Филимонова Елена Владимировна

руководитель главного управления нормотворческой деятельностив сфере государственного строительства Министерства юстиции

Деятельность служб «одно окно» ведется местными исполнительными и распорядительными органами, другими госорганами (организациями) достаточно давно. Что принципиально меняется в деятельности указанных служб с 27.11.2018?

Первое и ключевое для служб «одно окно» — это единая основа для их работы, прежде всего правовая, которую представляет собой Указ № 202. При этом единая правовая база, которая установлена в положениях Указа № 202, предполагает различные формы организации деятельности местной власти по осуществлению административных процедур, что на данном этапе развития службы «одно окно» закономерно и правильно. Правовое регулирование должно идти от жизни и отвечать реалиям сегодняшнего дня, базироваться на имеющихся возможностях и приоритетах, а также создавать условия для дальнейшего развития и совершенствования. Как раз Указ № 202 учитывает всевозможные формы работы, которые сложились в настоящее время. Именно поэтому Указом № 202 большая часть полномочий передана облисполкомам и Мингорисполкому, которые согласно данному документу осуществляют координацию деятельности нижестоящих исполнительных и распорядительных органов по вопросам создания и функционирования службы «одно окно» на соответствующей территории. Сегодня от активности и ответственного отношения местных органов власти во многом зависит имплементация Указа № 202 и те фактические улучшения, которые произойдут с учетом всех местных особенностей и возможностей. Ведь Указом № 202 предусмотрено, что расходы по созданию, организации деятельности и функционированию службы «одно окно» производятся в пределах средств, предусмотренных государственным органам, в которых создается служба «одно окно», в соответствующем бюджете на функционирование таких государственных органов, а также за счет иных источников, не запрещенных законодательством.

Второе – это важное государственное решение о возложении на Министерство юстиции функции общей координации деятельности государственных органов, иных организаций, службы «одно окно» по вопросам осуществления административных процедур. Минюст поступательно проводит работу в сфере административных процедур для выработки дальнейших предложений по ее совершенствованию. Изучение практики применения Указа № 202 покажет будущие ориентиры, которые, несомненно, должны отвечать потребностям граждан и общества по упрощению административных процедур, сокращению требуемых для их осуществления документов, сроков их выполнения и др. И здесь Минюст планирует работать совместно с другими госорганами, организациями для достижения общих целей, поставленных Главой государства в программных документах, направленных на дебюрократизацию госаппарата и повышение качества обеспечения жизнедеятельности населения.

Что меняется для заявителей (граждан, юрлиц и ИП) при обращении и совершении административных процедур через «одно окно»?

Во-первых, всем заинтересованным лицам гарантировано выполнение через службу «одно окно» любой из 105 процедур (сгруппированных в 84 пункта) в отношении физических или юридических лиц, включенных в установленный Правительством перечень. Ранее количество процедур, осуществляемых под вывеской службы «одно окно», рознилось и не всегда было понятно, какие именно процедуры совершаются через службу. В этой части внесена ясность постановлением Совмина от 17.10.2018  № 740.

Во-вторых, Указом № 202 установлено, что не допускается направление заинтересованных лиц (гражданина или представителя юрлица, ИП) для получения консультаций в уполномоченные органы при их обращении в службу «одно окно». Эта норма призвана исключить перенаправление обратившегося лица в иные структуры прежде всего в том, что касается оформления документов. Более того, прямо установлено оказание бесплатной консультативной помощи по вопросам подготовки документов, необходимых для осуществления административных процедур, бесплатное предоставление предусмотренных законодательством об административных процедурах форм (бланков) документов, необходимых для обращения за осуществлением данных процедур, разъяснение порядка заполнения и представления документов.

В-третьих, что важно также для лиц с ограниченными возможностями, это требование, чтобы в здании, в котором располагается служба «одно окно», было обеспечено формирование безбарьерной среды для инвалидов в целях их беспрепятственного доступа к местам приема. Территория, прилегающая к зданию, в котором располагается служба «одно окно», либо находящаяся в непосредственной близости от него, оборудуется достаточным количеством бесплатных парковочных мест для транспорта посетителей службы «одно окно», в том числе для транспортных средств инвалидов. В здании, в котором располагается служба «одно окно», либо в непосредственной близости от него должна быть создана возможность внесения платы, взимаемой при осуществлении административных процедур.

В-четвертых, требования к помещениям в целом ориентируют на создание более комфортных условий для граждан. В помещении должна быть обеспечена надлежащая организация мест ожидания гражданами приема, включая обеспечение посетителей достаточным количеством сидячих мест, питьевой водой, иными удобствами, а также приняты меры по сокращению времени ожидания в очереди при обращении за осуществлением административных процедур. Кроме того, в месте ожидания гражданами приема может быть организовано рабочее место с персональным компьютером для обеспечения возможности подачи заявления об осуществлении административной процедуры в электронной форме гражданином самостоятельно либо при содействии работника службы «одно окно».

В-пятых, что еще важно для удобства населения, в рабочие дни прием заинтересованных лиц должен начинаться не позднее 8:00 или завершаться не ранее 20:00. При этом хотя бы один рабочий день в неделю прием заинтересованных лиц должен заканчиваться не ранее 20:00. Прием по субботам и (или) воскресеньям должен осуществляться, если это необходимо, с учетом количества и специфики обращений.

Продолжат ли иные госорганы (организации) совершать административные процедуры, предусмотренные
Указом № 200 и постановлением Совмина № 156, не вошедшие в перечень?

Осуществление всех административных процедур, содержащихся в Указе № 200 и постановлении Совмина № 156, должно обеспечиваться в установленном порядке. В тех случаях, когда процедуры осуществляются через службы «одно окно», Указом № 202 предусмотрено, что прием заявлений заинтересованных лиц об осуществлении данных процедур и выдача административных решений могут осуществляться на альтернативной основе в службе «одно окно», уполномоченных органах, расчетно-справочных центрах, иных организациях. В случаях если административная процедура не находится в перечне осуществляемых через службу «одно окно», сохранится прежний порядок.

Как организовано дополнительное информирование потенциальных заявителей?

С учетом стремительного развития информационно-коммуникационных технологий одним из наиболее эффективных способов видится предоставление всей необходимой информации на сайтах местных исполнительных и распорядительных органов, чтобы люди еще до обращения в службу «одно окно», не выходя из дома, смогли с ней ознакомиться.

Помимо этого, разумеется, в службе «одно окно» предусматриваются места информирования, предназначенные для ознакомления граждан с информационными материалами. Они также оборудуются информационными стендами, на которых должна располагаться следующая информация:

— о структуре уполномоченного органа, его руководителе и заместителях руководителя;

— режиме работы уполномоченного органа и графике приема заинтересованных лиц;

— наименованиях административных процедур, осуществляемых уполномоченным органом;

— перечнях документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, а при необходимости — о порядке их заполнения и представления заинтересованными лицами;

— перечнях самостоятельно запрашиваемых уполномоченным органом документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры, не включенных в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами;

— сроках осуществления административных процедур, сроках действия справок или других документов, выдаваемых при осуществлении административных процедур, а также о размере платы, взимаемой при осуществлении административных процедур, или порядке ее определения;

— порядке подачи заявлений об осуществлении административных процедур в электронной форме;

— месте нахождения, номере служебного телефона, фамилии, собственном имени, отчестве (если таковое имеется), должности работника уполномоченного органа, осуществляющего прием заинтересованных лиц;

— наименовании, месте нахождения и режиме работы вышестоящего государственного органа (вышестоящей организации).

Кроме того, на стендах должны размещаться образцы наиболее часто используемых заявлений для осуществления административных процедур, информация об отделениях банков, расположенных в непосредственной близости от здания, в котором располагается служба «одно окно», контактный номер телефона должностного лица, уполномоченного на осуществление непосредственного руководства организацией деятельности службы «одно окно», единый справочно-информационный номер по оказанию консультативной помощи по вопросам осуществления админпроцедур.

Такая информация может содержаться в электронном виде в специально предназначенном для информирования граждан электронном устройстве, находящемся в месте информирования граждан в помещении службы «одно окно».

 Какой единый справочно-информационный номер службы «одно окно» для оказания консультативной  помощи по вопросам осуществления административных процедур?

Единый справочно-информационный номер службы «одно окно» — 142.