Законом от 27.12.2023 N 327-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» (далее — Закон N 327-З) внесены отдельные изменения в порядок исчисления налогов и сборов, а также скорректированы другие моменты налогового законодательства. В НК-2024 кардинальных новшеств для сферы строительства не предусмотрено. При этом хочется отметить изменения по налогу на недвижимость, земельному налогу, НДС, налогу на прибыль, налогу при УСН, на которые следует обратить внимание строительным организациям и заказчикам в строительстве.

1. Налог на недвижимость и земельный налог

При строительстве объектов недвижимости у заказчиков, застройщиков, как правило, возникают обязательства по уплате земельного налога по участкам, предоставленным для строительства, а также налога на недвижимость по построенным объектам.

С 01.01.2024 корректируется понятие земельных участков с отсутствующими капстроениями, по которым предусмотрено исчислять земельный налог. К ним будут относиться земельные участки с целевым назначением для строительства капстроений (зданий, сооружений) или для строительства и обслуживания капстроений (зданий, сооружений), на которых в течение 3 лет с даты принятия решения об их предоставлении (если принятие решения не требуется — с даты государственной регистрации перехода прав на земельный участок), с даты принятия решения об изменении целевого назначения земельного участка либо в течение 6 лет с даты государственной регистрации возникновения права собственности на земельный участок победителя аукциона или единственного участника несостоявшегося аукциона по продаже земельного участка ( абз. 8 — 10 п. 3 ст. 238 НК-2023, абз. 8 — 10 п. 3 ст. 238 НК-2024, п. 113 ст. 1 Закона N 327-З):

— не произведена государственная регистрация создания последнего из возводимых капстроений (зданий, сооружений) и (или) государственная регистрация изменения капстроений (зданий, сооружений) в связи с вводом в эксплуатацию последней очереди строительства и (или) пускового комплекса, за исключением элементов благоустройства, являющихся отдельной очередью строительства или пусковым комплексом (в случае если они подлежат государственной регистрации);

— не принято в эксплуатацию последнее из возводимых сооружений и (или) передаточных устройств (в том числе при возведении сооружений и (или) передаточных устройств с выделением очередей строительства и (или) пусковых комплексов), за исключением элементов благоустройства, являющихся отдельной очередью строительства или пусковым комплексом (в случае если их государственная регистрация не требуется).

По рассматриваемым земельным участкам корректируется также порядок исчисления земельного налога. Земельный налог по ним исчисляется организациями (организациям) с применением ставок земельного налога, увеличенных на коэффициент 3, в соответствии с п. 12-1 ст. 241 НК-2024. Увеличенные ставки применяются с квартала, следующего за кварталом, в котором земельный участок признается земельным участком, на котором отсутствуют капстроения (если иная дата начала применения ставки земельного налога, увеличенной на коэффициент 3, не установлена ч. 2 п. 6-1 ст. 243 НК-2024), по квартал (включительно), в котором такой земельный участок перестает признаваться земельным участком, на котором отсутствуют капстроения (п. 6-1 ст. 243 НК-2023, п. 6-1 ст. 243 НК-2024, п. 117 ст. 1 Закона N 327-З).

В случае если принято решение дополнительно построить новые объекты после осуществления государственной регистрации (приемки в эксплуатацию) всех ранее построенных на таких земельных участках капстроений (зданий, сооружений), то ставки земельного налога, увеличенные на коэффициент 3, применяются с квартала, следующего за кварталом, в котором истекают 3 года с даты уведомления о производстве строительно-монтажных работ по новым объектам. Данные уведомления должны быть направлены в специализированную инспекцию Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации или в инспекцию Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации по областям и г. Минску в соответствии с территориальным размещением объектов (п. 6-1 ст. 243 НК-2023, п. 6-1 ст. 243 НК-2024, п. 117 ст. 1 Закона N 327-З).

По налогу на недвижимость изменения, в частности, коснулись объектов, не учитываемых в составе основных средств и доходных вложений в материальные активы, но классифицируемых для целей определения нормативных сроков службы ОС как сооружения и передаточные устройства. С 01.01.2024 такие объекты будут облагаться налогом на недвижимость. При этом для впервые введенных в действие капстроений (зданий, сооружений), их частей сохраняется льгота от уплаты налога в течение года с даты их приемки в эксплуатацию в установленном порядке (подп. 2.3 ст. 227 НК-2023, подп. 1.13 ст. 228 НК-2024, п. 106 ст. 1 Закона N 327-З).

Также стоит отметить, что исключается льгота по капстроениям (зданиям, сооружениям), которые законсервированы в порядке, установленном Совмином (подп. 1.7 ст. 228 НК-2023, п. 107 ст. 1 Закона N 327-З). Ставка налога на недвижимость по ним устанавливается в размере 0,1% (подп. 1.1 ст. 230 НК-2023, подп. 1.1 ст. 230 НК-2024, п. 109 ст. 1 Закона N 327-З).

2. Изменения по НДС, налогу на прибыль и налогу при УСН

2.1. НДС

Для заказчиков и подрядчиков в строительной сфере следует учитывать изменения в порядке применения с 01.01.2024 налоговых вычетов по НДС. Так, налоговые вычеты будут уменьшаться на суммы НДС, ранее принятые к вычету по товарам (работам, услугам), имущественным правам, в случаях безвозмездного получения средств бюджета либо бюджетов государственных внебюджетных фондов:

— на возмещение ранее понесенных целевых расходов, затрат (части расходов, затрат) на приобретение (ввоз) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

— возмещение расходов, затрат на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав;

— погашение задолженности по оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 63 ст. 1 Закона N 327-З).

Здесь следует отметить, что юридические лица, реализующие инвестиционные проекты, не уменьшают суммы налоговых вычетов в отношении сумм НДС, приходящихся на капитальные затраты на инвестиционные проекты, на возмещение части которых предоставляются средства бюджета. Так будут поступать в случае, если согласно актам законодательства такие бюджетные средства предоставляются исходя из стоимости капитальных затрат без включения в их состав сумм НДС (п. 63 ст. 1 Закона N 327-З).

2.2. Налог на прибыль

Для крупных организаций важно отметить, что если в текущем налоговом периоде налоговая база налога на прибыль нарастающим итогом в течение 2024 г. превысит 25 000 000 руб., то применяется ставка налога на прибыль 25%. Это в большей степени актуально для высокоприбыльных организаций (п. 1 ст. 184 НК-2023, п. 1 ст. 184 НК-2024, п. 85 ст. 1 Закона N 327-З).

2.3. УСН

Организациям, имеющим один или несколько филиалов, состоящих на учете в налоговых органах, установлен запрет на применение УСН. С 01.01.2024 уточняется, что данный запрет будет распространяться на организации, имеющие одно или несколько обособленных подразделений, состоящих на учете в налоговых органах и не являющихся юрлицами (организационными структурами, признаваемыми юрлицами Республики Беларусь в соответствии с подп. 2.1 ст. 14 НК-2024) (подп. 2.1.3 ст. 324 НК-2023, подп. 2.1.3 ст. 324 НК-2024, п. 148 ст. 1 Закона N 327-З).

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex