Законом Республики Беларусь от 30.09.2022 N 202-З «О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года» ратифицирован одноименный Протокол, подписанный в Москве 31.03.2022.

Документ вступит в силу с даты получения депозитарием по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении государствами — членами ЕАЭС внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу (ч. 1 ст. 2 Протокола о внесении изменений в Договор о ЕАЭС).

Изменения вносятся в том числе в Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение 18 к Договору о ЕАЭС) (далее — Протокол). Остановимся на основных из них.

1. Порядок применения косвенных налогов при экспорте товаров

1. Устанавливаются основания считать экспорт товаров неподтвержденным. Так, обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов считается неподтвержденной, если налоговым органом одного государства ЕАЭС, с территории которого должен был быть осуществлен экспорт товаров, указанных в договоре (контракте), установлен факт отсутствия экспорта таких товаров на территорию другого государства ЕАЭС (п. 4 Протокола).

2. Определяется порядок действий налоговых органов при непредставлении экспортером в налоговый орган заявления. Тогда налоговый орган экспортера вправе самостоятельно принять (вынести) решение о подтверждении обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, налоговых вычетов (зачетов) по указанным налогам. Условие для этого — наличие в этом налоговом органе подтверждения в электронном виде от налогового органа импортера факта уплаты косвенных налогов в полном объеме (освобождения от уплаты косвенных налогов) либо информации о факте взимания косвенных налогов (при выявлении занижения (сокрытия) налоговой базы импортером) (абз. 2 п. 7 Протокола).

3. Определяются порядок действий налоговых органов и последствия для плательщиков при установлении недостоверных данных в представленных экспортером документах. В таком случае налоговый орган экспортера информирует налоговый орган импортера об установленных обстоятельствах. При этом налоговый орган экспортера взыскивает косвенные налоги и пени, а также применяет способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные законодательством этого государства ЕАЭС (абз. 3 п. 7, п. 8 Протокола).

Данный порядок применяется, если:

представленные налогоплательщиком сведения о перемещении товаров и уплате косвенных налогов не соответствуют данным, полученным в рамках обмена информацией между налоговыми органами государств ЕАЭС;

представленные налогоплательщиком документы не соответствуют имеющимся в распоряжении налоговых органов доказательствам отсутствия перемещения товаров на территорию государства ЕАЭС, которое указано в транспортных (товаросопроводительных) и (или) иных документах;

налоговым органом государства ЕАЭС, на территорию которого заявлен импорт товаров, отозвано заявление в связи с имеющимися у него доказательствами отсутствия импорта товаров (п. 8 Протокола).

Отмечается, что при отзыве заявления косвенные налоги уплачиваются в бюджет (суммы НДС, ранее принятые к вычету (зачету), восстанавливаются) за тот налоговый (отчетный) период, на который приходится дата отгрузки товаров. Налоговый орган, получивший информацию об отзыве заявления (о признании такого отзыва недействительным — по результатам обжалования), в течение 5 рабочих дней с даты получения такой информации направляет плательщику уведомление (требование) о факте и основании отзыва (о признании такого отзыва недействительным). Кроме того, сообщается о необходимости внесения в налоговые декларации изменений и дополнений, вытекающих из такого отзыва (признания такого отзыва недействительным).

При отзыве заявления в связи с установлением факта отсутствия импорта товаров применяется налоговая ставка НДС и начисляются акцизы, начисляются суммы НДС и акцизов, а также представляется налоговая декларация за тот налоговый (отчетный) период, на который приходится дата отгрузки товаров.

2. Порядок взимания косвенных налогов при импорте товаров

1. Устанавливается, что порядок уплаты НДС, определенный разделом III Протокола, применяется также при импорте товаров, приобретенных плательщиком одного государства ЕАЭС у физического лица другого государства ЕАЭС, не являющегося индивидуальным предпринимателем (п. 13 Протокола).

2. Определяется порядок действий налогового органа импортера при выявлении факта занижения (сокрытия) налоговой базы плательщиком по причине неполного отражения (неотражения) количества импортируемого товара. При выявлении такого факта налоговый орган импортера информирует по запросу налоговый орган экспортера о факте взимания косвенных налогов. Но только если законодательством последнего не предусмотрено представление заявления при выявлении такого занижения (сокрытия) (подп. 21-1 Протокола).

3. Определяется порядок действий налогового органа импортера при установлении недостоверных данных в представленных импортером документах. Тогда налоговый орган импортера информирует налоговый орган экспортера об установленных обстоятельствах (п. 22 Протокола).

При этом налоговый орган импортера, который взимает косвенные налоги:

отзывает заявление при установлении факта отсутствия перемещения товаров на его территорию и информирует налоговый орган государства ЕАЭС, налогоплательщик которого применил нулевую ставку и (или) освобождение от уплаты акцизов, о факте и основании отзыва;

информирует налоговый орган государства ЕАЭС, налогоплательщик которого применил нулевую ставку и (или) освобождение от уплаты акцизов, о признании недействительным решения налогового органа об отзыве заявления по результатам обжалования.

Заявление не отзывается, если неуплата косвенных налогов при импорте товаров связана с отменой налоговым органом решения о зачете налогов в счет исполнения обязательства по уплате косвенных налогов при импорте товаров и с отсутствием оснований считать импорт товаров несостоявшимся.

При наличии сведений, указывающих на недостоверность данных, отраженных в представленных вместе с налоговой декларацией документах, налоговый орган одного государства ЕАЭС вправе направить запрос в налоговый орган другого государства ЕАЭС в целях подтверждения (неподтверждения) таких сведений.

3. Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг

Устанавливаются особенности определения места реализации работ, услуг, указанных в подп. 4) п. 29 Протокола, в случае, если покупателем работ, услуг является налогоплательщик государства ЕАЭС, а их потребителем является его филиал или представительство (постоянное представительство), которые осуществляют деятельность на территории другого государства ЕАЭС и (или) местом нахождения которых является территория другого государства ЕАЭС. В таком случае местом реализации работ, услуг признается территория этого другого государства ЕАЭС. Иными словами, при применении принципа определения места реализации «по покупателю» в данной ситуации следует ориентироваться на место нахождения филиала (представительства (постоянного представительства)) (подп. 4) п. 29 Протокола).

В частности, это касается следующих видов услуг:

консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, дизайнерские, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, а также научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы;

работы, услуги по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных;

услуги по предоставлению персонала в случае, если персонал работает в месте деятельности покупателя и др. (подп. 4) п. 29 Протокола).

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex