Внесенные в Закон о СМИ изменения предусматривают дополнительные запреты и условия деятельности в указанной сфере (Закон от 24.05.2021 N 110-З «Об изменении законов по вопросам средств массовой информации»). Новшества вступают в силу 26.06.2021.

1. Минимизация иностранного влияния на СМИ

Учредителями СМИ не могут выступать иностранные юридические лица, иностранные граждане и лица без гражданства, а также юридические лица с иностранным участием в уставном фонде от 20% и более (п. 3.5 и 3.6 ст. 10 действующего Закона о СМИ). Это правило также должны выполнить СМИ, зарегистрированные и работавшие до его введения.

Существуют ограничения для юридических лиц, выполняющих функции редакции СМИ. В данном качестве не могут выступать коммерческие и некоммерческие организации с иностранным участием (п. 1.5, 1.6 ст. 15 действующего Закона о СМИ). Требование теперь распространяется на все СМИ независимо от времени регистрации (ст. 3 Закона N 110-З).

На выполнение указанных требований отводится 6 месяцев. В противном случае свидетельство о госрегистрации аннулируют, а СМИ исключат из Госреестра (ст. 3 3акона N 110-З).

Напомним, что Республика Беларусь может учреждать СМИ совместно с иностранным государством путем создания для этого организации, а также возложить на такую организацию функции редакции СМИ (п. 3.6 ст. 10, п. 1.5, 1.6 ст. 15 действующего Закона о СМИ).

2. Новые запреты для учредителей СМИ

Не смогут стать учредителями СМИ физические и юридические лица, выступавшие:

— учредителями СМИ, выпуск которых прекратился по решению суда, — в течение 5 лет (абз. 7 п. 6 ст. 1 Закона N 110-З). Пока этот срок составляет 3 года и касается только физических лиц (п. 3.3 ст. 10 действующего Закона о СМИ);

— владельцами интернет-ресурса или сетевого издания, к которым ограничивался доступ, — в течение 3 лет. Это новый запрет (абз. 9 п. 6 ст. 1 Закона N 110-З);

— участниками (собственниками имущества) организации, признанной экстремистской, — в течение 5 лет после вступления в силу решения суда о ее ликвидации. Это новый запрет (абз. 10 п. 6 ст. 1 Закона N 110-З).

3. Дополнительные основания для лишения аккредитации журналиста

Журналиста СМИ смогут лишить аккредитации, если он, среди прочего:

1) нарушил требования или не выполняет обязанностей, установленных ст. 34 и п. 2 ст. 52 Закона о СМИ в редакции Закона N 110-З, в частности:

— предусмотренных избирательным законодательством ограничений при проведении предвыборной агитации, агитации по поводу референдума, отзыва депутата Палаты представителей, члена Совета Республики;

— норм профессиональной этики или иных требований и обязанностей, определенных законодательными актами для журналистов;

2) использовал права журналиста в целях фальсификации информации, умышленного распространения недостоверной информации под видом достоверной, сбора информации в пользу третьего лица, в том числе юридического, не являющегося редакцией СМИ;

3) опорочил при распространении недостоверной информации гражданина или какую-либо категорию граждан, например, в связи с их политическими убеждениями, а также деловую репутацию юридического лица;

4) нарушил порядок аккредитации;

5) совершил любое другое умышленное противоправное деяние при осуществлении профессиональной деятельности (абз. 914 п. 18, абз. 36 п. 19 ст. 1 Закона N 110-З).

Журналиста также смогут лишить аккредитации, если порядок аккредитации нарушило юридическое лицо, на которое возложены функции редакции СМИ (абз. 7 п. 19 ст. 1 Закона N 110-З).

4. Больше запрещенной к распространению информации

В СМИ и на интернет-ресурсах запрещается публиковать (абз. 4, 5 п. 20 ст. 1 Закона N 110-З):

— результаты проведенного без аккредитации опроса общественного мнения по поводу общественно-политической ситуации в стране, республиканского референдума, выборов Президента, депутатов и членов парламента;

— гиперссылки на информационные сообщения и материалы, содержащие запрещенную к распространению в СМИ и на интернет-ресурсах информацию.

5. Обязательные гиперссылки при распространении информации в сети

При распространении в интернете информационных сообщений, материалов, которые ранее распространило другое СМИ, информационное агентство, интернет-ресурс, нужно будет проставлять гиперссылку. Правообладатель информационных сообщений или материалов сможет определить и разместить в открытом доступе другие условия их распространения (абз. 5 п. 13 ст. 1 Закона N 110-З).

Если информация распространяется не в сети, то по-прежнему требуется просто ссылка на первоисточник, если правообладатель не определяет иных условий распространения (абз. 4 п. 13 ст. 1 Закона N 110-З). Пока ссылки достаточно при любом распространении, в том числе в сети (п. 2, 3 ст. 17 действующего Закона о СМИ).

6. Прекращение выпуска СМИ по решению Мининформа

До последнего времени выпуск СМИ могло прекратить решение суда. С 26.06.2021 — также решение Мининформа (абз. 3 п. 22 ст. 1 Закона N 110-З, п. 1 ст. 51 действующего Закона о СМИ), если:

— юридическое лицо, выполняющее функции редакции СМИ, либо учредитель (учредители) СМИ, либо владелец сетевого издания получили два и более письменных предупреждения в течение года;

— Межведомственная комиссия по безопасности в информационной сфере обнаружила в продукции СМИ информационные сообщения или материалы, распространение которых способно нанести вред национальным интересам Республики Беларусь. Данное обстоятельство будет основанием для ограничения доступа к интернет-ресурсу, сетевому изданию (абз. 5п. 22, абз. 9 п. 23 ст. 1 Закона N 110-З).

7. Ограничение доступа к интернет-ресурсам, сетевым изданиям по постановлению прокурора

Генеральный прокурор, прокуроры областей, Минска будут вправе ограничить доступ к интернет-ресурсам и сетевым изданиям. Причиной такого решения может стать распространение сведений, направленных на пропаганду экстремистской деятельности или содержащих призывы к ней, а также распространение иной информации, способной нанести вред национальным интересам (абз. 18 п. 23 ст. 1 Закона N 110-З).

8. Ограничение доступа к копии интернет-ресурса

Мининформ сможет ограничить доступ к копии заблокированного интернет-ресурса. При ее выявлении направит уведомление о включении идентификатора копии в список идентификаторов интернет-ресурсов, доступ к которым ограничен.

9. Новое ограничение для названий сетевых изданий

Название сетевого издания должно будет совпадать с доменным именем интернет-ресурса. Несоблюдение этого требования станет основанием для отказа в регистрации издания (абз. 4 п. 7 ст. 1 Закона N 110-З). Напомним, что интернет-ресурс, не зарегистрированный в качестве сетевого издания, СМИ не является (ч. 2 п. 1 ст. 11 действующего Закона о СМИ).