Законом N 230-З от 30.12.2022 «Об изменении законов по вопросам налогообложения» в Налоговый кодекс внесены изменения и дополнения, которые коснулись в том числе сбора за размещение (распространение) рекламы. В частности, нормы Указа N 131, которым в 2022 г. регулировался порядок исчисления и уплаты данного сбора, перенесены в НК. Рассмотрим, произошли ли изменения в порядке обложения сбором с 01.01.2023.

1. Плательщики сбора за размещение (распространение) рекламы

Состав плательщиков сбора за размещение (распространение) рекламы не изменился. Как и в 2022 г., сбор исчисляют белорусские юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся рекламодателями (абз. 12 п. 161 ст. 2 Закона N 230-З, подп. 1.1 ст. 307-12 НК, ч. 1 подп. 2.1 Указа N 131).

Закреплено, что плательщиками сбора признаются рекламные агентства при оказании услуг по размещению (распространению) рекламы иностранному рекламодателю (абз. 13 п. 161 ст. 2 Закона N 230-З, подп. 1.2 ст. 307-12 НК). Отметим, что определения терминов «рекламное агентство» и «иностранный рекламодатель» перенесены в ст. 307-11 НК практически в неизменном состоянии (с редакционной правкой). Так, под рекламным агентством понимается юридическое лицо Республики Беларусь или индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в Республике Беларусь, оказывающие услуги рекламодателю по размещению (распространению) рекламы на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение) рекламы в сети Интернет, посредством предоставления ее рекламораспространителю. Под иностранным рекламодателем понимается рекламодатель, созданный в соответствии с законодательством иностранного государства с местом нахождения за пределами Республики Беларусь или зарегистрированный в иностранном государстве (абз. 7 и 9 п. 161 ст. 2 Закона N 230-З).

В 2022 г. при оказании услуг по размещению (распространению) рекламы иностранному рекламодателю рекламные агентства также признавались плательщиками сбора. Это следовало из совокупности норм подп. 2.1 и абз. 8, 10 ч. 1 подп. 2.4 Указа N 131.

В отношении резидентов СЭЗ закреплено, что они исчисляют и уплачивают сбор в соответствии с нормами НК (абз. 3 п. 194 ст. 2 Закона N 230-З, подп. 1.1 ст. 383 НК).

Состав субъектов, не признаваемых плательщиками сбора, не претерпел изменения. Как и в 2022 г., сбор не исчисляют и не уплачивают (абз. 14 — 16 п. 161 ст. 2 Закона N 230-З, п. 2 ст. 307-12 НК, подп. 2.2 Указа N 131):

— организации, использующие труд инвалидов, если численность инвалидов в них в среднем за период составляет не менее 30 процентов численности работников в среднем за этот же период. Численность работников (инвалидов) организации в среднем за период с начала года по отчетный период включительно определяется в порядке, установленном ч. 2 подп. 1.16 ст. 118 НК;

— исправительные учреждения и республиканские унитарные производственные предприятия Департамента исполнения наказаний МВД.

2. Объект обложения сбором

С 01.01.2023 объектом обложения сбором признается оказание рекламодателю услуг по размещению (распространению) рекламы на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение) рекламы в сети Интернет (абз. 18 п. 161 ст. 2 Закона N 230-З, п. 1 ст. 307-13 НК). Определенная Указом N 131 формулировка объекта обложения звучала так: «Объектом обложения сбором признается размещение (распространение) рекламы на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение) рекламы в глобальной компьютерной сети Интернет». Базой для исчисления сбора являлась стоимость фактически оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы без НДС (подп. 2.3, ч. 1 подп. 2.5 Указа N 131). С учетом в совокупности данных норм Указа N 131 видно, что в 2023 г. сбором, как и ранее, облагаются оказанные рекламодателю услуги по размещению (распространению) рекламы на территории Республики Беларусь.

Дополнительно закреплено, что объектом обложения сбором признается оказание услуг рекламораспространителем рекламному агентству в случае оказания последним услуг по размещению (распространению) рекламы иностранному рекламодателю.

Перечень ситуаций, когда оказание услуг по размещению (распространению) рекламы не облагается сбором, не претерпел изменений (абз. 19- 28 п. 161 ст. 2 Закона N 230-З, п. 2 ст. 307-13 НК, ч. 1 подп. 2.4 Указа N 131). К ним относится оказание рекламодателю услуг по размещению (распространению) рекламы:

1) социальной;

2) мероприятий, в число организаторов которых входят государственные органы;

3) на досках объявлений;

4) в зданиях (помещениях, сооружениях);

5) на официальных интернет-сайтах и иных интернет-ресурсах республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов и государственных организаций, а также в средствах массовой информации, редакциями которых являются государственные органы и государственные организации;

6) в виде поддержки организациям физической культуры и спорта;

7) предоставленной рекламораспространителю для ее размещения (распространения) на территории Республики Беларусь рекламным агентством, за исключением рекламы:

— деятельности или услуг рекламного агентства либо объект рекламирования которой определен рекламным агентством;

— деятельности или товаров (продукции, работ, услуг) иностранного рекламодателя либо объект рекламирования и (или) содержание которой определены иностранным рекламодателем.

3. Налоговая база, ставки сбора

Как и в 2022 г., налоговой базой сбора признается стоимость фактически оказанных рекламодателю услуг по размещению (распространению) рекламы без НДС (абз. 30 п. 161 ст. 2 Закона N 230-З, ст. 307-14 НК, ч. 1 подп. 2.5 Указа N 131).

Закреплено, как определяется налоговая база при оказании рекламным агентством услуг иностранному рекламодателю по размещению (распространению) рекламы посредством ее предоставления рекламораспространителю. Базой признается стоимость фактически оказанных рекламораспространителем рекламному агентству услуг по размещению (распространению) рекламы без НДС.

Ставки сбора сохранены на прежнем уровне и составляют (абз. 32 -34 п. 161 ст. 2 Закона N 230-З, ст. 307-15 НК, подп. 2.6 Указа N 131):

10% — при размещении наружной рекламы, размещении (распространении) рекламы на транспортных средствах, в том числе внутри салонов транспорта общего пользования;

20% — в иных случаях.

4. Порядок исчисления и уплаты сбора

Расчет сбора плательщики производят в прежнем порядке — как произведение налоговой базы и ставки сбора (абз. 38 п. 161 ст. 2 Закона N 230-З, п. 1 ст. 307-17 НК, подп. 2.8 Указа N 131).

Сохранена обязанность представлять в налоговый орган по месту постановки на учет расчет по сбору по установленной форме. Он представляется ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (абз. 36 и 39 п. 161 ст. 2 Закона N 230-З, ст. 307-16, п. 2 ст. 307-17 НК, подп. 2.7, ч. 1 подп. 2.9 Указа N 131). Если в отчетном квартале объект обложения отсутствовал, расчет в налоговые органы представлять не нужно.

Срок уплаты сбора остался прежним — один раз в квартал не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. Уплата производится с учетом деятельности филиалов, представительств и иных обособленных подразделений юрлиц (абз. 42 и 43 п. 161 ст. 2 Закона N 230-З, п.1, 2 ст. 307-18 НК, ч. 2 и 3 подп. 2.9 Указа N 131).

Указом N 131 право разъяснять вопросы его применения было предоставлено двум госорганам — Мининформ и МАРТ. Вопросы по администрированию сбора разъясняло МНС (п. 9 Указа N 131). С 01.01.2023 вопросы, связанные с определением рекламодателя, рекламного агентства, рекламы и оказания услуг по ее размещению (распространению) на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение) рекламы в сети Интернет, разъясняет только МАРТ (абз. 40 п. 161 ст. 2 Закона N 230-З, п. 3 ст. 307-17 НК).

Отметим, что в компетенции МНС по-прежнему остается разъяснение вопросов по администрированию сбора:

— порядок заполнения и предоставления расчета по сбору в налоговые органы;

— порядок уплаты (включая возможность уплаты сбора за плательщика иными лицами), взыскание сбора в бюджет;

— применение ответственности за несвоевременное представление расчета в налоговые органы и несвоевременную уплату в бюджет сбора.

5. Отражение сумм исчисленного сбора при расчете налога на прибыль, подоходного налога

Норма об отражении сумм сбора юридическими лицами при расчете налога на прибыль, индивидуальными предпринимателями — при расчете подоходного налога перенесена в НК в неизменном виде. Так, юрлица включают сумму исчисленного сбора в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а ИП — в расходы, учитываемые при исчислении подоходного налога (абз. 45 п. 161 ст. 2 Закона N 230-З, ст. 307-19 НК, подп. 2.10 Указа N 131).

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex