Дмитрий Вощило

юрист юридической компании ООО "Экономические споры", медиатор

ООО «ЮрСпектр» 25.10.2023 провело аудиториум ilex на тему «Новый Кодекс Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности: краткий обзор». Лектором выступил Вощило Дмитрий Генрихович, юрист юридической компании «Экономические споры», медиатор, судья третейского суда «Экономические споры». В данном материале освещены ответы лектора на вопросы участников по изменениям в строительстве с 23.07.2024 в связи со вступлением в силу нового Кодекса об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (далее — Градостроительный кодекс).

Вопрос 1: Нужна ли будет проектная документация (далее — ПД) для проведения работ по демонтажу подземного кабеля?

Ответ: Да, разработка ПД по данным видам работ необходима. Возведение, реконструкция, модернизация, техническая модернизация, капитальный ремонт, снос объекта, ремонтно-реставрационные работы осуществляются в установленном порядке на основе разработанной, согласованной, прошедшей госстройэкспертизу (при необходимости) и утвержденной проектной документации, когда ее разработка является обязательной (ч. 1 п. 1 ст. 72 Градостроительного кодекса).

В соответствии с п. 7 Инструкции о видах строительства N 66 под модернизацией понимается выполнение строительно-монтажных работ, связанных с повышением потребительских качеств капитальных строений (зданий, сооружений), инженерных и транспортных коммуникаций, их частей и (или) элементов, в том числе в рамках создания безбарьерной среды, с подключением к сетям распределительной инженерной инфраструктуры, с переносом и (или) установкой перегородок без изменения назначения капитальных строений (зданий, сооружений) в существующих габаритах капитальных строений (зданий, сооружений), инженерных и транспортных коммуникаций.

Таким образом, демонтаж подземного кабеля относится к такому виду строительства, как модернизация. В соответствии с ч. 1 п. 1 ст. 72 Градостроительного кодекса модернизация осуществляется на основании проектной документации.

Вопрос 2: При проведении обследования помещения электрощитовой, которая состоит из 3 секций, выявлена необходимость разборки одной из секций. Оставшаяся часть здания требует текущего ремонта. Необходима ли с 23.07.2024 разрешительная документация на проведение данных работ?

Ответ: При проведении текущего ремонта разрешительная документация не требуется (подп. 3.2 ст. 83 Градостроительного кодекса).

Возведение, реконструкция, модернизация, техническая модернизация, капитальный ремонт, снос объекта, ремонтно-реставрационные работы осуществляются в установленном порядке на основе разработанной, согласованной, прошедшей госстройэкспертизу (при необходимости) и утвержденной проектной документации, когда ее разработка является обязательной (ч. 1 п. 1 ст. 72 Градостроительного кодекса).

В соответствии с п. 7 Инструкции о видах строительства N 66 под модернизацией понимается выполнение строительно-монтажных работ, связанных с повышением потребительских качеств капитальных строений (зданий, сооружений), инженерных и транспортных коммуникаций, их частей и (или) элементов, в том числе в рамках создания безбарьерной среды, с подключением к сетям распределительной инженерной инфраструктуры, с переносом и (или) установкой перегородок без изменения назначения капитальных строений (зданий, сооружений) в существующих габаритах капитальных строений (зданий, сооружений), инженерных и транспортных коммуникаций.

Таким образом, разборка одной секции электрощитовой относится к такому виду строительства, как модернизация. В соответствии с ч. 1 п. 1 ст. 72 Градостроительного кодекса модернизация осуществляется на основании проектной документации.

Вопрос 3: Согласно Градостроительному кодексу работы по монтажу всех видов оборудования подпадают под определения «строительство» и «строительно-монтажные работы» (далее — СМР). Значит ли это, что при монтаже оборудования и (или) выполнении пусконаладочных работ необходимо будет заключать договор стройподряда по Правилам N 1450 и формировать стоимость таких работ в соответствии с Положением N 1553?

Ответ: В настоящее время термины «строительство» и «строительно-монтажные работы» не предусматривают монтажа всех видов оборудования. Исключение — замена (установка нового) технологического оборудования, которое входит в понятие «техническая модернизация». После вступления Градостроительного кодекса в законную силу монтаж всех видов оборудования будет входить в определенный вид строительства. В связи с этим, полагаем, что при заключении договора строительного подряда на монтаж оборудования необходимо определять вид строительства.

Правила N 1450 регулируют отношения между заказчиком и подрядчиком в строительной деятельности при заключении и исполнении договоров строительного подряда (п. 1 Правил N 1450). Соответственно, при заключении и исполнении договора строительного подряда необходимо руководствоваться Правилами N 1450.

На основании сметной документации формируется неизменная договорная (контрактная) цена на выполнение строительных, специальных, монтажных, пусконаладочных работ.

Если установлена неизменная цена, применяются нормы Положения N 1553, если цена твердая или приблизительная — нормы Гражданского кодекса (ст. 79 Градостроительного кодекса).

Положение N 1553 определяет порядок формирования неизменной договорной (контрактной) цены на выполнение подрядных работ и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов, за исключением подрядных работ по объектам текущего ремонта (п. 1 Положения N 1553). Кроме того, неизменная цена не применяется при строительстве на объектах «Великий камень», а также когда отсутствует необходимость госзакупок (закупок) (п. 3, 4 Положения N 1553; ч. 2 п. 6 постановления N 1553).

Таким образом, если монтаж оборудования в рамках определенного вида строительства (кроме текущего ремонта) будет осуществляться по итогам госзакупок (закупок), то подлежит применению неизменная цена. А если необходимость проведения госзакупок (закупок) отсутствует, то применяется твердая или приблизительная цена согласно нормам Гражданского кодекса.

Вопрос 4: Планируется проведение текущего ремонта помещения с заменой керамической плитки площадью 100 м2. Может ли с 23.07.2024 заказчик проводить технический надзор самостоятельно без наличия аттестата соответствия. Обязательно ли привлечение аттестованного инженера технадзора за дополнительную плату?

Ответ: Минстройархитектуры в пределах своей компетенции определяет порядок осуществления технического надзора (подп. 1.29 ст. 22 Градостроительного кодекса). Заказчик, застройщик осуществляют технический надзор самостоятельно или привлекают для этого на договорной основе инженера (инженерную организацию). Технический надзор осуществляется заказчиком, застройщиком, инженером (инженерной организацией) при наличии соответствующих аттестатов соответствия (п. 7 Инструкции о технадзоре N 40).

С 23.07.2024 при выполнении работ по текущему ремонту объекта, финансируемых за счет средств республиканского и (или) местного бюджета, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, областных, Минского городского исполнительных комитетов, проведение технического надзора является обязательным. При выполнении работ по текущему ремонту объекта, финансируемому за счет собственных средств заказчика, застройщика, технический надзор проводить необязательно (абз. 3 ч. 2 п. 1, абз. 4 ч. 3 п. 3 ст. 124 Градостроительного кодекса).

Таким образом, при выполнении работ по текущему ремонту объекта, финансируемых за счет средств республиканского бюджета и других приравненных к нему средств, проведение технического надзора обязательно. А при выполнении работ по текущему ремонту объекта, финансируемому за счет собственных средств заказчика, проведение технического надзора необязательно. При этом для проведения технического надзора обязательно наличие соответствующих аттестатов соответствия. Привлекать аттестованного инженера технадзора за дополнительную плату необязательно, т.к. технический надзор вправе осуществлять самостоятельно заказчик, застройщик при наличии соответствующего аттестата соответствия при условии, что работы выполняют подрядные организации, а не сам заказчик, застройщик (п. 1 ст. 121 Градостроительного кодекса).

Вопрос 5: По условиям договора поставки поставляет кондиционер в эксплуатируемое здание, осуществляет его установку и пусконаладочные работы одна фирма. Будет ли с 23.07.2024 установка кондиционера с пусконаладочными работами являться СМР? Нужно ли в данном случае оформлять договор стройподряда? Нужна ли проектная документация?

Ответ: Если установка оборудования осуществляется без монтажа, то заключается договор поставки и ответственность за установку несет поставщик. Если установка оборудования осуществляется с монтажом и пусконаладкой, то это уже модернизация. Следовательно, заключается договор стройподряда и ответственность за установку несет подрядчик в соответствии с Правилами N 1450. Среди прочего необходимо разработать, согласовать и утвердить проектную документацию.

Вопрос 6: Как обосновать, что строительная авария — это не результат некачественно произведенных СМР подрядчиком? Сложность, что редкий заказчик оформит это как строительную аварию. Что делать, если заказчик заявит требование к подрядчику приступить к устранению недостатков в гарантийный период?

Ответ: Строительная авария может возникнуть по 2 причинам, которые привели к обрушению и повреждению объекта, его частей (п. 1 ст. 98 Градостроительного кодекса):

— техногенные (конструктивные, производственные, технологические, эксплуатационные) причины;

— природно-климатические воздействия (землетрясения, ветровой напор, снеговая нагрузка), интенсивность которых не превышала расчетных нагрузок.

При этом каждый случай индивидуальный, наличие строительной аварии необходимо доказать.

При выявлении недостатков заказчик вызывает для составления дефектного акта подрядчика, который в течение 5 календарных дней обязан направить своего представителя для участия в составлении дефектного акта, согласования сроков и порядка устранения дефектов (п. 52 Правил N 1450). Подрядчику необходимо в дефектном акте зафиксировать возражения, что недостатки — это не вина подрядчика, а повреждения вследствие строительной аварии.

Вопрос 7: Как будут регулироваться закупки за счет собственных средств для строительства? Утратит ли силу норма Декрета N 7 о том, что не применяются установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве в случае осуществления закупок без привлечения полностью или частично средств бюджета и других приравненных средств?

Ответ: Все нормы в области закупок в Градостроительном кодексе отсылочные. Действует соответствующее законодательство о закупках. В связи со вступлением в законную силу Градостроительного кодекса подп. 4.4 Декрета N 7 утратит свою юридическую силу (ст. 125 Градостроительного кодекса).

Вместе с тем в настоящее время действует постановление N 229, которое регулирует порядок проведения закупок товаров (работ, услуг) при строительстве с привлечением полностью или частично средств внешних государственных займов и внешних займов под гарантии Совмина, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совмина, облисполкомов и Мингорисполкома (п. 3 приложения 1 к постановлению N 229).

Кроме того, в соответствии с абз. 3 п. 6 Правил N 1450 условия договора формируются при проведении подрядных торгов — в соответствии с условиями и результатами подрядных торгов, а при отсутствии оснований для проведения подрядных торгов — по соглашению сторон. Таким образом, полагаем, закупка товаров при строительстве объектов, финансируемых за счет собственных средств (кроме кредитов, займов под гарантии Совмина, исполкома), осуществляется на основании ЛПА, утверждаемых руководителями организаций.

Указанные нормы, полагаем, будут продолжать действовать, если в развитие Градостроительного кодекса законодательством о закупках не будет установлено иное.