Декрет N 3 признает утратившим силу Декрет от 31.08.2015 N 5 «Об иностранной безвозмездной помощи» (далее – Декрет N 5) и вступает в силу 27 августа 2020 года.

 Расширено понятие иностранной помощи

 Ранее под иностранной безвозмездной помощью (далее – иностранная помощь)  понимались деньги и товары, поступившие от иностранных отправителей <*>. Декрет N 3 к иностранной помощи также отнес товары, работы и услуги, которые получатели приобрели за деньги иностранной помощи и безвозмездно передали вторичным получателям <*>. 

На заметку
Товары, работы или услуги предоставляются вторичным получателям в порядке, предусмотренном планом целевого использования иностранной помощи <*>.

Изменено понятие получателей иностранной помощи, дополнены ее отправители

 Получателями иностранной помощи будут признаваться только те лица, которые получили ее непосредственно от отправителей. Те, кто получил иностранную помощь от другого получателя, будут считаться вторичными получателями <*>.

В перечень отправителей иностранной помощи добавлены межгосударственные образования <*>.

Изменены цели использования иностранной помощи

 Декрет N 3 установил новые цели и исключил некоторые ранее возможные цели.

Так, иностранную помощь можно будет использовать <*>:

— для приобретения лекарств и медицинских изделий, расходных материалов для их обслуживания;

— оплаты медицинских услуг, санаторно-курортного лечения и оздоровления населения;

— обеспечения пожарной, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

— обучения и повышения квалификации работников госучреждений, в т.ч. госорганов;

— установки очистных сооружений, создания объектов по использованию отходов, объектов обезвреживания, захоронения отходов, внедрения альтернативных источников энергии;

— проведения госучреждениями международных и республиканских мероприятий (соревнований, конференций, семинаров, конгрессов);

— оплаты общехозяйственных расходов, связанных с содержанием аппарата управления юрлица, ИП и обеспечением их деятельности, согласно перечню, определяемому Управлением делами Президента.

На заметку
Физлица могут использовать иностранную помощь в т.ч. для личных целей <*>.

Декрет N 3 не предусматривает использование иностранной помощи <*>:

— для проведения научных исследований, разработок, обучения и реализации научно-исследовательских программ;

— содействия охране историко-культурного наследия, развития изобразительного и иных видов искусств, проведения культурных мероприятий, развития и поддержки народного творчества, народных промыслов;

— развития особо охраняемых природных территорий, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

— обеспечения исполнения наказаний, профилактики правонарушений и пропаганды законопослушного образа жизни.

Обратите внимание!
Использовать иностранную помощь на цели, прямо не предусмотренные Декретом N 3, возможно. Но для этого нужно получить согласование Межведомственной комиссии по вопросам иностранной безвозмездной помощи <*>.

Некоторые цели использования иностранной помощи Декрет N 3 уточнил и дополнил. Например, ранее была цель – для развития физкультуры и спорта, сейчас — прописано конкретное имущество, которое организации в сфере физкультуры и спорта могут получить или приобрести в качестве помощи <*>.

 За регистрацию иностранной помощи будет взиматься плата

 Юрлица и ИП должны будут уплатить за регистрацию 0,5% от суммы (стоимости) полученной  иностранной помощи, которая не освобождена от налогов, сборов (пошлин). За регистрацию помощи, которая полностью освобождена от налогов, сборов (пошлин), платить не надо <*>.

Отменен запрет на предоставление некоторых товаров в качестве иностранной помощи

 Так, снят запрет на предоставление <*>:

— изделий медицинского назначения с остаточным сроком службы менее 1 года;

— медицинской техники с остаточным сроком службы менее пяти лет.

Закреплены меры по защите денег на благотворительных счетах

 В отношении денег, которые зарегистрированы как иностранная помощь и находятся на благотворительных счетах, запрещено <*>:

— обращать взыскание по исполнительным и иным документам, по которым деньги списывают в бесспорном порядке;

— налагать арест;

— приостанавливать операции по благотворительному счету.

Обратите внимание!
Эти правила не действуют в случаях <*>:
— предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности, распространения оружия массового поражения;
— когда вид взыскания по исполнительному или иному документу соответствует целевому назначению средств, находящихся на данном благотворительном счете.

Порядок  поступления иностранной помощи, ее регистрации и учета будет подробнее урегулирован Совмином совместно с Управлением делами Президента и Нацбанком <*>.

Обратите внимание!
Если получатели подали заявления о регистрации иностранной помощи до вступления в силу Декрета N 3 и решения по ним не приняты, такие заявления будут рассматривать в соответствии с Декретом N 3 <*>.

Налогообложение

Иностранная помощь, подлежащая регистрации в соответствии с Декретом N 3. может быть освобождена от налогов, сборов (пошлин) по решению Управления делами Президента Республики Беларусь либо Межведомственной комиссией. Орган, принимающий решение об освобождении, определяется в зависимости от цели использования помощи <*>.

Помощь, которая направляется на оплату общехозяйственных расходов, не освобождается от налогообложения <*>.

Освобождение может быть предоставлено по следующим налогам: 

НДС

Иностранная помощь может освобождаться:

1) от таможенного НДС — при ввозе на территорию Беларуси юрлицами и предпринимателями товаров, получаемых в качестве помощи <*>;

2) от НДС в части оборотов по дальнейшей безвозмездной передаче получателем (вторичным (последующим) получателем) <*>:

— иностранной помощи в виде товаров, ввезенных на территорию Беларуси и освобождаемых от таможенного НДС;

— товаров (имущества), работ, услуг, приобретаемых (оплачиваемых, выполняемых, оказываемых) за счет денежных средств, подлежащих регистрации в качестве иностранной помощи и освобождаемых от налогов, сборов (пошлин). При этом положения п. 15 ст. 133 НК (определяет порядок вычета сумм «входного» НДС, приходящихся на обороты по безвозмездной передаче) получателем (вторичным (последующим) получателем) не применяются.

 Налог на прибыль

Иностранная помощь может быть освобождена от налога на прибыль, обязанность по уплате которого возникает:

— у получателей помощи, – в части денежных средств, стоимости товаров (имущества), полученных в качестве иностранной помощи (за исключением помощи в виде беспроцентных займов, товаров (имущества), предоставленных в безвозмездное пользование);

— вторичных (последующих) получателей, – в части денежных средств, стоимости товаров (имущества), полученных в качестве иностранной помощи, стоимости безвозмездно полученных товаров (имущества), выполненных работ, оказанных услуг на территории Республики Беларусь, оплаченных получателями за счет зарегистрированных в качестве иностранной помощи денежных средств отправителей <*>.

Не освобожденная от налогообложения иностранная помощь включается в состав внереализационных доходов: получателями в причитающемся им размере – на дату выдачи удостоверения; вторичными (последующими) получателями в причитающемся им размере – на дату фактического получения таких доходов <*>.

В случае неосвобождения иностранной помощи за ее регистрацию с получателей взимается плата <*>,  которую в налоговом учете ее получателей следует относить в состав внереализационных, т.к. такие расходы:

— непосредственно не связаны с производством и реализацией, но возникают у получателей иностранной помощи при осуществлении своей деятельности;

— не поименованы в статье 173 НК как не учитываемые при налогообложении прибыли.

Налог при УСН

За освобождением от налогообложения могут обращаться также получатели иностранной помощи, применяющие УСН <*>.

От налога при УСН освобождение может быть предоставлено <*>:

— получателям — в части денежных средств и стоимости товаров (имущества), которые получены в качестве иностранной помощи, кроме беспроцентных займов, а также товаров (имущества), предоставленных в безвозмездное пользование;

— вторичным (последующим) получателям — в части денежных средств, стоимости товаров (имущества), полученных в качестве иностранной помощи, стоимости безвозмездно полученных товаров (имущества), выполненных работ, оказанных услуг на территории Республики Беларусь, которые оплачены получателями в порядке согласно плану целевого использования иностранной помощи за счет зарегистрированных в качестве такой помощи денежных средств отправителей.

Отметим, что сведения о применении освобождения от налога при УСН необходимо указывать в приложении к декларации по налогу при УСН «Сведения о размере и составе использованных льгот» <*>.

Если иностранная помощь, подлежащая регистрации, не освобождена от налогообложения, плата за ее регистрацию не учитывается в налоговой базе налога при УСН, т.к. является внереализационными расходами. А сумма такой помощи, причитающаяся получателям, включается в налоговую базу налога при УСН в составе внереализационных доходов. При этом получатели облагают сумму иностранной помощи на дату выдачи удостоверения, а вторичные (последующие) получатели — на дату фактического получения таких доходов. Ставка налога при УСН в отношении данной суммы помощи составляет 16%, независимо от основной применяемой ставки (3% или 5%) <*>.

Единый налог с ИП

Освобождение от налогообложения иностранной помощи может быть предоставлено также получателям – ИП, уплачивающим единый налог с ИП и иных физлиц (далее – единый налог): <*>.

— у получателей – в части денежных средств, стоимости товаров (имущества), которые получены в качестве иностранной помощи, за исключением беспроцентных займов, товаров (имущества), предоставленных в безвозмездное пользование;

— у вторичных (последующих) получателей – в части денежных средств, стоимости товаров (имущества), полученных в качестве иностранной помощи, стоимости безвозмездно полученных товаров (имущества), выполненных работ, оказанных услуг на территории Республики Беларусь, оплаченных получателями в порядке согласно плану за счет зарегистрированных в качестве иностранной помощи денежных средств отправителей.

В случае если иностранная помощь не освобождена от налогообложения, причитающаяся ИП-получателям сумма такой помощи включается в состав внереализационных доходов на дату выдачи удостоверения. Вторичные (последующие) получатели включают причитающуюся им сумму во внереализационных доходы на дату фактического получения таких доходов. У ИП – плательщиков единого налога сумма внереализационных доходов учитывается для целей определения размера превышения валовой выручки над сорокакратной суммой единого налога за соответствующий отчетный период <*>.

Подоходный налог

Иностранная помощь, полученная ИП, подлежит регистрации <*>.

Иностранная помощь, полученная физлицами (не ИП), подлежит регистрации, только если эти лица хотят получить освобождение от подоходного налога <*>.

За освобождением от подоходного налога могут обратиться получатели помощи – ИП — «подоходники» и физлица <*>.

От налогообложения может быть освобождена помощь <*>:

— в полученном размере;

— в размере стоимости товаров (имущества), работ, услуг, приобретаемых (оплачиваемых, выполняемых, оказываемых) в порядке согласно плану целевого использования помощи, за счет денежных средств, подлежащих регистрации в качестве помощи (за исключением доходов в виде вознаграждений за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия (бездействие), выплачиваемых физическим лицам из средств помощи).

В случае неосвобождения иностранной помощи от налогообложения с ее получателей – ИП за регистрацию будет взиматься плата <*>. Полагаем, указанные расходы ИП может учесть в составе внереализационных <*>.

Не освобожденная от налогообложения помощь включается ИП в состав внереализационных доходов <*>:

— получателями в причитающемся им размере – на дату выдачи Департаментом удостоверения, которое подтверждает регистрацию этой помощи;

— вторичными (последующими) получателями в причитающемся им размере – на дату фактического получения таких доходов.

Налогообложение помощи физлиц, не подлежащей регистрации, производится в порядке, установленном ст. 219 НК <*>.