Александр Мирониченко

директор Департамента по санации и банкротству Минэкономики

С 13.11.2019 действует постановление Минэкономики от 01.04.2019 № 9 <*>, утвердившее Инструкцию о порядке организации и проведения электронных торгов по продаже имущества в процедурах экономической несостоятельности (банкротства) <*>. Документ имеет важное экономическое значение для Республики Беларусь и является инновационным для отечественного права.

 Каковы были предпосылки для принятия новой Инструкции? Как она соотносится с нормами Закона о банкротстве, регулирующими порядок проведения торгов по продаже имущества должника?

Сейчас много разговоров ведется о цифровой экономике. Поскольку нет юридически закрепленного понятия, каждый этот термин понимает по-своему. Однако действительное осознание приходит, когда люди видят примеры. Электронные торги – это один из таких примеров, очередной шаг навстречу цифровой экономике. В конце этого пути мы видим полный отказ от бумажного оформления процедурных и процессуальных действий, когда все будет происходить в режиме онлайн и фиксироваться в хранилищах цифровой информации.

Электронная торговля – это относительно новая сфера. У нас уже был опыт ее правового регулирования в процедуре банкротства <*>. В любой новой сфере невозможно сразу достичь совершенства. Всегда возникает необходимость дорабатывать и улучшать существующие процессы. Это мы и сделали в новой Инструкции.

Главная задача данного документа – повышение эффективности электронных торгов в банкротстве, улучшение оборотоспособности имущества должников, вовлечение неэффективно используемого имущества в хозяйственный оборот. Сегодня объем продажи через электронные торги составляет около 30%. Мы надеемся, что эта цифра значительно увеличится.

Возможность продажи имущества должника через электронные торги предусмотрена Законом о банкротстве <*>. При этом правовое регулирование данной процедуры входит в компетенцию Минэкономики <*>. Таким образом, Инструкция регулирует только отношения в области, касающейся электронных торгов в банкротстве. Она принята в развитие более общих норм Закона о банкротстве.

В чем заключается метод повышения или понижения цены?

Собрание (комитет) кредиторов решает, на каких торгах будет продаваться имущество должника: электронных или традиционных. На электронных торгах с 13.11.2019 применяется только метод повышения или понижения цены. Это — особенность данного вида торгов. Его также называют «голландский метод». Вкратце данный метод можно описать следующим образом <*>.

По результатам оценки устанавливается начальная цена имущества, выставляемого на торги. Она должна быть одобрена кредиторами и утверждена экономическим судом <*>. Кроме того, определяется минимальная цена имущества, входящего в лот. Лот не может быть продан по цене ниже, чем минимальная.

Если в течение первого часа торгов никто не сделал ставок на повышение, цена начинает снижаться равными долями до минимальной цены. После первой ставки такое снижение прекращается, и дальше торги проводятся только на повышение.

Метод непривычный, и сразу сложно осознать, что не будет только повышения цены. Однако такая необходимость продиктована сложившейся ситуацией. Не секрет, что иногда рыночная оценка завышает реальную стоимость имущества. Кредиторы не всегда соглашаются на снижение цены, а покупатели не готовы платить за имущество такую сумму и процесс его реализации затягивается. В итоге затрудняется и расчет с кредиторами, в том числе с работниками должника, ликвидное имущество (в том числе недвижимость) не участвует в хозяйственном обороте. Со временем оно становится непригодным для использования, теряет потребительскую ценность. Все это неблагоприятно отражается на экономике страны.

Предполагается, что благодаря методу повышения или понижения цены удастся быстрее «нащупать» реальную рыночную стоимость лота, а значит, и реализовать имущество гораздо быстрее, чем это происходит сейчас.

Кто будет определять минимальную цену лота?

Это понятие отсутствует в Законе о банкротстве и специфично только для электронных торгов. Такая цена должна согласовываться с собранием (комитетом) кредиторов. То есть именно кредиторы устанавливают дельту, на которую цена на аукционе может снижаться. В настоящее время кредиторы зачастую неохотно согласовывают снижение цены. Однако следует помнить, что нет, пожалуй, более эффективного метода определения действительной рыночной стоимости, чем аукцион. И поэтапное снижение цены поднимет интерес покупателей, которые включатся в торги. Это, в свою очередь, может привести к росту цены, в итоге даже выше начальной.

Суд не обязан участвовать в установлении минимальной цены. В то же время любое решение кредиторов, в том числе и об установлении минимальной цены, может быть обжаловано в экономическом суде <*>.

Что делать, если первые торги проведены до начала действия новой Инструкции (13.11.2019), а повторные торги запланированы после этой даты?

Переходного периода для таких ситуаций не предусмотрено. С 13.11.2019 вступила в силу новая Инструкция и прекратили действовать старые Правила. Если уже был проведен какой-то этап торгов, то дальше они не могут проводиться по прежним Правилам. Более того, это невозможно и по техническим причинам, поскольку все торговые площадки переходят на обновленное ПО.

Поэтому торги необходимо проводить заново. Начальная цена – та, что определена по результатам оценки, согласована кредиторами и утверждена судом. Предел снижения цены, который уже согласовали кредиторы, может быть заложен в уровень минимальной цены.

Согласно Инструкции задатки перечисляются на расчетный счет должника <*>. Может ли управляющий передать полномочия по управлению задатком по договору поручения <*>?

Для выполнения определенного круга обязанностей организатора торгов управляющий вправе по договору поручения привлекать иных лиц <*>. В частности, этим лицом может быть оператор торговой площадки, на которой будут проводиться торги. Законодательством не ограничены конкретные обязанности, подлежащие передаче. Поэтому если на аукцион выставляется множество лотов и самостоятельный учет задатков (а также принятие платежей, в том числе от физических лиц) управляющим будет затруднительным, то функция по принятию, аккумулированию и учету соответствующих платежей может быть передана оператору торговой площадки. В этом случае в извещении указывается соответствующий счет оператора.

При этом управляющий должен понимать, что он продолжает нести ответственность за результаты таких действий. Поэтому в договоре поручения целесообразно прописать ответственность поверенного (оператора торговой площадки и пр.) в случае, если тот нарушит нормы законодательства, регулирующие работу с задатком.

Конечно, когда речь идет об имущественном комплексе, важном крупном объекте, то администрирование задатка все-таки управляющему целесообразно производить самостоятельно, через расчетный счет должника. Ведь этот счет контролируется управляющим под его ответственность, которая застрахована на немалую сумму.

Если же речь идет о большом количестве имущества, продаваемого по отдельности (россыпью), то скорее всего удобно заключить договор с торговой площадкой. Это профессиональный участник рынка, который является крупным потребителем услуг, связанных с платежами. Ему проще обеспечить перечисление задатков посредством мобильного банкинга, платежных карт и пр.

Чем регламентирована деятельность торговых площадок?

Сегодня установлены минимальные требования к операторам торговых площадок <*>. В остальном они ограничены только возможностями антикризисных управляющих, конкуренцией на рынке и внутренними регламентами, которые они сами и разрабатывают. В настоящее время этот рынок следует развивать, привлекать большее количество новых эффективных торговых площадок.

Управляющий совместно с кредиторами выбирает, какую торговую площадку определить в качестве базы для реализации имущества должника. Между собой площадки конкурируют по всем составляющим их деятельности.

Всего сегодня в стране действует около 10 торговых площадок. Все они по заявительному принципу должны быть внесены в список, публикуемый на сайте. Некоторые операторы уже провели достаточно большой объем торгов и являются лидерами на рынке. У нас нет приоритетных операторов, несмотря на то, что действует и государственная торговая площадка.

С другой стороны, встает вопрос: кто же будет отвечать за добросовестность операторов торговых площадок? Считаем, что помимо доброго имени и положительной репутации площадки могут предложить и дополнительные гарантии клиентам. Например, добровольное страхование площадки. Наверняка у нас в стране существует достаточно страховых организаций, которые могли бы в рамках своих коммерческих интересов проработать эти вопросы. Такое страхование могло бы стать хорошим конкурентным преимуществом площадки.

Отметим, что электронные торговые площадки сегодня могут работать не только на рынке продажи имущества в процедуре банкротства.

Ограничивает ли Инструкция количество повторных торгов для продажи имущества?

Важной задачей реализации положений новой Инструкции является сокращение времени, уходящего на продажу имущества в процедуре банкротства. В том числе мы рассчитываем на сокращение количества повторных торгов.

Бывает имущество дорогостоящее, ликвидное. Оно вызывает интерес у покупателей, но те чаще всего намерены ждать снижения цены. В таком случае цену целесообразно понижать постепенно через проведение нескольких повторных торгов.

В остальных случаях, когда имущество не слишком ценное, его целесообразно продавать быстрее, снижая цену. При этом необходимо стремиться к установлению предельной минимальной цены, а повторные торги должны быть единственными. Однако Инструкция не ограничивает количество повторных торгов для любых видов имущества.

На повторных торгах минимальную цену имущества можно устанавливать путем снижения начальной цены не более чем на 80% <*>. Речь идет о начальной цене первых или повторных торгов?

Для всех случаев снижения цены как на первых, так и на повторных торгах исходной является начальная цена, определенная на основании данных оценки, одобренная кредиторами и утвержденная судом <*>. То есть наименьшая минимальная цена лота на повторных торгах может быть исчислена путем уменьшения начальной цены первых торгов на 80% <*>, а минимальная цена предприятия – на 60% <*>.