроля

В ст. 92 НК внесены положения о том, что при использовании данных информационно-ценовых агентств о ценах (диапазонах цен) на идентичные (однородные) товары (работы, услуги), ценные бумаги, производные финансовые инструменты, о доходности по операциям с ценными бумагами, о ставке процентов (сумме дохода) по кредитам (займам) в целях применения метода сопоставимых рыночных цен по валютно-обменным операциям, сделкам с драгоценными металлами, ценными бумагами, производными финансовыми инструментами, кредитам (займам) минимальным и максимальным значениями диапазона рыночных цен могут признаваться соответственно опубликованные минимальное и максимальное значения цен по сделкам, совершенным в аналогичный период времени в сопоставимых коммерческих и (или) финансовых условиях (п. 47 ст. 2 Закона).

13. Изменения в применении метода цены последующей реализации

Законом уточнено, что данный метод применяется при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 48 ст. 2 Закона).

Из п. 4 ст. 93 НК исключено положение о том, что если валовая рентабельность у анализируемой стороны сделки превышает максимальное значение диапазона рыночных показателей рентабельности, указанного в п. 1 ст. 93 НК, цена анализируемой сделки определяется исходя из фактической цены последующей реализации товара и валовой рентабельности, которая соответствует максимальному значению такого диапазона рыночных показателей рентабельности (п. 48 ст. 2 Закона).

14. Новый случай, когда не нужно представлять документацию по ТЦО

Законом предусмотрено, что по сделкам с ценными бумагами, совершенным на организованном рынке ценных бумаг, документация не составляется (п. 50 ст. 2 Закона).

15. Изменения в составе сведений документации и экономического обоснования

В документации и в экономическом обосновании примененной цены в числе сведений о доходах и расходах по анализируемой сделке (раздел 9 и раздел 7 соответственно) с 2022 года указываются еще и сведения о размере и условиях предоставления (получения) надбавки к цене (скидки с цены) или премий, бонусов, предоставляемых (получаемых) при выполнении покупателем (заказчиком) условий договора (подп. 4.10, ч. 3 п. 5 ст. 97 НК, п. 50 ст. 2 Закона).

Поскольку расширился перечень контролируемых видов сделок и состав сведений о них, в 2022 году следует ожидать изменения в формах отчетности по ТЦО.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex