Законом об изменении законов по вопросам налогообложения от 30.12.2022 N 230-З (далее — Закон) внесены изменения в Налоговый кодекс. Рассмотрим, какие корректировки с 01.01.2023 приняты в отношении транспортного налога.

1. Изменения в составе объекта и льгот по транспортному налогу

Из состава транспортных средств (ТС), не признаваемых объектом налогообложения транспортным налогом, исключены транспортные средства, специально оборудованные для использования инвалидами. Это предусмотрено для всех плательщиков: как организаций, так и физлиц. Одновременно освобождены от транспортного налога ТС, специально оборудованные для использования инвалидами и имеющие соответствующую запись в свидетельстве о регистрации транспортного средства (абз. 5 и 6 п. 2 ст. 307-2, ст. 307-3 НК-2022; абз. 7 ст. 307-3 НК-2023; абз. 3 — 5 п. 156, абз. 3 п. 157 ст. 2 Закона).

Напомним, что плательщики-организации в налоговой декларации по транспортному налогу отражают ТС, являющиеся объектом налогообложения, и в том числе те транспортные средства, по которым применяются льготы (освобождение от транспортного налога).

Кроме того, в перечень ТС, освобождаемых от транспортного налога, внесены транспортные средства, обращенные в доход государства по решению компетентного органа (абз. 6 ст. 307-3 НК-2023, абз. 2 п. 157 ст. 2 Закона).

2. Ставки транспортного налога

Размер ставок транспортного налога, установленный приложением 27 к НК-2023, остался прежним как для ТС, зарегистрированных за организациями, так и для ТС, зарегистрированных за физлицами.

Уточнено условие, при котором в отношении ТС, зарегистрированного за ветераном Великой Отечественной войны, ветераном боевых действий на территории других государств, инвалидом I или II группы, лицом, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, или лицом, имеющим право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста, родителем (усыновителем, удочерителем) в многодетных семьях с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет, применяется ставка транспортного налога в размере 50% от общеустановленной ставки, а в отношении ТС, зарегистрированного за инвалидом III группы, — в размере 75%.

Ранее было установлено общее правило, что такие уменьшенные ставки применяются при наличии действительного водительского удостоверения соответствующей категории. Откорректировано, что для определенных ТС данные ставки применяются при наличии действительного водительского удостоверения любой категории. Это:

— прицеп (полуприцеп);

— ТС, в отношении которого отсутствуют сведения о его типе;

— иное транспортное средство (п. 2 и 3 ст. 307-5 НК-2023, абз. 3 и 4 п. 158 ст. 2 Закона).

Водительское удостоверение — это документ, подтверждающий право управления механическим транспортным средством или самоходной машиной соответствующей категории. Для целей выдачи водительских удостоверений механические ТС, составы ТС, самоходные машины подразделяются на категории и подкатегории. При этом механические ТС (за исключением колесных тракторов) и составы ТС подразделяются на категории и подкатегории, обозначаемые прописными буквами латинского алфавита и арабской цифрой — «AM», «A», «A1», «B», «C», «D», «BE», «CE», «DE», «F», «I». То есть категории транспортных средств, на право управления которыми может быть выдано водительское удостоверение, ограничены (ч. 1 ст. 5, ст. 24 Закона о дорожном движении).

3. Порядок исчисления и учета транспортного налога организациями

При утрате плательщиками-организациями в течение налогового периода права на применение налоговых льгот по транспортному налогу транспортный налог уплачивается с месяца, следующего за месяцем, в котором утрачены правовые основания для применения указанных льгот. Конкретизировано, что месяцем, в котором утрачены правовые основания для применения льготы, является месяц, на который приходится последний день действия льготы (ч. 2 п. 4-1 ст. 307-7 НК-2023, п. 159 ст. 2 Закона).

 Пример

Транспортное средство государственной организации законсервировано в связи с неиспользованием в хозяйственной деятельности свыше 3 месяцев подряд. Срок консервации — по 31.01.2023 (3 месяца). Срок консервации не продлевался, решение о расконсервации не принималось. ТС считается расконсервированным с 01.02.2023 (абз. 3 ч. 1 п. 5, ч. 1 п. 21 Положения N 431).

ТС организаций, законсервированные в установленном Совмином порядке, освобождаются от транспортного налога (абз. 5 ст. 307-3 НК-2023).

Последний день месяца действия льготы в рассматриваемой ситуации — 31.01.2023, так как это последний день, когда ТС считалось законсервированным. С учетом внесенного уточнения с 01.02.2023 организация будет уплачивать транспортный налог.

Закреплен порядок учета сумм транспортного налога плательщиками организациями в затратах по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении прибыли (далее — затраты). Суммы транспортного налога можно включать в расчет налога на прибыль одним из следующих способов:

1) в I — III кварталах текущего налогового периода (календарный год) — в сумме авансовых платежей. В IV квартале текущего налогового периода производится корректировка нарастающим итогом затрат на сумму, определенную в виде разницы между суммой транспортного налога, исчисленной за налоговый период, и суммой авансовых платежей по транспортному налогу за этот налоговый период;

2) в I — III кварталах текущего налогового периода — в сумме, определенной исходя из количества транспортных средств, подлежащих налогообложению транспортным налогом в каждом месяце квартала, и 1/12 ставки налога. В IV квартале текущего налогового периода производится корректировка нарастающим итогом затрат на сумму, определенную в виде разницы между суммой транспортного налога, исчисленной за налоговый период, и суммой транспортного налога, включенной в затраты в I — III кварталах (п. 1 ст. 307-10 НК-2023, абз. 11-13 п. 160 ст. 2 Закона).

Фактически данные способы применялись и ранее (Письмо МНС от 02.04.2021 N 2-2-11/00769 «О транспортном налоге»). В отношении второго способа уточнено, что:

— сумма транспортного налога, подлежащая включению в затраты в IV квартале, как и для первого способа, определяется как разница между годовой суммой транспортного налога и суммами этого налога, учтенными при налогообложении прибыли в предыдущих кварталах. Но поскольку сумма транспортного налога, исчисленная за год, должна соответствовать сумме транспортного налога, включенной в затраты в целом за год, это уточнение не изменяет ранее применявшиеся подходы;

— в расчете суммы транспортного налога, подлежащей включению в затраты в I — III кварталах, участвует 1/12 ставки транспортного налога за год. В Письме N 2-2-11/00769 такая конкретизация отсутствовала. Субъекты хозяйствования сами определяли нюансы исчисления. Можно было исходить, например, из ставки налога и коэффициента 0,0833. В 2023 г. так делать нельзя.

Выбранный способ организации должны закрепить в учетной политике. Изменению в течение текущего налогового периода он не подлежит (п. 2 ст. 307-10 НК-2023, абз. 14 п. 160 ст. 2 Закона).

4. Изменения в транспортном налоге по транспортным средствам, переданным в лизинг по заключенным до 21.01.2019 договорам и не перерегистрированным в ГАИ после выкупа

1. С 2023 г. по тем транспортным средствам, которые переданы в финансовую аренду (лизинг) по договорам, заключенным до 21.01.2019, и после выкупа в собственность не зарегистрированы в ГАИ за собственником, плательщиком транспортного налога до такой регистрации признается собственник (организация или физлицо). Одновременно к объектам налогообложения отнесены транспортные средства, находящиеся в собственности организаций или физлиц в связи с выкупом их в собственность по таким договорам лизинга, но не зарегистрированные за их собственниками в ГАИ (ст. 307-1, п. 1 ст. 307-2, п. 1 и 2 ст. 307-9 НК-2023; п. 155, абз. 2 п. 156, абз. 3 и 4 п. 160 ст. 2 Закона).

До 21.01.2019 при передаче транспортного средства в лизинг сведения о лизингополучателе заносили в графу «Особые отметки» свидетельства о регистрации транспортного средства. Зарегистрировано же такое транспортное средство было за лизингодателем (п. 4 и 10 Положения N 1849 в редакции, действовавшей по 20.01.2019). В той ситуации, когда договор лизинга был исполнен и транспортное средство выкуплено лизингополучателем, такой организации или физлицу следовало зарегистрировать транспортное средство в ГАИ за собой. Если такая регистрация не была произведена, плательщиком транспортного налога в 2022 г. выступало лицо, за которым было зарегистрировано транспортное средство, т.е. бывший лизингодатель (п. 1 ст. 307-1 НК-2022).

Отметим, что право собственности на транспортное средство, являющееся предметом лизинга, переходит к лизингополучателю с даты исполнения им в полном объеме обязанностей по договору лизинга и иным договорам, заключенным в обеспечение исполнения лизингополучателем своих обязательств по договору лизинга. Оно оформляется актом передачи права собственности на предмет лизинга либо, если это предусмотрено договором лизинга, посредством направления лизингодателем лизингополучателю уведомления об исполнении им своих обязательств по договору лизинга, направляемого в порядке и сроки, установленные договором лизинга (ч. 2 п. 15 Правил лизинговой деятельности).

Пример

Физлицо по договору, заключенному в 2018 г., взяло у организации-лизингодателя легковой автомобиль в лизинг с правом выкупа. Договор лизинга исполнен в 2021 г., право собственности на автомобиль перешло к физлицу. Данное физлицо не обратилось в ГАИ за регистрацией за собой транспортного средства. В 2022 г. плательщиком транспортного налога признается организация, ранее бывшая лизингодателем. В 2023 г. плательщик транспортного налога — это физлицо-собственник.

Если таким собственником, не зарегистрировавшим за собой в ГАИ выкупленный по заключенному до 21.09.2019 договору лизинга автомобиль, является организация, исчислять и уплачивать транспортный налог и авансовые платежи по нему ей придется по ставкам, увеличенным в два раза. При этом при налогообложении прибыли суммы транспортного налога, исчисленные по этим увеличенным ставкам, организация учесть не сможет (ч. 1 п. 1 ст. 307-5, п. 3 ст. 307-9, абз. 1 п. 1 ст. 307-10 НК-2023; абз. 2 п. 158, абз. 5 и 11 п. 160 ст. 2 Закона).

Для физлиц-собственников, не зарегистрировавших за собой в ГАИ выкупленный по договору лизинга автомобиль, ставки транспортного налога не увеличены.

Отдельных норм о периодах, с которых начинает и заканчивается исчисляться транспортный налог бывшим лизингодателем и бывшим лизингополучателем, не предусмотрено.

С того момента, как собственник зарегистрирует за собой в ГАИ транспортное средство, которое ранее было передано в лизинг по договорам, заключенным до 21.01.2019, и после выкупа в собственность не зарегистрировано в ГАИ за собственником, он исчисляет транспортный налог по общим правилам.

Осталось прежним исчисление транспортного налога по ТС, которые:

— переданы в финансовую аренду (лизинг) по договорам, заключенным до 21.01.2019, и не выкуплены лизингополучателем;

— переданы в финансовую аренду (лизинг) по договорам, заключенным с 21.01.2019.

2. Для организаций-лизингодателей введена новая обязанность. Они должны представлять в налоговый орган по месту постановки на учет сведения о транспортных средствах, переданных иным организациям или физлицам по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным до 21.01.2019:

— не выкупленных в собственность лизингополучателей;

— выкупленных в собственность лизингополучателей и не зарегистрированных после выкупа их в собственность в ГАИ за их собственником.

Такие сведения нужно будет подать в виде электронного документа не позднее 20 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом, начиная с налогового периода 2023 г. Формы и формат сведений установит МНС. При непредставлении таких сведений либо представлении недостоверных сведений организации-лизингодатели будут нести ответственность в соответствии с законодательством об административных правонарушениях (п. 4 ст. 307-9 НК-2023; абз. 6 — 9 п. 160 ст. 2 Закона).

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex