С 18.03.2023 начали действовать новые Правила по охране труда при эксплуатации автомобильного и городского электрического транспорта, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты и Минтранса от 06.12.2022 N 78/104 (далее — Правила). Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации автомобильного и городского электрического транспорта от 04.12.2008 N 180/128 (далее — Межотраслевые правила) утратили силу. Рассмотрим основные изменения.

1. Распространение Правил, термины и определения

Применять новые Правила должны все работодатели, осуществляющие деятельность по организации производства и труда, связанного с эксплуатацией транспортных средств (далее — транспорт, транспортные средства). При этом организационно-правовые формы и формы собственности работодателей значения не имеют. Напомним, что к эксплуатации транспорта относятся следующие виды работ (абз. 6 п. 2, п. 3 Правил):

— работа на транспорте;

— техническое обслуживание и ремонт транспорта;

— уборка и мойка транспорта;

— хранение (стоянка) транспорта.

Уточнено, что Правила распространяются только на транспорт и не устанавливают требования к дорогам, терминалам, рельсовым путям и иным коммуникациям автомобильного и городского электрического транспорта (п. 1 Правил).

Определены вредные и (или) опасные производственные факторы, которые могут воздействовать на водителей и иных работающих при эксплуатации транспорта. Среди таких факторов (п. 8 Правил):

движущиеся транспортные средства и другие машины и механизмы, подвижные части оборудования;

падающие предметы, инструмент;

разрушение конструкций грузоподъемных механизмов, применяемых для подъема транспортных средств;

повышенная загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны;

повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

повышенные уровни шума и вибрации на рабочих местах;

повышенная влажность воздуха;

повышенные уровни статического электричества;

повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

токсичные и раздражающие химические вещества, проникающие в организм человека через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые оболочки;

физические перегрузки;

иные факторы.

Произошли корректировки некоторых терминов и определений (п. 2, абз. 4 п. 26 Правил):

— уточнено, что к городскому электрическому транспорту относятся в том числе троллейбусы с автономным ходом. Это троллейбусы, имеющие установку определенного типа накопителей энергии (аккумуляторов или суперконденсаторов), с помощью которых они определенное расстояние могут проезжать без подключения к контактной сети;

— исключены определения терминов «автомобильный транспорт», «транспортные средства»;

— даны следующие определения:

опасная зона — пространство, в котором на работающих, эксплуатирующих автомобильный транспорт и городской электротранспорт (далее — работающие), воздействуют опасности, исходящие от транспорта;

ток утечки — электрический ток, протекающий в землю или на открытые, сторонние проводящие части и защитные проводники при нормальных условиях;

электробусы — это троллейбусы и автобусы, приводимые в движение исключительно электрическим двигателем и тяговой батареей, заряжаемой исключительно от внешнего источника электроэнергии. Правила содержат ряд норм, регламентирующих эксплуатацию электробуса, в частности п. 95, 96, 99, 136 — 139, 142 Правил.

2. Подготовка к выезду и порядок движения по территории

В Правилах отсутствуют требования (п. 10 Правил; ч. 2, 3 п. 9 Межотраслевых правил):

проводить целевой инструктаж с водителем автомобиля, который направлен в рейс продолжительностью более одних суток;

назначать из числа водителей лицо, ответственное за организацию охраны труда, при направлении в рейс группы водителей на 2 и более автомобилях на срок более 2 суток.

Уточнено, что осматривать транспорт при его подготовке к выезду должно уполномоченное должностное лицо (ранее — уполномоченное лицо). Кроме того, Правила обязали работодателей назначать должностных лиц, которые будут разрешать выезд на линию транспорта в технически исправном состоянии. Таким образом, для проведения осмотра транспортного средства (а также разрешения выезда на линию) назначать лицо из числа работающих по профессии рабочего (например, водителя) неправомерно. Отметим, что осмотр и проверку транспорта перед выпуском на линию уполномоченное должностное лицо по-прежнему проводит вместе с водителем (п. 11, 25 Правил; п. 10 Межотраслевых правил).

Установлен перечень показателей, которые уполномоченное должностное лицо и водитель должны проверить. К ним относятся (п. 26 Правил):

— наличие устройств приведения в действие аварийных выходов;

— состояние дверей, стекол, зеркал заднего вида, противосолнечных козырьков (шторок), люков, колес и их крепление (у трамвая — колесных пар, шунтов заземления и их крепление), покрытия пола, поручней и подножек, токоприемника у трамвая, контактных вставок и канатов токоприемников у троллейбуса.

Примечание
При осмотре электрооборудования троллейбусов, электробусов обязательно нужно проводить проверку состояния изолирующего покрытия входных дверей троллейбусов, электробусов, поручней в дверных проходах и нижних ступенек салона. Изолирующее покрытие не должно иметь повреждений (отслоений, сколов, истирания и иных повреждений), снижающих его защитные свойства (п. 45 Правил);

— исправность тормозной системы транспорта, механического тормоза и рельсового тормоза трамвая, рулевого управления, устройства обогрева и обдува ветрового стекла, приборов освещения, световой и звуковой сигнализации, сцепных приборов, стеклоочистителей и стеклоомывателей, привода управления входными дверями, автоматических выключателей силовых цепей, компостеров, штангоуловителей троллейбуса, бортового прибора контроля тока утечки электробуса;

— величину тока утечки троллейбуса, электробуса.

Примечание
При величине тока утечки более 3,0 мА троллейбус не допускается к выпуску на линию и эксплуатации (п. 27, 97 Правил). Также п. 19 Правил определен перечень неисправностей троллейбуса, при которых их эксплуатация не допускается;

— работоспособность защитных и предохранительных устройств в электробусе;

— касание обоих заземлителей электробуса дорожного полотна.

Порядок осмотра транспорта устанавливается в ЛПА. Уточнено, что проверять техническое состояние транспорта нужно при заторможенных колесах с использованием стояночного тормоза и выключенном двигателе (кроме случая опробования тормозной системы). Правила определили требования к месту проведения контроля тормозных систем на ходу. Его нужно проводить на площадках, размеры которых должны исключать возможность наезда транспорта на работающих и помещения в случае неисправности тормозных систем (п. 12 — 14 Правил).

Уточнено, что работой по сцепке трамвайных вагонов руководит уполномоченное должностное лицо. Также по распоряжению данного должностного лица проводят маневровые работы. В случае его болезни, трудового отпуска и в иных случаях при необходимости вышеуказанное руководство осуществляет диспетчер электротранспорта (п. 29, 30 Правил).

Также Правила определили, что (п. 33, 44 Правил; п. 23, 34 Межотраслевых правил):

— допускается буксировать на осмотровую канаву не только неисправный трамвайный вагон и троллейбус, но и автомобиль, автобус, электробус. Буксировка должна производиться на жесткой сцепке;

— поднимать токоприемник при опробовании электрооборудования трамвая (троллейбуса, электробуса) после ремонта может не только водитель, но и работник, выполняющий ремонт электрооборудования. При этом по-прежнему должен присутствовать руководитель работ.

Что касается порядка движения по территории, то Правилами исключена норма, определяющая, что скорость движения по территории места хранения (стоянки) не должна превышать 5 км/ч (п. 16 Межотраслевых правил). Согласно Правилам по охране труда скорость движения транспорта по территории организации, в производственных и иных помещениях устанавливается ЛПА в зависимости от конкретных условий (интенсивности движения, протяженности территории, состояния дорожного покрытия и т.п.) и должна обеспечивать безопасность движения (п. 35 Правил по охране труда). В жилых и пешеходных зонах, на прилегающих территориях скорость должна быть не более 20 км/ч (п. 88 ПДД). Также уточнено, что во время движения транспорта по территории организации, в том числе при обкатке, опробовании, перестановке не допускается нахождение на нем либо в опасной зоне других работающих (п. 24 Правил).

3. Уборка и мойка транспорта

В новых Правила отсутствуют нормы, запрещающие (ч. 2 п. 51 Правил; п. 40, ч. 2 п. 41, ч. 3 п. 48 Межотраслевых правил):

работающему, осуществляющему уборку, входить в кабину водителя и проводить в ней уборку. По-прежнему уборщику нельзя самовольно поднимать токоприемники для включения освещения. Эта работа должна выполняться только водителем;

проводить ручные моечные работы на постах механизированной мойки.

Установлен перечень запретов, которые нужно учитывать при проведения уборки и мойки в электробусах и троллейбусах с автономным ходом. Так, запрещено (п. 54, 55 Правил):

— мыть пол поливом из шланга;

— пользоваться скребками при очистке наружной поверхности кузова от грязи или льда;

— чистить сильфон и узел сочленения струей высокого давления;

— проводить внутренние моечные работы на электробусе с подключенным накопителем электроэнергии (суперконденсатором), включенным электропитанием 24 В и допускать попадание воды на электрооборудование и места соединения электропроводов.

Новые Правила установили требования к подготовке электробусов для проведения мойки. Так, пантограф электробуса нужно опустить перед прохождением через моечную установку (машину), а также перед мойкой крыши. В последнем случае также нужно установить общий выключатель в положение «выключено» (п. 64, 66 Правил; п. 52, 55 Межотраслевых правил).

Исключено требование, что скорость проезда через моечную установку (машину) не должна превышать 3 км/ч. Новые Правила позволяют установить такую скорость в ЛПА. При этом она должна обеспечивать безопасность движения транспорта (п. 65 Правил, п. 53 Межотраслевых правил).

4. Работа на транспорте

Правила уточняют, что работодатели должны обеспечить режим труда и отдыха водителей в соответствии с Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобильного транспорта и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей троллейбусов и трамваев (п. 69 Правил).

В новых Правилах отсутствуют нормы, обязующие водителей (п. 58, ч. 1 п. 59, 76 Межотраслевых правил):

— брать заправочные пистолеты при заправке топливом только в соответствующих СИЗ рук;

— промывать систему охлаждения чистой горячей водой перед заправкой системы охлаждения двигателя антифризом (тосолом);

— стоять на подножках, надежно держаться за поручни и соблюдать осторожность при протирке стекол кабины.

Уточнено, что перечень мелких технических неисправностей (неполадок), возникших во время работы на маршруте движения (линии), которые могут устранять водители на линии, установлен в приложении 4 к ПДД (п. 73 Правил, п. 61 Межотраслевых правил). При этом установлено, что при обнаружении таких неисправностей работать на линии водителю нельзя (п. 103 Правил).

Скорректированы правила, касающиеся действий водителя во время стоянки транспорта (п. 76 Правил, п. 64 Межотраслевых правил):

1) запрещено использовать паяльные лампы или газовые плиты для обогрева кабины (салона), разогрева и приготовления в нем пищи;

2) для обогрева кабины (салона) при ночлеге необходимо использовать установленный на автомобиль отопительный прибор, предназначенный для этой цели;

3) можно устраивать продолжительный отдых либо ночлег в кабине (салоне), если организацией-изготовителем оборудовано специальное спальное место.

Установлены правила, обязующие водителей (п. 77, 81-85, 101 Правил):

— подавать звуковые сигналы при движении транспорта задним ходом для предотвращения ДТП;

— не перевозить груз, если он:

затрудняет и создает угрозу безопасности дорожного движения;

ограничивает обзорность дороги;

нарушает устойчивость автомобиля;

закрывает внешние световые приборы;

— использовать лестницы транспорта или приспособления для подъема на высоту, используемые грузоотправителем (при проверке размещения, крепления и состояния груза для подъема в кузов или спуска с него);

— устанавливать инвентарные приспособления фиксации кузова (упорную штангу, стопорные пальцы, фиксаторы), чтобы исключить самопроизвольное опускание кузова (в случае необходимости выполнения работ под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа или полуприцепа);

— устанавливать в отверстие диска колеса предохранительную вилку соответствующей длины и прочности или положить колесо замочным кольцом вниз (при накачивании или подкачивании снятого колеса в дорожных условиях);

— устанавливать домкрат на ровную поверхность, предварительно положив под него достаточных размеров и прочности подкладку (при вывешивании транспорта на грунтовой поверхности);

— установить противооткатные упоры под колеса со стороны уклона (при остановке на уклоне). Если после возвращения к транспорту необходима постановка токоприемников, то перед этим водителю нужно зайти в кабину и убедиться, что все высоковольтные и низковольтные цепи отключены, а реверсор находится в положении «стоп».

Правила определили, что обогревательные устройства городского электротранспорта должны быть оборудованы предохранительными кожухами и надежно закреплены (ч. 1 п. 93 Правил, п. 77 Межотраслевых правил).

Согласно новым Правилам водитель трамвая обязан (п. 94, 109 Правил; п. 78, 88 Межотраслевых правил):

включить не менее двух групп освещения не только во время грозы, но и при ливневом дожде, тумане, снегопаде;

находиться на расстоянии не ближе 8 м от оборванного провода при обрыве контактного провода. Для водителей троллейбусов в аналогичной ситуации действует прежнее правило — находиться не ближе 5 м от оборванного провода.

Водителям трамвая разрешено совершать ряд действий без вызова техпомощи (устранять неисправность двери, сменять предохранители электрооборудования и т.п.). Ранее такие действия были разрешены только водителям троллейбусов (п. 110 Правил, п. 90 Межотраслевых правил).

5. Техобслуживание и ремонт транспорта

Установлены требования к помещениям для техобслуживания и ремонта (ч. 2, 3 п. 113 Правил; п. 92 Межотраслевых правил):

1) ворота и двери должны быть оборудованы надежными устройствами для фиксации их в закрытом и открытом положениях;

2) помещения должны оснащаться упорами или башмаками, устанавливаемыми под колеса, и страховочными подставками (тумбами, козелками) в соответствии с технологической потребностью.

Новые Правила также установили требования к подмостьям, которыми обеспечиваются работающие, выполняющие техобслуживание и ремонт. Подмости должны быть устойчивыми и иметь поручни и лестницу. Металлические опоры подмостей должны быть надежно связаны между собой. Также напомним, Межотраслевые правила запрещали выполнение работ с приставных лестниц. Новые Правила уточнили виды работ, при выполнении которых нельзя использовать приставные лестницы: сварочные работы, работы с применением ручного электромеханического, пневматического инструмента (п. 115 Правил, п. 97 Межотраслевых правил).

Установлена обязанность по обеспечению работающих наколенниками из материала низкой теплопроводности и водопроницаемости при выполнении работ с упором на колени под транспортом, находящимся вне осмотровой канавы, подъемника, эстакады. При выполнении таких работ лежа работающих по-прежнему обеспечивают лежаками (п. 123 Правил, п. 96 Межотраслевых правил).

Произошли корректировки в требованиях к оборудованию, приспособлениям, связанным с подъемом транспорта:

— на каждой страховочной подставке (тумбе, козелке) должна быть указана предельно допустимая нагрузка (ч. 2 п. 176 Правил, п. 149 Межотраслевых правил);

— отсутствует требование, что места подъема транспорта должны иметь освещенность 150 — 200 лк (п. 142 Межотраслевых правил);

— стол передвижного грузоподъемного механизма должен иметь специальное приспособление, исключающее неустойчивое положение агрегата на столе, вероятность его сдвига или скатывания (п. 183 Правил, п. 152 Межотраслевых правил);

— подъемники (домкраты) с электрическим приводом должны снабжаться устройствами для автоматического отключения электродвигателя и остановки при достижении крайних положений (верхнего и нижнего). При подъеме городского электротранспорта передвижным подъемником руководителю работ следует осмотреть все механизмы и органы управления подъемника, к которому предъявляются следующие требования (п. 181, 182 Правил):

ходовая часть подъемника (колеса или ролики, станина) и рельсовый путь должны находиться в исправном состоянии;

тележка подъемника должна свободно передвигаться по рельсам без заеданий и перекосов;

подъемный винт ручного подъемника должен быть ровным (не погнутым), резьба винта и гайки не должна иметь износа;

стол подъемника не должен качаться, механизм передвижения стола должен быть исправен;

органы управления (кнопочный пульт, педали, рычаги) должны обеспечивать нормальную работу подъемника.

Помимо этого, новые Правила обязали работодателей назначать ответственных должностных лиц за безопасное производство работ по техобслуживанию и ремонту грузоподъемными механизмами. Под руководством данных лиц осуществляется подъем транспорта (п. 167, 168 Правил; п. 140 Межотраслевых правил).

В отношении осмотровых канав установлено следующее (п. 186 Правил, п. 155 Межотраслевых правил):

неиспользуемые более одной рабочей смены осмотровые канавы нужно перекрывать;

для перехода через осмотровую канаву следует применять переходные мостики шириной не менее 0,8 м;

осмотровые канавы и эстакады, за исключением канав, оборудованных ленточными конвейерами или специальным технологическим оборудованием (в местах его установки), должны иметь устройства, предотвращающие падение автомобиля в канаву или с эстакады во время его передвижения;

тупиковые осмотровые канавы дополнительно должны иметь стационарные упоры для колес автомобиля.

Изменения произошли и в отношении работ на крыше транспорта. В частности (п. 188, 189 Правил; п. 157, 158 Межотраслевых правил):

— такие работы для электробуса и троллейбуса с автономным ходом разрешается выполнять только при установлении вводного автоматического выключателя в положение «выключено». При этом отсутствие напряжения на пантографе или токоприемниках необходимо проверить контрольным щупом, после чего для дальнейшего обслуживания механизмов токоприемника токоведущие части нужно заземлить;

— для выполнения работ на крыше должны быть предусмотрены площадки, лестницы, ограждения (перила) и другие устройства, размеры и конструкции которых должны обеспечивать удобное и безопасное выполнение работ и исключать возможность падения работающих.

Согласно новым Правилам в шиномонтажном отделении должен выполняться весь комплекс работ по уходу за шинами: перестановка по схеме, монтаж-демонтаж шин, ремонт камер и шин. Рекомендуется рядом с этим отделением располагать пост смены колес. На постах накачивания шин должны быть таблички с указаниями номинального давления в шинах в зависимости от вида транспорта. Измерение давления в шинах нужно производить с помощью манометра (дозатора) для измерения давления воздуха в шинах в зависимости от номинального давления в шине. Уточнено, что при установке замочного кольца на колесо используется специальная монтажная лопатка без применения ударного действия. Также Правила установили запрет на допуск к эксплуатации обода, у которого нет хотя бы одной гайки (п. 197, 203, 204, абз. 11 п. 207 Правил; п. 170, 180, 181, абз. 11 п. 184 Межотраслевых правил).

Установлено, что накачивание шин без демонтажа производится при наличии следующих условий (п. 211 Правил, п. 188 Межотраслевых правил):

давление воздуха в шинах снизилось не более чем на 40% от нормативного давления, установленного эксплуатационными документами;

у работающего есть уверенность, что правильность монтажа не нарушена.

Правила содержат ряд иных норм, которые отсутствовали в ранее действующих Межотраслевых правилах. В частности (п. 118 — 122 Правил):

— испытательные (обкаточные) стенды должны обеспечивать надежность крепления обкатываемых агрегатов, гидросистем, плотность и герметичность трубопроводов, подводящих топливо, масло, охлаждающую жидкость и отводящих отработавшие газы;

— для проведения регулировочных работ тормозной системы транспорт должен находиться в неподвижном состоянии, двигатель остановлен. Осуществлять пуск двигателя и начинать движение транспорта после проведения регулировочных работ тормозной системы разрешается только после того, как водитель транспорта убедится, что работающие, производившие регулировочные работы тормозной системы, находятся в безопасной зоне;

— при испытании и опробовании тормозной системы на роликовом стенде должны быть приняты меры, исключающие самопроизвольное «выбрасывание» транспорта с роликов стенда;

— при вращающихся роликах роликового стенда запрещается:

въезд (выезд) транспорта и проход работающих через роликовый стенд;

проведение на транспорте, установленном на роликовом стенде, регулировочных работ, работ по техническому обслуживанию, а также работ по ремонту или настройке стенда;

— при выполнении ремонтных работ на территории мест хранения (стоянки) или ремонта транспорта несколькими работодателями, каждый из них обязан обеспечить безопасные условия труда для привлекаемых ими работающих.

Примечание
Уточнено, что транспортное средство на посту техобслуживания и ремонта нужно закреплять путем установки не менее 2 противооткатных упоров с обеих сторон колеса (ранее — под его колеса) (п. 134 Правил, п. 108 Межотраслевых правил).

В Правила включены нормы, регламентирующие порядок проведения техобслуживания и ремонта транспорта, работающего на газомоторном топливе (п. 215 — 223 Правил).

6. Хранение и стоянка транспорта

В новых Правилах отсутствует ряд норм, которые ранее предусматривали Межотраслевые правила. Например, отсутствуют требования, что помещения для хранения (стоянки) транспорта (п. 198, 200, 201 Межотраслевых правил):

не должны непосредственно сообщаться с другими помещениями;

должны иметь естественное проветривание и приточно-вытяжную вентиляцию;

должны предусматривать расстояние от границы проезда до транспорта не менее 0,5 м.

Правила определили, что (п. 230, 231 Правил):

места хранения должны предусматривать возможность отбуксировки транспорта автомобилем-тягачом (при необходимости).

помещения и открытые площадки для хранения должны быть оснащены буксирными тросами и жесткими буксирными устройствами (штангами) из расчета один трос или штанга на 10 автомобилей (троллейбусов).

По-прежнему транспорт, требующий ремонта, нужно хранить отдельно от исправного транспорта. Правила дополнились требованием, что под колеса транспорта, подлежащего ремонту или списанию, следует устанавливать противооткатные упоры (п. 238,239 Правил; п. 211 Межотраслевых правил).

Установлен перечень действий, которые нельзя совершать при хранении автомобильного транспорта. Так, не допускается (п. 240 Правил):

1) устанавливать транспорт в количестве, превышающем план расстановки автомобильного транспорта, уменьшать установленное расстояние между автомобильным транспортом. Отметим, что в Правилах отсутствует требование о том, что на площадке для хранения (стоянки) транспорта можно хранить не более 50 транспортных средств (п. 210 Межотраслевых правил);

2) загромождать въездные ворота огороженных площадок, проезды и проходы;

3) производить ремонтные работы на транспорте, за исключением мелких технических неисправностей (неполадок);

4) оставлять транспорт с открытыми горловинами топливных баков, а также при обнаружении у них утечки топлива и масла;

5) заправлять автомобильный транспорт топливом и сливать топливо из них;

6) подзаряжать аккумуляторы транспорта.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex