Согласно новому КоАП, действующему с 1 марта 2021 года, административная ответственность за некоторые правонарушения смягчена, по части нарушений размеры штрафов остались неизменны, а часть статей из действующего КоАП в новом отсутствует.

К примеру, в новом КоАП отсутствует административная ответственность:

— за нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при наступлении сроков уплаты налогов, сборов (пошлин) и просрочке более 2 рабочих дней при совершении административного правонарушения должностным лицом юрлица, более 5 рабочих дней — иным физлицом, не являющимся ИП <*>;

— отсутствие при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг документа об уплате единого налога или справки <*>. Напомним, что обязанность хранить в местах осуществления деятельности документы об уплате единого налога с ИП и иных физлиц отменена с 01.01.2021 <*>.

Снижен верхний предел штрафа за воспрепятствование проведению проверки. С 01.03.2021 данное правонарушение влечет наложение штрафа в размере от 10 до 30 БВ. В настоящее время размеры штрафа за это нарушение составляют от 10 до 50 БВ <*>.

За неисполнение письменного требования (предписания) пределы штрафа не меняются. Как и ранее, он налагается в размере до 20 БВ, а предупреждение  не применяется <*>.

Следует отметить, что такая мера, как предупреждение исключено из числа взысканий за нарушения. Это связано с тем, что предупреждение отнесено к профилактическим мерам воздействия и применятся как одно из общих условий освобождения от административной ответственности <*>.

Ответственность за нарушения против порядка налогообложения определена гл. 14 нового КоАП. Напомним, в КоАП, действ. до 01.03.2021, ответственность за данные нарушения предусмотрена гл. 13.

Терминология определения плательщика, налога, сбора (пошлины), налоговой декларации (расчета), дня назначения проверки, размера базовой величины, а также методика сложения налогов для целей наложения административной ответственности по сравнению с КоАП, действ. до 01.03.2021, не изменились <*>. При этом в новом КоАП предусмотрено дополнительное примечание 7 к гл. 14, устанавливающее, что не признается административным правонарушением против порядка налогообложения нарушение, которое допущено вследствие исполнения разъяснений уполномоченных государственных органов, полученных в письменной или электронной форме. Однако эта норма действует и сейчас на основании п. 17 ст. 4 Закона N 159-З.

Штраф за осуществление деятельности без постановки на учет в налоговом органе на юрлицо снижен с 20% до 10% от доходов, полученных в результате осуществления деятельности без постановки на учет в налоговом органе, и определяется только за каждый полный месяц просрочки (ст. 14.1 нового КоАП, ст. 13.2 КоАП, действ. до 01.03.2021).

Административная ответственность за нарушение срока представления налоговой декларации (расчета) на должностных лиц организаций не меняется. При этом исключено указание в санкции ИП. Однако исходя из норм ч. 1 ст. 4.6 нового КоАП за данное правонарушение ИП несет административную ответственность в соответствии с санкцией, предусмотренной для физлица. При просрочке не более 3 рабочих дней  — штраф в размере до 1 БВ, при просрочке более 3 рабочих дней  —  в размере 2 БВ с увеличением его на 0,5 БВ за каждый полный месяц просрочки, но не более 10 БВ. За повторное нарушение – штраф на ИП в размере 3 БВ за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 20 БВ <*>.

Вдвое снижены верхние пределы штрафа за отсутствие у налогового агента учета начисленных или выплаченных (выданных в натуральной форме) плательщику доходов либо неотражение (неполное отражение) налоговым агентом в учете выплаченных (выданных в натуральной форме) доходов, повлекшие за собой доначисление сумм налогов, сборов (пошлине):  на ИП — с 50 БВ до 25 БВ,  на юрлицо — с 100 БВ до 50 БВ <*>.

За непредставление документов и иных сведений для осуществления налогового контроля либо представление недостоверных сведений исключен нижний порог предела штрафа. Штраф будет налагаться в размере до 20 БВ <*>.

Увеличен размер неуплаты взносов в бюджет ФСЗН, при котором налагается штраф. С 01.03.2021 это сумма более 20 БВ. Ранее таким порогом являлась сумма более 10 БВ. Административная ответственность применяется к должностным или иным уполномоченным лицам плательщика либо ИП или иным физлицам, предоставляющим работу гражданам по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам. Ранее меры ответственности применялись и к юрлицу <*>.

Размеры штрафов за неуплату (неполную уплату) налогов, сборов (пошлин), а также за невыполнение (выполнение не в полном объеме) налоговым агентом обязанности по удержанию, перечислению сумм налогов, сборов (пошлин) не меняются <*>.  При этом дополнено условие непризнания указанных нарушений административным правонарушением. Так, административная ответственность не применяется, если налоговое обязательство не исполнено по причине отсутствия не только денежных средств на текущих (расчетных) банковских счетах, но также электронных денег в электронных кошельках, достаточных для исполнения обязательства. Сохранено условие неприменения ответственности при подаче уточенной декларации (расчета) и уплате (удержании и перечислении) суммы налога  до назначения проверки, в результате которой могут быть обнаружены эти нарушения, по камеральным проверкам, — до составления акта. При этом дополнено, когда акт камеральной проверки не составляется, внесение корректировок в декларацию и уплата (удержание и перечисление) налогов должны быть произведены до начала ведения административного процесса <*>.

Кроме того, установлены условия неприменения административной ответственности в случаях:

—  непредставления декларации по НДС и неуплаты (неполной уплаты) НДС иностранной организацией по оказанию услуг в электронной форме физлицам (в т.ч. ИП), приобретающим услуги в электронной форме в Республике Беларусь, если просрочка составила не более 30 рабочих дней <*>.

непредставления должностным или иным уполномоченным лицом или ИП документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения,  если просрочка составила не более 3 рабочих дней <*>.

представления ЭСЧФ позже установленного срока, но до подачи декларации по НДС за соответствующий отчетный период <*>. Например, по общему правилу ЭСЧФ нужно выставить (направить) не позднее 10-го числа, следующего за месяцем, в котором состоялась реализация объектов <*>. В соответствии с новым КоАП плательщика не накажут, если он выставит (направит) ЭСЧФ позже 10-го числа, но до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, к которому относится строка 3 ЭСЧФ.

Следует также отметить, что для цели непризнания административным правонарушением неуплаты (неполной уплаты) налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, неисполнения (ненадлежащего исполнения) иных обязательств продлен срок устранения нарушений либо возмещения причиненного вреда. По КоАП, действ. до 01.03.2021, данный срок составляет не позднее 3 рабочих дней со дня подписания акта проверки, проведенной в соответствии с законодательными актами, а также международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС <*>. С 01.03.2021 для этой цели устранить нарушения, возместить причиненный вред необходимо не позднее 10 рабочих дней со дня вручения проверяющим (руководителем проверки) или направления проверяемому лицу (его представителю) акта проверки, проведенной в соответствии с законодательными актами, а также международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС, или обнаружения административного правонарушения (в случаях, когда проверка не проводилась) <*>.