Указ от 22.03.2022 N 116 «О новостных агрегаторах в глобальной компьютерной сети Интернет» урегулировал деятельность новостных агрегаторов и правовой статус их владельцев.

1. Какие интернет-ресурсы относятся к новостным агрегаторам

Указ N 116 ввел ряд новых терминов и определений в дополнение к тем, которые содержатся в Законе о СМИ.

Под новостным агрегатором понимается интернет-ресурс, который используется для обработки, структурирования и распространения информационных сообщений и (или) материалов в Интернете и на котором размещается не менее 50 новостных материалов в сутки в течение пяти суток подряд, а количество заимствованных из различных источников новостных материалов превышает 50% от общего количества размещенных информационных сообщений и (или) материалов в сутки (абз. 3 п. 2 Указа N 116).

Таким образом, для определения, является ли интернет-сайт новостным агрегатором, применяется два критерия (полагаем, что в совокупности):

— размещение 50 и более новостных материалов в сутки в течение пяти суток подряд;

— заимствование более 50% новостных материалов в сутки из других источников.

К новостным материалам отнесены информационные сообщения и (или) материалы, содержащие информацию по текущим вопросам в экономической, политической, социальной, научно-технологической, экологической, военной и других сферах жизнедеятельности государства и общества (абз. 4 п. 2 Указа N 116).

Определено, что новостными агрегаторами не являются сетевые издания, официальные интернет-сайты и другие интернет-ресурсы республиканских органов госуправления, исполкомов, иных госорганов и госорганизаций, а также интернет-магазины (абз. 3 п. 2 Указа N 116).

Юрлицо, ИП, которые на законных основаниях владеют, пользуются и (или) распоряжаются новостным агрегатором, признаются его владельцем (абз. 2 п. 2 Указа N 116).

2. Обязанности владельцев новостных агрегаторов

В целом обязанности владельцев новостных агрегаторов сводятся к запрету на распространение материалов интернет-ресурсов, доступ к которым ограничен в установленном порядке.

Справочно
С 26.06.2021 доступ к интернет-ресурсу может быть ограничен по решению (уведомлению) Мининформа либо на основании постановления Генпрокурора, прокурора области, г. Минска (п. 1 ст. 51-1 Закона о СМИ).

Владелец новостного агрегатора обязан (подп. 1.2 п. 1 Указа N 116):

— не допускать использования своего интернет-ресурса в целях размещения информации, распространение которой ограничено законодательными актами, например информации, перечисленной в ст. 17 Закона об информации;

— соблюдать установленные избирательным законодательством ограничения при проведении предвыборной агитации, агитации по референдуму, отзыву депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания, порядок использования СМИ в предвыборной кампании, при проведении референдума;

— не допускать распространения информационных сообщений и (или) материалов интернет-ресурсов, сетевых изданий, в отношении которых принято решение об ограничении доступа, а также гиперссылок на них;

Справочно
Законодательство сегодня не предусматривает создания централизованного общедоступного реестра интернет-ресурсов, доступ к которым ограничен, как, например, Республиканский список экстремистских материалов. Есть список идентификаторов интернет-ресурсов, доступ к которым ограничен. Он предоставляется Мининформу, Минсвязи, органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, органам прокуратуры и предварительного следствия, органам КГК, налоговым органам, судам, поставщикам интернет-услуг (п. 5 Положения N 8/10/6, утвержденного постановлением ОАЦ, Минсвязи и Мининформа). 

— хранить в течение одного года распространенную на новостном агрегаторе информацию, сведения об источнике ее получения, а также о сроках ее распространения;

— исполнять обязанности владельца интернет-ресурса, предусмотренные в подп. 2.1 — 2.6, 2.8 — 2.11 п. 2 ст. 30-1 Закона о СМИ;

— представлять Мининформу сведения для анализа размещенной информации не позднее пяти рабочих дней со дня получения соответствующего запроса (подп. 1.3 п. 1 Указа N 116).

3. Какие меры предусмотрены в случае обнаружения нарушений

В случае неисполнения владельцем новостного агрегатора обязанностей, установленных Указом N 116, Мининформ направит ему требование об устранении (недопущении) нарушений с указанием, какие нарушения допущены и срока их устранения (ч. 3 п. 5 ст. 30-1 Закона о СМИ). Оно направляется по почте и (или) электронной почте в течение трех рабочих дней после его вынесения.

Владелец новостного агрегатора обязан письменно сообщить об устранении нарушений, послуживших основанием для направления требования, и представить подтверждающие документы не позднее трех рабочих дней по истечении срока, установленного в требовании (ч. 4 п. 5 ст. 30-1 Закона о СМИ).

Определены случаи, когда доступ к новостному агрегатору будет ограничен (подп. 1.5 п. 1 Указа N 116). Это случаи, предусмотренные п. 2 ст. 51-1  Закона о СМИ, а также:

— распространение информационных сообщений и (или) материалов интернет-ресурсов, сетевых изданий, в отношении которых принято решение об ограничении доступа, а также гиперссылок на них;

— неоднократное (два и более раза в течение одного года) непредставление либо несвоевременное представления сведений по запросу Мининформа.

Владелец новостного агрегатора не несет ответственности за распространение им информационных сообщений и (или) материалов (подп. 1.7 п. 1 Указа N 116):

— являющихся дословным воспроизведением информационных сообщений и (или) материалов (их фрагментов), размещенных на официальных интернет-сайтах и других интернет-ресурсах республиканских органов госуправления, исполкомов, других госорганов и госорганизаций;

— распространенных зарегистрированными в Беларуси СМИ, информационными агентствами, кроме информационных сообщений и (или) материалов интернет-ресурсов, сетевых изданий, доступ к которым ограничен.

Указ N 116 начнет применяться с 25.03.2022.