С 03.02.2019 изменился порядок проведения государственных экспертиз условий труда (далее — госэкспертизы). Были уточнены виды госэкспертиз и изменен подход к их проведению. Кроме того, скорректирован порядок проведения экспертизы качества проведения работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда (далее — экспертиза аттестации рабочих мест).

Какие виды госэкспертиз будут проводиться

Изменился перечень госэкспертиз, проводимых органами госэкспертизы. Теперь он включает <*>:

1) экспертизу правильности применения:

— списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10;

— списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда;

— перечня текстильных производств и профессий для целей профессионального пенсионного страхования работниц текстильного производства, занятых на станках и машинах;

2) экспертизу условий труда на рабочих местах;

3) экспертизу аттестации рабочих мест.

До этого органы госэкспертизы проводили еще один вид госэкспертизы — экспертизу проектной документации на новое строительство и реконструкцию объектов производственного назначения <*>.

Какие документы потребуются, чтобы инициировать госэкспертизу

Как и ранее, инициаторами госэкспертизы могут быть <*>:

юридические лица;

ИП;

работники.

Для этого они должны представить в органы госэкспертизы одинаковый перечень документов:

— заявление;

— документы о стаже работы;

— материалы аттестации рабочих мест по условиям труда;

— документы финансово-экономического, производственного характера.

Отметим, что ранее из нормы нельзя было сделать однозначный вывод, что данные документы представляются юридическими лицами и ИП.

На заметку
По-прежнему инициаторами госэкспертизы также могут быть сами органы госэкспертизы <*>.

Что нового в экспертизе аттестации рабочих мест

Сейчас данная экспертиза имеет в том числе предупредительно-профилактическую направленность <*>. Ранее она имела исключительно проверочный характер <*>.

В целом объем информации, которая подлежит оценке, остался прежним, а именно <*>:

— соблюдение требований НПА, регламентирующих порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

— обоснованность подтверждения результатами аттестации на конкретном рабочем месте особых условий труда, соответствующих требованиям списков и перечня.

Теперь при изменении оценки условий труда на конкретном рабочем месте по результатам экспертизы аттестации рабочих мест выносятся предписания по внесению изменений в следующие документы <*>:

карту фотографии рабочего времени;

карту аттестации рабочего места по условиям труда;

перечни рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждены особые условия труда, соответствующие требованиям списков и перечня.

До этого вынесение предписания не было установлено <*>.

Как и ранее, для внесения изменений в документы по результатам аттестации рабочих мест работодатель обязан издать приказ о внесении таких изменений <*>. При этом новшеством является закрепление за работодателем обязанности направить в органы госэкспертизы данный приказ, а также документы по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда с внесенными изменениями и (или) дополнениями, сформированные посредством автоматизированной информационной системы мониторинга условий труда на производстве. Прежде за работодателем была закреплена обязанность направлять только копию приказа в органы госэкспертизы и орган, назначающий пенсии, по месту их расположения <*>.

Обратите внимание!
Теперь только копии приказа о внесении изменений и (или) дополнений в документы по аттестации, проведенной до 2008 года, направляются в орган госэкспертизы и орган, назначающий пенсии, по месту регистрации работодателя <*>.