На Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь 04.01.2023 опубликован Закон от 30.12.2022 N 230-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» (далее — Закон N 230-З). Рассмотрим новшества в части НДС и ЭСЧФ с 01.01.2023.

1. Изменения в исчислении НДС при приобретении объектов у нерезидентов

С 01.01.2023 белорусские организации и ИП должны исчислять НДС при приобретении объектов на территории Республики Беларусь не только у иностранных организаций, но и у иностранных ИП, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь (п. 47 ст. 2 Закона N 230-З ст. 114 НК-2023).

Кроме того, на обороты по приобретению объектов у иностранных ИП:

— расширено применение норм об освобождении от НДС оборотов по приобретению объектов у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь (п. 50 ст. 2 Закона N 230-З, подп. 1.10 ст. 118 НК-2023);

— распространен порядок определения налоговой базы НДС и МФР при приобретении объектов у иностранных организаций (п. 52, 53, 59, 66 ст. 2 Закона N 230-З, п. 39 ст. 120, п. 29 ст. 121, абз. 3 п. 6 ст. 128, абз. 4 ч. 2 п. 12 ст. 130, подп. 2.3 ст. 140 НК-2023);

— распространен порядок создания ЭСЧФ (п. 60 ст. 2, ст. 9 Закона N 230-З, подп. 2.4, 3.10, 8.7, 9.1 ст. 131 НК-2023);

— распространена норма об исчислении НДС при приобретении объектов у нерезидентов организациями и ИП, не исчисляющими НДС, согласно п. 4 ст. 128 НК-2023 (п. 57 ст. 2 Закона N 230-З).

Пример

Организация заключила договор на приобретение услуг, местом оказания которых является территория Республики Беларусь, у иностранного ИП. В декабре 2022 г. организация перечислила иностранному ИП предоплату в размере 50% стоимости услуги. Оставшаяся сумма будет перечислена в феврале 2023 г.

В отношении стоимости услуги, оплаченной в декабре 2022 г., организация не должна исчислять НДС и направлять на Портал ЭСЧФ.

В отношении стоимости услуги, которая будет оплачена в феврале 2023 г., организация должна будет в феврале 2023 г. исчислить НДС и направить ЭСЧФ на Портал не позднее 20.03.2023.

2. Изменения в составе объектов обложения НДС

С 01.01.2023 изменился состав объектов обложения НДС:

а) включены в состав оборотов, признаваемых объектами обложения НДС, обороты по получению дохода новым кредитором, приобретшим денежное требование, при полном или частичном прекращении соответствующего денежного обязательства путем исполнения, предоставления отступного, зачета, новации (п. 48 ст. 2 Закона N 230-З, подп. 1.1.15 ст. 115 НК-2023);

Обратите внимание!
С 01.01.2023 в рамках предпринимательской деятельности запрещаются товарообменные операции, по которым деньги юридическому лицу, ИП не поступают. К таким операциям относится в том числе зачет. При этом запрет не распространяется (ч. 1 п. 14 постановления N 713):
— на внешнеторговые операции;
— на операции между организациями, входящими в холдинг;
— если товарообменные операции согласованы в установленном порядке.

б) включены в состав оборотов, не признаваемых объектами обложения НДС, обороты по безвозмездной передаче:

— Национальной государственной телерадиокомпании имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности (в рамках договоров, заключенных в соответствии с законодательством), предоставляемых для обеспечения телерадиовещания на территории Республики Беларусь и за ее пределы (п. 48 ст. 2 Закона N 230-З, подп. 2.5.4 ст. 115 НК-2023);

— Национальной государственной телерадиокомпанией имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, предоставляемых для обеспечения телерадиовещания на территории Республики Беларусь и за ее пределы, а также участия Национальной государственной телерадиокомпании в международных конкурсах, фестивалях, форумах, конференциях и иных общественно значимых культурных мероприятиях (п. 48 ст. 2 Закона N 230-З, подп. 2.5.5 ст. 115 НК-2023);

в) исключена из состава оборотов, не признаваемых объектами обложения НДС, выдача контрольных марок для маркировки алкогольных напитков в целях приведения норм НК-2023 в соответствие с Законом N 429-З (п. 48 ст. 2 Закона N 230-З, подп. 2.29 ст. 115 НК-2023).

В НК-2023 уточнены понятия и термины, применяемые при определении объекта налогообложения и исчислении НДС:

— перенесены положения Указа N 145 о видах деятельности, относимых к культурной деятельности для целей НДС, с включением перечня видов деятельности в виде приложения 34 к НК-2023, а также закреплено, что заключение об отнесении организации к организациям культуры выдает Минкультуры (п. 48 ст. 2 Закона N 230-З, подп. 7.5 ст. 115 НК-2023);

— установлено, что получение дохода новым кредитором, приобретшим денежное требование, при полном или частичном прекращении соответствующего денежного обязательства путем исполнения, предоставления отступного, зачета, новации будет признаваться оборотом по реализации имущественных прав (п. 48 ст. 2 Закона N 230-З, подп. 7.6 ст. 115 НК-2023).

3. Изменения в порядке определения места реализации товаров

В НК-2023 закреплено, что местом реализации товаров не признается территория Республики Беларусь при реализации белорусским плательщиком плательщику другого государства — члена ЕАЭС товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, действие которой завершается таможенной процедурой таможенного транзита, в случае, когда перевозка (транспортировка) этих товаров начата с территории Республики Беларусь и завершена в другом государстве — члене ЕАЭС. Норма распространяется на отношения, возникшие с 01.07.2022 (п. 49 ст. 2, ч. 2 ст. 8 Закона N 230-З, ч. 2 п. 2 ст. 116 НК-2023).

Кроме того, в НК-2023 установлено, что суммы «входного» НДС по указанным выше оборотам по реализации не включаются в затраты, учитываемые при налогообложении. Норма также распространяется на отношения, возникшие с 01.07.2022 (п. 62 ст. 2, ч. 2 ст. 8 Закона N 230-З, абз. 5 ч. 2 подп. 3.2 ст. 133 НК-2023).

4. Изменения в части освобождения от НДС оборотов по реализации объектов

С 01.01.2023 изменен состав оборотов по реализации объектов, которые освобождаются от НДС (п. 50 ст. 2 Закона N 230-З):

— уточнено, что к медицинским услугам, оборот по реализации которых освобождается от НДС, не относятся косметологические и физиотерапевтические услуги, если они не носят лечебный характер. Закреплено, что освобождаются от НДС только косметологические и физиотерапевтические услуги лечебного характера, оказываемые по медицинским показаниям с целью достижения определенного терапевтического эффекта (подп. 1.2 ст. 118 НК-2023);

— перенесен в подп. 1.7 ст. 118 НК-2023 перечень услуг в сфере культуры, освобождаемых от НДС, из приложения 1 к Указу N 145;

— исключены из перечня оборотов по реализации объектов, освобождаемых от НДС, обороты по реализации работ по тиражированию фильмов и аудиозаписей, вспомогательных работ, выполняемых на технологической основе кинематографии при производстве фильмов организациями культуры, а также Национальной государственной телерадиокомпанией, закрытыми акционерными обществами «Второй национальный телеканал», «Столичное телевидение» (абз. 5, 6 подп. 1.8 ст. 118 НК-2023);

— перенесен из приложения к постановлению Минкультуры N 23 в новое приложение 35 к НК-2023 перечень культурных ценностей, обороты по реализации которых организациями и ИП, состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, организациям культуры, телерадиовещательным организациям, освобождаются от НДС (подп. 1.9 ст. 118 НК-2023);

— включены в состав оборотов, освобождаемых от НДС, обороты по приобретению у иностранных организаций и иностранных ИП, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь, Национальной государственной телерадиокомпанией, подчиненными ей организациями, закрытыми акционерными обществами «Второй национальный телеканал» и «Столичное телевидение» для обеспечения телерадиовещания имущественных прав на трансляцию спортивных мероприятий, сообщение для всеобщего сведения аудиовизуальных произведений, фонограмм, передач организаций эфирного вещания, компьютерные программы, при условии невозможности приобретения соответствующих имущественных прав у лиц, состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь (подп. 1.10.6 ст. 118 НК-2023);

— перенесен из Указа N 81 в новое приложение 36 к НК-2023 перечень изделий народных художественных ремесел признанного художественного достоинства, обороты по реализации которых освобождаются от НДС (подп. 1.15 ст. 118 НК-2023);

— заменен термин «послевузовское» образование на «научно-ориентированное» для цели освобождения от НДС в подп. 1.28.1 ст. 118 НК-2023. Данная корректировка обусловлена изменениями, внесенными с 01.09.2022 в Кодекс об образовании;

— перенесены в новые подп. 1.54 и 1.55 ст. 118 НК-2023 положения об оборотах, освобождаемых от НДС, из п. 2 Указа N 308 и п. 6 Указа N 93;

— включены в состав оборотов, освобождаемых от НДС, обороты по реализации платежных услуг поставщиками таких услуг, включенными Нацбанком в соответствующий реестр и не являющимися банками, по перечню согласно новому подп. 1.56 ст. 118 НК-2023.

5. Изменения в части освобождения от НДС товаров при их ввозе на территорию Республики Беларусь

С 01.01.2023 изменен перечень товаров, которые освобождаются от НДС при ввозе (п. 51 ст. 2 Закона N 230-З):

— исключены семена, ввозимые для государственного сортоиспытания (подп. 1.6 ст. 119 НК-2023);

— исключены носители экземпляров фильмов, ввозимые организациями культуры. При этом в приложении 35 к НК-2023 закреплен перечень культурных ценностей, ввозимых организациями культуры с применением освобождения от НДС (подп. 1.7 ст. 119 НК-2023);

— исключены установки, комплектующие и запасные части к ним по использованию возобновляемых источников энергии (подп. 1.16 ст. 119 НК-2022);

— перенесены в новый подп. 1.19-1 ст. 119 НК-2023 положения об освобождении от НДС сырья и материалов для изготовления на территории Республики Беларусь ручным способом художественных изделий, сортовой посуды из хрусталя и стекла обычных и сложных конфигураций, ввозимых производителями таких художественных изделий и посуды, из Указа N 521. Перечень таких сырья и материалов закреплен в приложении 37 к НК-2023;

— перенесены в новый подп. 1.19-2 ст. 119 НК-2023 положения об освобождении от НДС ввозимых в целях использования для воздушных перевозок или выполнения авиационных работ авиационными организациями — резидентами Республики Беларусь воздушных судов, комплектующих изделий, запасных частей, наземного оборудования и иных товаров, необходимых для использования при эксплуатации воздушных судов, из Указа N 103.

6. Изменения в определении налоговой базы НДС

С 01.01.2023 внесены изменения в порядок определения налоговой базы НДС (п. 52 ст. 2 Закона N 230-З):

1) положения ч. 3 п. 10 и п. 40 ст. 120 НК-2023 об определении налоговой базы НДС как разницы между ценой реализации и ценой приобретения при передаче в лизинг (в части контрактной стоимости) или при реализации транспортных средств согласно приложению 25 к НК-2023, приобретенных без НДС у физлиц, распространены на ситуации, когда транспортные средства были приобретены у физлиц по посредническим договорам. Указанная корректировка закрепляет положения, изложенные в письме МНС N 2-1-9/Ми-00370;

2) приложение 25 к НК-2023 приведено в соответствие с приложением 1 к Указу N 298;

3) в налоговую базу НДС при уступке права требования первоначальным кредитором, происходящей из договоров, направленных на реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, включены проценты за рассрочку оплаты, взимаемые первоначальным кредитором (подп. 16.1 ст. 120 НК-2023);

4) в новом подп. 41 ст. 120 НК-2023 закреплен порядок определения налоговой базы НДС перевозчиками при реализации услуг по международной автомобильной перевозке грузов, выполненной последовательно несколькими перевозчиками и оформленной единым международным товарно-транспортным документом. Она определяется как сумма, подлежащая к получению от заказчика за всю перевозку в целом, за вычетом средств, подлежащих перечислению перевозчикам, которые привлечены к выполнению данной перевозки.

В 2022 г. порядок исчисления налоговой базы НДС как разницы между полученной от заказчика суммой и суммой, подлежащей перечислению привлеченным к перевозке лицам, установленный в п. 30 ст. 120 НК-2022, вправе были применять перевозчики, выступающие экспедиторами в соответствии с условиями договора. Перевозчики, не выступающие экспедиторами, исчисляли налоговую базу НДС по нулевой ставке исходя из всей стоимости перевозки (подп. 1.5 Указа N 298, письмо МНС N 2-1-10/05274);

5) введен новый п. 42 ст. 120 НК-2023. В нем закреплен порядок определения налоговой базы НДС исходя из:

а) цены приобретения — при реализации по ценам ниже цены приобретения товаров, приобретенных на стороне, с даты приобретения которых прошло менее двенадцати месяцев, если приобретенные товары при их реализации остались в неизменном состоянии (подп. 42.1 ст. 120 НК-2023).

Указанный порядок не применяется:

— если состояние товаров изменилось вследствие естественного износа, естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), и (или) хранения, и (или) реализации;

— если ухудшились все или отдельные качества (свойства) товаров вследствие порчи товаров;

— если учет и (или) реализация товаров, приобретенных организацией, осуществляющей розничную торговлю и (или) общественное питание, производятся по розничной цене;

— если товары являются основными средствами, объектами недвижимости (их частями), а также вложениями в долгосрочные активы заказчика (застройщика), доходными вложениями в материальные активы;

— если товары являются топливом, всеми видами энергии, многооборотной (возвратной) тарой;

— если товары, учитываемые в бухучете на счетах производственных запасов, использовались (изначально предназначались для использования) плательщиком при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг);

— если товары являются транспортными средствами, зарегистрированными (подлежащими регистрации) в ГАИ;

— на отношения, возникающие при реализации лекарственных средств;

— на отношения, возникающие при реализации товаров в рамках государственных закупок, закупок за счет собственных средств, порядок осуществления которых регулируется законодательством о закупках;

— при осуществлении биржевой торговли товарами;

— при реализации товаров в пределах холдингов;

— при передаче товаров в пределах одного юридического лица их получателю.

Пример

Организация приобрела в ноябре 2022 г. новогодние товары. В январе 2023 г. не распроданные до конца 2022 г. товары организация планирует реализовать сотрудникам по цене ниже цены приобретения в связи с тем, что спрос на них упадет.

Налоговую базу НДС организация должна будет определить исходя из цены приобретения товаров.

В ч. 5 подп. 42.1 ст. 120 НК-2023 закреплено, что под ценой приобретения товаров понимается:

— для товаров, приобретенных на территории Республики Беларусь, — цена с НДС (цена без НДС — для товаров, обороты по реализации которых не признаются объектом обложения НДС, либо освобождаются от НДС в соответствии с налоговым законодательством, либо осуществляются продавцами, не являющимися плательщиками НДС), указанная продавцом товаров в ПУД, применяемых при их отгрузке, и (или) в выставленных ЭСЧФ;

— товаров, ввезенных на территорию Республики Беларусь, — цена, по которой товары приняты к учету без учета НДС, таможенных пошлин и сборов, уплаченных (подлежащих уплате) при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, иных расходов, увеличивающих стоимость товаров;

— товаров, принятых к учету без их оплаты (в том числе безвозмездно полученных, полученных в качестве вклада в уставный фонд, полученных в пределах одного юридического лица), — цена, по которой товары приняты к учету;

— товаров, цену приобретения которых установить не представляется возможным, — цена, по которой товары числятся в учете на дату их реализации;

б) контрактной стоимости предмета лизинга (а при проведении оценки — исходя из наибольшей стоимости: цены реализации или оценочной стоимости) — при реализации по цене ниже контрактной стоимости предмета лизинга транспортного средства, приобретенного ранее лизингополучателем в рамках договора финансовой аренды (лизинга), предусматривающего выкуп предмета лизинга, сроком действия менее пяти лет (подп. 42.2 ст. 120 НК-2023).

Пример

Организация в 2019 г. взяла автомобиль в лизинг с условием выкупа сроком на 2 года (контрактная стоимость — 300 000 руб.). Планируется, что в январе 2023 г. автомобиль будет реализован по цене 180 000 руб.

Ситуация 1. Оценка автомобиля не проводится.

Налоговую базу НДС организация должна определить из контрактной стоимости автомобиля — 300 000 руб.

Ситуация 2. Оценка проводится, оценочная стоимость составляет 200 000 руб.

Налоговую базу НДС организация должна определить исходя из оценочной стоимости — 200 000 руб.

Ситуация 3. Оценка проводится, оценочная стоимость составляет 170 000 руб.

Налоговую базу НДС организация должна определить исходя из цены реализации — 180 000 руб.;

в) остаточной стоимости (а при проведении оценки — исходя из наибольшей стоимости: цены реализации или оценочной стоимости) — при реализации по остаточной стоимости или по цене ниже остаточной стоимости основного средства, приобретенного менее чем пять лет назад и являющегося транспортным средством (подп. 42.3 ст. 120 НК-2023).

Пример

Организация в 2019 г. приобрела автомобиль. Планируется, что в январе 2023 г. автомобиль будет реализован по цене 100 000 руб. (остаточная стоимость автомобиля — 150 000 руб.).

Ситуация 1. Оценка автомобиля не проводится.

Налоговую базу НДС организация должна определить исходя из остаточной стоимости — 150 000 руб.

Ситуация 2. Оценка проводится, оценочная стоимость составляет 130 000 руб.

Налоговую базу НДС организация должна определить исходя из оценочной стоимости — 130 000 руб.

Ситуация 3. Оценка проводится, оценочная стоимость составляет 70 000 руб.

Налоговую базу НДС организация должна определить исходя из цены реализации — 100 000 руб.

7. Изменения в определении МФР

С 01.01.2023 закреплено, что:

— в качестве МФР имущественного права у нового кредитора, приобретшего денежное требование, признается день полного или частичного прекращения соответствующего денежного обязательства путем исполнения, предоставления отступного, зачета, новации (п. 53 ст. 2 Закона N 230-З, п. 8 ст. 121 НК-2023);

— при отсутствии в учетной политике организации указания о порядке определения МФР в отношении сумм, увеличивающих налоговую базу НДС в соответствии с п. 4 ст. 120 НК-2023, в качестве МФР признается день отражения этих сумм в бухучете (п. 53 ст. 2 Закона N 230-З, подп. 28.2 ст. 121 НК-2023).

8. Изменения в ставках НДС и порядке подтверждения отдельных операций

В НК-2023 не вошли нормы Указа N 131 о ставке НДС 26% по услугам передачи данных (подп. 4.2 Указа N 131). Поскольку Указом N 131 ставка 26% установлена только на 2022 г., с 01.01.2023 в отношении услуг передачи данных применяется ставка НДС 25% (п. 4 ст. 122 НК-2023).

Скорректировано подстрочное примечание <****> к приложению 26 к НК-2023 (перечень товаров, при реализации и ввозе которых применяется ставка НДС 10%). Оно изложено в новой редакции с учетом исключения из него нюансов по видам обуви: «<****> С длиной стельки до 240 миллиметров включительно.» (п. 206 ст. 2 Закона N 230-З).

Закреплено, что плательщикам не нужно представлять в налоговый орган (нужно просто иметь в наличии) контракт и копии актов приема-сдачи, подтверждающие вывоз реализованных товаров, перемещаемых по системе магистральных трубопроводов или по линиям электропередачи (п. 54 ст. 2 Закона N 230-З, подп. 4.1, 4.4 ст. 123 НК-2023).

В п. 2 ст. 126 НК-2023 перенесены положения подп. 1.5 Указа N 298, касающиеся условий признания экспортируемыми транспортными услугами, облагаемыми НДС по ставке 0%, услуг по международной перевозке грузов автомобильным транспортом за пределы Республики Беларусь, из-за ее пределов, оказанные в той части указанных маршрутов, которая начинается и заканчивается на территории Республики Беларусь (п. 55 ст. 2 Закона N 230-З).

Закреплено, что основанием для применения ставки НДС 0% при реализации работ (услуг) по ремонту, техническому обслуживанию зарегистрированных в иностранных государствах транспортных средств, выполняемых на территории Республики Беларусь авторизованными сервисными центрами для иностранных организаций или физлиц, является представление плательщиком в налоговый орган ЭСЧФ с указанием в нем сведений о подтверждающих документах (п. 55 ст. 2 Закона N 230-З, ч. 2 п. 8 ст. 126 НК-2023). Согласно ч. 2 п. 8 ст. 126 НК-2022 таким основанием считалось только наличие соответствующих документов. Кроме того, до 2023 г. в отношении оборотов по ремонту, техническому обслуживанию зарегистрированных в иностранных государствах транспортных средств заполнялось приложение 10 к декларации по НДС (п. 30 Инструкции N 2). Ожидается, что указанное приложение с 01.01.2023 будет отменено.

9. Изменения в отчетном периоде НДС

В НК предусмотрено, что в 2023 г. отчетным периодом НДС может быть только квартал:

— для организаций, применяющих УСН (например, в случае исчисления ими НДС согласно п. 1 ст. 114 НК-2023);

— организаций, перешедших в течение 2023 г. с месяца иного, чем январь, с УСН на иной особый режим налогообложения с уплатой НДС или на общую систему налогообложения (п. 56 ст. 2 Закона N 230-З, подп. 2.2 ст. 127 НК-2023).

10. Изменения в исчислении НДС при реализации

В определенных ситуациях исчисленная сумма НДС определяется расчетным методом как произведение налоговой базы и налоговой ставки, деленное на размер налоговой ставки, увеличенной на 100 (ч. 3 п. 2 ст. 128 НК-2022).

С 2023 г. введены исключения, когда такой порядок не применяется (п. 57 ст. 2 Закона N 230-З, ч. 3 п. 2 ст. 128 НК-2023):

— при реализации транспортных средств, приобретенных менее чем 5 лет назад и реализуемых по цене ниже остаточной стоимости (ч. 1, абз. 3 ч. 2 подп. 42.3 ст. 120 НК-2023);

— реализации товаров, приобретенных на стороне, с даты приобретения которых прошло менее 12 месяцев, если они остались в неизменном состоянии, а также транспортных средств, приобретенных ранее лизингополучателем в рамках договора финансовой аренды (лизинга) (ч. 1 подп. 42.1, ч. 1 и абз. 3 ч. 2 подп. 42.2 ст. 120 НК-2023).

11. Изменения в порядке исчисления НДС при безвозмездной передаче

В НК закреплено, что при безвозмездной передаче приобретенных товаров по розничным ценам с выделением продавцом расчетной ставки организация-покупатель исчисляет НДС исходя из расчетной ставки НДС, указанной продавцом, либо может исчислить НДС по ставке 20% (п. 57 ст. 2 Закона N 230-З, п. 5 ст. 128 НК-2023).

Отметим, что применение расчетной ставки НДС при безвозмездной передаче товаров, приобретенных у плательщиков, исчисляющих НДС по расчетной ставке, предусмотрено подп. 15.6 Инструкции N 2.

Пример

Организация приобрела подарочные наборы для работников в розничной торговой сети с расчетной ставкой НДС. Подарки к юбилею компании вручены работникам в январе 2023 г.

НДС исчисляется исходя из расчетной ставки НДС, указанной продавцом в ПУД. Такой оборот и сумма исчисленного от него НДС отражаются соответственно в графах 2 и 4 строки 10 раздела I части I декларации по НДС (подп. 15.6 Инструкции N 2).

Организация также вправе по безвозмездно передаваемым работникам товарам, приобретенным с расчетной ставкой НДС, исчислить НДС по ставке 20%. Оборот по безвозмездной передаче и сумма исчисленного от него НДС отражаются соответственно в графах 2 и 4 строки 1 раздела I части I декларации по НДС (подп. 15.1 Инструкции N 2).

12. Изменения в случаях уменьшения налоговой базы НДС

Законом расширяются основания для уменьшения налоговой базы НДС. К ним относится наличие отмененных (полностью или частично) сумм санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров на основании судебного постановления (п. 58 ст. 2 Закона N 230-З, п. 9 ст. 129 НК-2023).

При этом устанавливается, что отмена (полностью или частично) сумм санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров определяется:

— на дату вступления в силу мирового соглашения, соглашения о примирении;

— дату заключения медиативного соглашения, международного медиативного соглашения;

— дату вынесения судебного постановления (п. 57 ст. 2 Закона N 230-З, п. 9 ст. 129 НК-2023).

13. Изменения по ЭСЧФ

Согласно Закону в 2023 г. (п. 60 ст. 2 Закона N 230-З):

— устанавливается обязанность создавать ЭСЧФ при приобретении объектов на территории Республики Беларусь у иностранных ИП в связи введением обязанности белорусских организаций и ИП исчислять НДС в таких случаях согласно ст. 114 НК-2023 (подп. 2.4 ст. 131 НК-2023);

— закрепляется обязанность создавать ЭСЧФ в ситуации, когда белорусские покупатели приобретают у иностранных организаций и ИП, состоящих на учете в налоговом органе Республики Беларусь, товары при электронной дистанционной продаже (подп. 2.7 ст. 131 НК-2023).

Напомним, что такие покупатели имеют право на налоговый вычет при соблюдении определенных условий, в том числе при создании ЭСЧФ с признаком «Дистанционная продажа товара», и направлении его на Портал (п. 9 ст. 141-1 НК, п. 66 Инструкции N 15);

— предусмотрено право организации розничной торговли отказать в выставлении ЭСЧФ по требованию юридического лица в отношении товаров, подлежащих прослеживаемости и приобретенных юридическими лицами через подотчетных лиц в розничной торговле. Это произойдет в случае, если покупатель (юридическое лицо) не подпишет ЭЦП электронную накладную (п. 6-1 ст. 131 НК-2023);

— установлены сроки выставления на Портал ЭСЧФ на суммы отмененных сумм санкций в зависимости от порядка корректировки налоговой базы, установленного ч. 3 п. 9 ст. 129 НК-2023 (подп. 8.11 ст. 131 НК- 2023).

Так, на суммы отмененных (полностью или частично) сумм санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров ЭСЧФ создается и направляется на Портал не позднее:

а) 20-го числа месяца, следующего за месяцем, на который приходятся дата вступления в силу мирового соглашения, соглашения о примирении, дата заключения медиативного соглашения, международного медиативного соглашения, дата вынесения судебного постановления, — если изменения в части уменьшения налоговой базы на сумму отмененных санкций вносятся в декларацию по НДС за отчетный период, на который приходится отмена санкций (абз. 2 ч. 3 п. 9 ст. 129 НК-2023);

б) 20 января текущего налогового периода — если изменения в части уменьшения налоговой базы вносятся в декларацию по НДС за прошлый налоговый период, в котором на отмененные суммы санкций налоговая база была увеличена (если отмена сумм санкций приходится на текущий налоговый период, по итогам которого сумма требуемого уменьшения налоговой базы может превышать сумму налоговой базы за этот текущий налоговый период либо возможная для уменьшения налоговая база за этот текущий налоговый период отсутствует) (абз. 3 ч. 3 п. 9 ст. 129 НК-2023);

— предоставлена возможность плательщикам на УСН создавать один ЭСЧФ при ввозе товаров по нескольким товаросопроводительным документам от одного продавца, даже если такие товары приняты к учету разными датами по нескольким транспортным документам (в 2022 г. — одной датой по одному транспортному документу) и отражены в одном заявлении о ввозе товаров (ч. 4 подп. 9.2 ст. 131 НК-2023).

Пример

Организация на УСН приобретает на территории Российской Федерации у одного продавца товары и ввозит их на территорию Республики Беларусь.

Ситуация 1. В декабре 2022 г. организация дважды ввезла товары и приняла их к учету двумя датами (12.12.2022 и 20.12.2022). В налоговый орган по данным поставкам направлено одно заявление о ввозе.

В отношении данных товаров направляется на Портал два ЭСЧФ.

Ситуация 2. В январе 2023 г. организация ожидает две поставки товаров от этого продавца из Российской Федерации. В налоговый орган по данным поставкам будет направлено одно заявление о ввозе.

 В отношении данных товаров можно направить на Портал один ЭСЧФ;

— предусмотрена необходимость направления дополнительного ЭСЧФ на Портал (без выставления его покупателю) при определении налоговой базы при реализации товаров по ценам ниже цены приобретения (п. 42 ст. 120 НК-2023). В таком ЭСЧФ указывается положительная разница между налоговой базой, определенной по п. 42 ст. 120 НК, и налоговой базой, определенной исходя из цены реализации, а также сумма НДС, относящаяся к данной разнице (п. 11 ст. 131 НК-2023).

Пример

Организация в январе 2023 г. продает другой организации остатки товаров по договорной стоимости 900 руб. Товары были приобретены в июне 2022 г., цена приобретения этого количества товаров составляла 2100 руб. Налоговая база НДС, подлежащая отражению в налоговой декларации по НДС за январь 2023 г., определяется исходя из цены приобретения товаров (2100 руб.), сумма НДС составит 350 руб. (2100 руб. x 20 / 120) (п. 42 ст. 120 НК-2023). В адрес покупателя направляется ЭСЧФ на цену реализации товаров 900 руб. и суммы НДС 150 руб. (900 x 20 / 120) (подп. 2.1 ст. 131 НК-2023). Кроме того, на Портал направляется дополнительный ЭСЧФ (без выставления его покупателю) на положительную разницу между налоговой базой, определенной исходя из цены приобретения товаров, и налоговой базой, определенной исходя из цены их реализации, которая составит 1200 руб. (2100 900), а также сумма НДС, относящаяся к данной разнице, 200 руб. (1200 x 20 / 120);

— уточнено, что при уменьшении (увеличении) стоимости товаров (работ, услуг), частичном либо полном возврате покупателем продавцу товаров (частичном либо полном отказе от выполненных работ, оказанных услуг), увеличение (уменьшение) налоговой базы и сумм НДС осуществляется в итоговом ЭСЧФ. Связано это с тем, что выставление (направления) ЭСЧФ с типом «Исходный» с указанием отрицательных сумм отдельной строкой технически невозможно (ч. 2 п. 12 ст. 131 НК-2023);

— предоставлена возможность выставления одного итогового ЭСЧФ за месяц в рамках одного поставщика по анализируемым сделкам при приобретении у нерезидентов услуг по автомобильной перевозке грузов, транспортно-экспедиционных услуг, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь (п. 23-1 ст. 131 НК-2023).

14. Изменения в порядке применения налоговых вычетов

Появляется новое ограничение налоговых вычетов. Законом N 230-З предусмотрено, что с 2023 г. суммы НДС, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав за счет средств безвозмездной (спонсорской) помощи на условиях, определяемых Указом N 300, не подлежат вычету. Они относятся на увеличение стоимости этих товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 62 ст. 2 Закона N 230-З, подп. 24.17 ст. 133 НК-2023).

Отметим, что при изменении порядка применения налоговых вычетов новый порядок вычетов действует в отношении объектов, полученных с момента изменения порядка применения налоговых вычетов (п. 28 ст. 133 НК-2023).

Пример

Организация в декабре 2022 г. получила денежные средства по договору безвозмездной (спонсорской) помощи от другой организации — плательщика НДС.

Ситуация 1. Материалы за счет безвозмездной (спонсорской) помощи приобретены в декабре 2022 г. Предъявленные суммы НДС подлежат вычету.

Ситуация 2. Материалы за счет безвозмездной (спонсорской) помощи приобретены в январе 2023 г. Предъявленные суммы НДС вычету не подлежат, а относятся на увеличение стоимости этих товаров.

Устанавливается, что суммы НДС не относятся на затраты при реализации плательщиком Республики Беларусь плательщику другого государства — члена ЕАЭС товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, действие которой завершается таможенной процедурой таможенного транзита, в случае, когда перевозка (транспортировка) этих товаров начата с территории Республики Беларусь и завершена в другом государстве — члене ЕАЭС (п. 62 ст. 2 Закона N 230-З, ч. 2 подп. 3.2 ст. 133 НК-2023).

Уточняется порядок самостоятельного выделения для вычета сумм НДС из остатков товаров по данным инвентаризации у ИП, ставших плательщиками НДС при смене режимов налогообложения. Для налогового вычета ЭСЧФ по таким товарам должен быть подписан не позднее 20-го числа месяца, с которого они признаются плательщиками НДС (п. 62 ст. 2 Закона N 230-З, ч. 3 подп. 26.2 ст. 133 НК-2023).

Пример

ИП переходит с апреля 2023 г. с уплаты подоходного налога без НДС на уплату подоходного налога с НДС. По товарам, полученным до 1 апреля, суммы «входного» налога относились на их стоимость (п. 14 ст. 132 НК). По данным инвентаризации из остатков товаров на 01.04.2023 выделены суммы НДС. ИП имеет право принять НДС к вычету при условии наличия и подписания ЭСЧФ по таким товарам до 20.04.2023.

Кроме того, установлены особенности определения процента удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов методом удельного веса. Так, из суммы оборота также исключаются налоговая база и сумма НДС по объектам, приобретенным на территории Республики Беларусь у иностранных ИП. Корректировки связаны с изменениями в ст. 114 НК в 2023 г. Кроме того, при реализации приобретенных товаров ниже цены приобретения из суммы оборота исключается положительная разница между налоговой базой, определенной согласно п. 42 ст. 120 НК, и налоговой базой, определенной исходя из цены реализации, а также сумма НДС, относящаяся к данной разнице (п. 63 ст. 2 Закона N 230-З, подп. 4.2.2 ст. 134 НК-2023).

Закреплено в НК-2023, что выбранный плательщиком метод распределения налоговых вычетов применяется как минимум в течение одного налогового периода (года). При этом порядок вычета равными долями отражается в учетной политике организации (решении ИП). Налоговые вычеты прошлого налогового периода по основным средствам и нематериальным активам распределяются методом удельного веса, если в учетной политике организации (решении ИП) нет указания о порядке вычета равными долями (п. 63 ст. 2 Закона N 230-З, п. 8 ст. 134 НК-2023).

Предусмотрено, что организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь (в том числе иностранные организации и аккредитованные представительства иностранных организаций), вправе самостоятельно выделить НДС не только при реализации товаров по ставкам 10 или 20%, но также и при безвозмездной передаче товаров, по которой НДС исчисляется по расчетной ставке (п. 63 ст. 2 Закона N 230-З, ч. 3 подп. 26.4 ст. 133 НК-2023).

Уточняется порядок распределения правопреемником налоговых вычетов, полученных от реорганизованной организации. С 2023 г. правопреемник обязан вести раздельный учет налоговых вычетов по товарам (работам, услугам), имущественным правам, полученным им от реорганизованной организации. Раздельный учет сумм «входного» НДС по основным средствам и нематериальным активам не ведется. Напомним, что данные суммы распределяются только методом удельного веса (п. 63 ст. 2 Закона N 230-З, п. 5, 12 ст. 134 НК-2023).

15. Изменения в части возврата НДС

Предусмотрены сроки принятия налоговым органом решения о возврате разницы НДС в случае, когда заявление на такой возврат плательщик подает в период проведения проверки, в том числе по вопросам соблюдения полноты исчисления и своевременности уплаты НДС. Тогда решение будет принимается не позднее двух рабочих дней со дня окончания проверки на сумму, которая признана обоснованно предъявленной плательщиком к возврату. При этом днем назначения выездной проверки является дата выдачи предписания на ее проведение (п. 64 ст. 2 Закона N 230-З, п. 2, 3 ст. 137 НК-2023).

Также увеличены сроки на принятие решения о возврате НДС при проведении последующего этапа камеральной проверки после проведения анализа налоговым органом имеющихся и представленных плательщиком документов и информации. Срок составляет 10 рабочих дней (в 2022 г. — 5 рабочих дней) (п. 64 ст. 2 Закона N 230-З, п. 5-1 ст. 137 НК-2023).

16. Изменения по НДС при оказании услуг в электронной форме и осуществлении электронной дистанционной продажи товаров иностранными организациями (иностранными ИП)

В НК-2023 закреплено, что перечни состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь иностранных организаций, иностранных ИП, которые оказывают услуги в электронной форме и осуществляют электронную дистанционную продажу товаров покупателям товаров Республики Беларусь, размещаются на официальном сайте МНС в сети Интернет (п. 67, 68 ст. 2 Закона N 230-З, ч. 1 п. 1 ст. 141, п. 2 ст. 141-1 НК-2023).

Оговаривается порядок уплаты НДС в период до постановки на учет в налоговых органах Республики Беларусь иностранных организаций и иностранных ИП, оказывающих услуги в электронной форме. В таком случае обязанность исчислить и уплатить НДС при реализации ими услуг в электронной форме возлагается на состоящие на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации и ИП, приобретающих эти услуги (п. 67 ст. 2 Закона N 230-З, ч. 1 п. 1 ст. 141 НК-2023).

Законом уточняется, кто относится к покупателю товаров Республики Беларусь, приобретающему товары при электронной дистанционной продаже. Это физлицо (в том числе ИП), организация, приобретающие товары при электронной дистанционной продаже товаров, место доставки которых расположено по адресу в Республике Беларусь (п. 68 ст. 2 Закона N 230-З, п. 2 ст. 141-1 НК-2023).

При этом предусмотрена обязанность ведения иностранными лицами налогового учета при осуществлении электронной дистанционной продажи товаров, а также обеспечения учета сведений об адресе в Республике Беларусь места доставки товаров покупателю, сведений о способе доставки товаров покупателю (п. 13 ст. 2 Закона N 230-З, п. 3 ст. 39 НК-2023).

Кроме того, с 2023 г. скорректировано понятие электронной дистанционной продажи товаров. Под данным понятием понимается реализация товаров покупателю при наступлении следующих условий (п. 4 ст. 2 Закона N 230-З, подп. 2.38 ст. 13 НК-2023):

— заказ товаров производится покупателем посредством сервисов, доступных на электронной торговой площадке;

— условия оплаты товаров и их доставки размещаются (предлагаются) на электронной торговой площадке.

Указанная корректировка позволяет относить к электронной дистанционной продаже товаров их продажу, не только в случае, когда оплата товаров производится посредством сервисов электронной торговой площадки и доставка организовывается (полностью или частично) продавцом (как это было определено в НК-2022), но и в случае, когда условия оплаты и доставки товаров только указаны на электронной торговой площадке.

Законом дополнен подп. 1.3 ст. 116 НК-2023 положениями о порядке документального подтверждения места реализации товаров при их дистанционной продаже. В качестве такого документального подтверждения применяются (п. 49 ст. 2 Закона N 230-З):

— транспортные (товаросопроводительные) документы с отметкой покупателя о получении товара;

— транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие передачу товаров на склад иностранной организации, иностранного ИП, осуществляющих электронную дистанционную продажу товаров, а также информация из отчета о продаже товаров, детализации к такому отчету в части сведений о государстве, на территорию которого товар доставлен покупателю.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Рекомендуем посетить:
аудиториум «Новые правила при исчислении НДС и акцизов, в выставлении ЭСЧФ. Изучаем изменения в Налоговом кодексе!»