Постановлением Минфина от 28.12.2022 N 64 (далее — Постановление N 64) утвержден Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Запасы» (далее — Стандарт «Запасы» ) и внесены изменения в целый ряд нормативных актов, тем или иным образом регламентирующих бухучет запасов.

Постановление N 64 вступает в силу с 01.01.2023. Одновременно Инструкция N 133 прекращает свое действие.

Первое, что обращает на себя внимание, это существенно меньший объем Стандарта «Запасы» по сравнению с Инструкцией N 133, регулировавшей учет запасов до его принятия. Радикальных изменений в том, что касается непосредственно самого бухучета, не произошло, но то, как изложен Стандарт «Запасы», принципиально отличается от Инструкции N 133.

Стандарт «Запасы» — это документ, определяющий основные концептуальные подходы к учету запасов. Законодатель уходит от излишней детализации состава тех или иных затрат, не углубляется в нюансы учета отдельных видов запасов или хозопераций, не дублирует нормы иных НПА (Инструкция N 50 и др.). Так, например, счета бухучета не упоминаются вообще.

Таким образом, организации получают большие полномочия — самостоятельно определять особенности, связанные со спецификой их деятельности. Главное, чтобы закрепленные в учетной политике методы и способы не противоречили действующему законодательству.

Справочно
Отраслевые и иные особенности учета устанавливают соответствующие госорганы в рамках своей компетенции.

Отличается Стандарт «Запасы» от Инструкции N 133 и по структуре. В нем всего четыре главы: первая раскрывает значение терминологии, следующие две посвящены условиям признания запасов и их оценке, последняя — моменту прекращения признания.

В Стандарте «Запасы» дано определение запасов, в котором нет стоимостных критериев. Привязка идет к сроку получения экономических выгод от использования актива: не более 12 месяцев или в течение обычного операционного цикла, превышающего этот срок. Последний термин означает период времени от момента поступления запасов до реализации их или новых запасов (работ, услуг), для производства которых поступившие запасы использовали. Если организация планирует ориентироваться на операционный цикл при признании запасов, то его период нужно указать в учетной политике (абз. 2, 3 подп. 2.1 Стандарта «Запасы»).

Отметим, что Стандарт «Запасы» применяется к запасам, которые будут поступать с 01.01.2023. Обязательная реклассификация ранее принятых к учету запасов не требуется.

Как и ранее, есть более детальная расшифровка состава запасов, но с оговоркой, что перечисленные активы должны соответствовать определению «запасы». В этот перечень добавили отгруженную продукцию, отгруженные товары, выручка от реализации которых определенное время не может быть признана в бухучете. Также теперь не входят в состав запасов животные на выращивании и откорме (подп. 2.2 Стандарта «Запасы»).

Введены новые термины и их определения, в том числе для обозначения понятий, применяемых и ранее, в частности:

«первоначальная стоимость». Под ней понимается стоимость, по которой запасы принимаются к бухучету;

«условная оценка». Она же стоимость запасов по учетным ценам.

В качестве первоначальной стоимости может быть фактическая себестоимость, чистая стоимость или условная оценка. Последняя введена для объединения разных видов цен, которые принимаются в качестве оценки запасов. Теперь это могут быть любые из перечисленных цен или установленные положением об учетной политике (абз. 7, 9 подп. 2.1 Стандарта «Запасы»).

Также установлен отчетный период — месяц, а отчетная дата — его последний день (абз. 5 и 6 подп. 2.1 Стандарта «Запасы»).

Стандарт «Запасы» требует закрепления в учетной политике даты принятия запасов к бухучету. При ее определении учитываются специфика деятельности организации, условия договоров, переход рисков и выгод, связанных с правом собственности, что перекликается с Разъяснением N 15-1-6/131. Вместе с тем Стандарт «Запасы» не содержит оговорок, что, например, дата принятия устанавливается в отношении какой-то определенной группы запасов или в некоторых отдельных случаях. Следовательно, норма является общей (п. 5 Стандарта «Запасы»).

Порядок оценки приобретенных запасов при принятии их к бухучету по сути остался прежним. Перечень затрат, формирующих первоначальную стоимость запасов, также открыт. Отметим, что он несколько сократился и ряд затрат в нем прямо не назван. Например, затраты по доведению активов до состояния, в котором они пригодны к использованию. О последних говорится в отдельном положении и только в отношении материалов (п. 7, ч. 3 п. 12 Стандарта «Запасы»).

Стандарт «Запасы» не содержит отдельного положения по оценке принимаемых к учету товаров, как это предусмотрено Инструкцией N 133. Следовательно, в общем случае их первоначальная стоимость формируется так же, как и стоимость любых других приобретенных запасов (абз. 6 подп. 2.2 Стандарта «Запасы»).

Вместе с тем учет товаров, так же как и любых других запасов, можно вести по учетным ценам с отражением отклонений. При этом Стандарт «Запасы» не ставит каких-либо особых условий и требований для применения учетных цен (не оговариваются, например, отдельные случаи их применения или какая-то определенная группа товаров) (п. 13 Стандарта «Запасы»).

И еще один момент по товарам. Стандарт «Запасы» разрешает (не обязывает) не включать транспортно-заготовительные затраты по ним в первоначальную стоимость. Причем это право применяется как по приобретенным товарам, так и по поступившим в случаях, указанных в следующем разделе этого комментария (ч. 2 п. 12 Стандарта «Запасы»).

Как уже было отмечено, Стандарт «Запасы» предусматривает вариант учета запасов по учетным ценам (п. 13 Стандарта «Запасы»).

Что касается оценки незавершенного производства, то в отличие от Инструкции N 133, согласно которой эта оценка на всех стадиях технологического цикла устанавливается учетной политикой, Стандарт «Запасы» предписывает определять первоначальную стоимость незавершенного производства и готовой продукции по фактической себестоимости. Исключение сделано для:

массового и серийного производства, где первоначальной стоимостью может выступать плановая (нормативная) себестоимость;

попутной (сопряженной, побочной) продукции. Она может приниматься к учету по чистой стоимости реализации или учетной цене (п. 6 Стандарта «Запасы»).

Так же как и в Инструкции N 133, имеются специальные положения об оценке запасов в случае их получения в счет вклада в уставный капитал, безвозмездного получения или в результате обменных операций. При этом можно отметить в этой части некоторые изменения. Если оценить безвозмездно полученные запасы по справедливой стоимости невозможно, то согласно Стандарту «Запасы» они принимаются к учету по той стоимости, по которой числились у передающей стороны (п. 8, 9 Стандарта «Запасы»).

Теперь прописан единый порядок оценки запасов в целом (а не только по материалам, как это сделано в Инструкции N 133) при:

получении в результате выбытия долгосрочных активов, ремонте, реконструкции, модернизации, реставрации этих активов;

выявлении их излишков в ходе инвентаризации (п. 10, 11 Стандарта «Запасы»).

Транспортно-заготовительные затраты, таможенные пошлины и сборы, иные затраты, связанные с получением запасов, как при их приобретении, так и в указанных в этом разделе случаях включаются в первоначальную стоимость (ч. 1 п. 12 Стандарта «Запасы»).

Стандарт «Запасы» устанавливает конкретные условия, при одновременном выполнении которых создается резерв:

— наличие документального подтверждения признаков обесценения запасов;

— возможность достоверного определения суммы обесценения на отчетную дату;

— принятое решение руководителя организации.

В Стандарте «Запасы» прописаны признаки, свидетельствующие об обесценении запасов.

Порядок определения величины резерва, ее пересмотра и восстановления не изменился. Как и ранее, резерв определяется в сумме превышения первоначальной стоимости запасов над их чистой стоимостью реализации. При этом порядок определения чистой стоимости реализации запасов следует определять организациям самостоятельно в положении об учетной политике.

Отметим, что Стандартом «Запасы» скорректирован подход к учету операций по восстановлению резерва при увеличении чистой цены реализации запасов. Эти операции теперь отражаются обратной проводкой по дебету счета 14 «Резервы под снижение стоимости запасов» и кредиту счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности», а не путем сторнирования ранее начисленной суммы резерва, как это предусматривалось п. 22 Инструкции N 133 (п. 18 Инструкции N 50 (в новой редакции)).

С 01.01.2023 организации больше не ограничиваются в выборе способов перенесения на затраты по производству и расходы на реализацию стоимости отдельных предметов в составе средств в обороте (отдельных предметов). Такие способы организация определяет самостоятельно в положении об учетной политике (п. 15 Стандарта «Запасы»).

Напомним, что ранее п. 107 Инструкции N 133 был закреплен порядок списания стоимости специальных инструментов и специальных приспособлений. Несмотря на то что в Стандарте «Запасы» такой порядок больше не прописан, организации по-прежнему вправе его использовать, закрепив в учетной политике.

Стандартом «Запасы» устанавливается единый подход к оценке запасов при их выбытии.

Так, возможность применять несколько вариантов определения средней себестоимости предусмотрена не только по материалам, но и по всем другим видам запасов (п. 18 Стандарта «Запасы»).

По запасам, для которых применяется учетная оценка, определен единый порядок расчета и учета отклонений, то есть разницы между их первоначальной стоимостью и условной оценкой.

Напомним, что ранее такой расчет законодательно был предусмотрен только в отношении материалов и готовой продукции (п. 20 Стандарта «Запасы», п. 55, 113 Инструкции N 133).

При выбытии запасов относящаяся к этим выбывшим ТМЦ сумма отклонений отражается на тех же счетах, что и их выбытие. В то же время для материалов сохранен упрощенный вариант учета отклонений: при их небольшом удельном весе (не более 10%) вся сумма отклонений может относиться к выбывшим материалам.

Что касается тары, то с нового года меняется порядок учета тары, совершающей многократный оборот, в том числе залоговой тары (далее — многооборотная тара).

Так, с 01.01.2023 передача такой тары поставщиком вместе с ТМЦ отражается внутренними записями по тем счетам, где она до этого и учитывалась: субсчету 10-4 «Тара и тарные материалы» счета 10 «Материалы» или субсчету 41-3 «Тара под товаром и порожняя» счета 41 «Товары». Покупатель ТМЦ отражает поступление тары по дебету введенного для этих целей забалансового счета (ч. 5 п. 3 Инструкции N 50 (в новой редакции), абз. 3 п. 2 Постановления N 64). Возврат такой тары от покупателя поставщику и у поставщика, и у покупателя показывается обратной записью (абз. 5 — 7 п. 2 Постановления N 64).

Напомним, ранее тару у поставщика при ее передаче покупателю предусматривалось списывать проводкой Д-т 62 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — К-т 10-4 или 41-3, а при получении назад — показывать обратной проводкой (ч. 6 п. 16, ч. 5 п. 32, ч. 2 п. 48 Инструкции N 50 (в редакции до 01.01.2023), ч. 1 п. 94 Инструкции N 133). Покупатель в свою очередь получение тары показывал записью Д-т 10-4 или 41-3 — К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», а возврат — также обратной записью (п. 87, абз. 2 п. 95, п. 96 Инструкции N 133).

Из-за изменения порядка учета многооборотной тары на 01.01.2023 требуется отразить в учете «корректировочные» проводки (абз. 2 — 4 п. 2 Постановления N 64):

— поставщик на фактическую себестоимость переданной многооборотной тары должен составить запись Д-т 10-4, 41-3 — К-т 62, а на разницу (если она образовывается) между долгом покупателя за переданную тару и фактической себестоимостью этой тары — Д-т (К-т) 62 и К-т (Д-т) 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»;

— покупатель на стоимость полученной и числящейся у него тары, которая подлежит возврату, должен составить проводку Д-т 60 — К-т 10-4, 41-3 и одновременно по дебету введенного для учета тары забалансового счета.

Если многооборотная тара не возвращается в срок, установленный договором, то с 01.01.2023 ее стоимость отражается (абз. 8 п. 2 Постановления N 64):

— поставщиком — проводкой Д-т 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности» — К-т 10-4 или 41-3;

— покупателем — записью Д-т 10-4, 41-3 — К-т 60 и одновременно К-т забалансового счета, где она до этого числилась.

Постановлением N 64 вносятся изменения в порядок бухгалтерских записей, устанавливаемый Инструкцией N 50. Они связаны с приведением ее в соответствие Стандарту «Запасы» (в т.ч. из-за изменившейся терминологии, исключения из стандарта «Запасы» бухгалтерских записей), а также корректировками, вносимыми в Стандарт «Токены».

Соответствующие поправки внесены и в типовые корреспонденции счетов, определенные в приложениях к Инструкции N 50 (подп. 3.2 Постановления N 64).

Постановлением N 64 дополняются нормы Инструкции N 23. В отношении инвентаря, хозяйственных принадлежностей, инструментов, специальной оснастки (специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования) с 01.01.2023 будет действовать следующее правило (абз. 8 подп. 3.1 Постановления N 64). Организации-сдатчику и (или) организации-получателю разрешено не составлять акт о приеме-передаче основных средств, если по перечисленным активам оформляют ПУД установленной формы или (при ее отсутствии) самостоятельно разработанный и утвержденный организацией ПУД (абз. 8 подп. 3.1 Постановления N 64).

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Рекомендуем посетить:
аудиториум «Новые правила совершения товарообменных операций с 01.01.2023»