Постановлением Минстройархитектуры от 26.01.2023 N 3 «Об установлении размера одного человеко-часа рабочих-строителей четвертого разряда в денежном выражении» (далее — постановление N 3) с 17.02.2023 введен в действие новый размер 1 чел.-ч рабочих-строителей, применяемый при определении сметной стоимости строительства объектов. Минстройархитектуры в письме от 01.03.2023 N 04-3-02/3060 (далее — письмо N 04-3-02/3060) разъяснило, как применять данный норматив.

1. По каким объектам применяется постановление N 3

Норматив стоимости 1 чел.-ч рабочих-строителей четвертого разряда с 17.02.2023 установлен в размере 9,8 руб. Он обязателен к применению по всем объектам строительства независимо от вида строительства, источника финансирования (средства бюджета, кредиты банка под гарантии Правительства Республики Беларусь, средства дольщиков, собственные средства заказчиков и др.), стадии строительства, формы собственности заказчиков и подрядчиков (подп. 1.1 п. 1 постановления N 3, ч. 4 письма N 04-3-02/3060).

Действие постановления N 3 распространяется на объекты, по которым на день его вступления (п. 3 постановления N 3):

— проектная документация не разработана, разработана и не утверждена либо утверждена, но не начато строительство, в том числе не заключены договоры строительного подряда;

— начато строительство и не превышена нормативная продолжительность строительства (без учета приостановления строительства) в части остатка работ, подлежащих выполнению согласно графику производства работ.

С учетом изложенного рассматриваемый норматив стоимости 1 чел.-ч применяется в том числе при возведении, реконструкции, реставрации, модернизации, технической модернизации, капитальном и текущем ремонте, благоустройстве, сносе, консервации объектов строительства независимо от того, на каком этапе находится строительство (на стадии разработки, экспертизы проектной документации, заключения договора и т.д.), источников финансирования и форм собственности заказчиков и подрядчиков.

2. Корректировка сметной стоимости и договорной цены работ

В связи с установлением нового размера стоимости человека-часа в размере 9,8 руб. необходимо в установленном порядке пересчитать сметную стоимость строительства и неизменную договорную (контрактную) цену работ.

Применение данного норматива в сметной документации, разработанной в ценах до 01.03.2023, влечет пересчет заработной платы и стоимости иных ресурсов и средств, базой для расчета которых является заработная плата. При этом не требуется пересмотр сметной стоимости строительных материалов, изделий и конструкций, цены машино-часа и других ресурсов, базой для расчета которых не является заработная плата (ч. 13 письма N 04-3-02/3060).

После пересчета сметной стоимости и утверждения проектной документации с новой сметной стоимостью необходимо скорректировать неизменную договорную (контрактную) цену работ (абз. 2 ч. 1, абз. 2 ч. 2 п. 10 Положения N 1553, абз. 7 подп. 1.8 п. 1 постановления N 395, ч. 7 письма N 04-3-02/3060).

Стоимость дополнительных работ, необходимость выполнения которых возникла после 17.02.2023, определяется в ценах на дату начала разработки сметной документации с применением цены 1 чел.-ч рабочих-строителей четвертого разряда в размере 9,80 руб. на дату начала разработки сметной документации ( п. 12 Положения N 1553, ч. 12 письма N 04-3-02/3060).

По объектам, по которым уже начато строительство и не превышен нормативный срок, применение нового размера человеко-часа строителей осуществляется в части остатка невыполненных работ в пределах стоимости строительства, определенной сводным сметным расчетом. Для выполнения этой нормы принимаются остатки работ, подлежащие выполнению согласно графику производства работ, после 01.03.2023 (подп. 1.2 п. 1 постановления N 3; ч. 8, 9 письма N 04-3-02/3060).

При недостаточности резерва средств на непредвиденные работы и затраты и суммы экономии по другим статьям сводного сметного расчета для увеличения всей стоимости остатков работ по соглашению сторон определяются виды работ, по которым будет произведена корректировка неизменной договорной (контрактной) цены (ч. 10 письма N 04-3-02/3060).

Такая корректировка осуществляется отдельным расчетом путем составления на остаток работ дополнительных локальных смет, предусматривающих исключение и дополнение отдельных видов работ и расходов. При составлении итогового расчета пересчитываются также иные средства, предусмотренные гл. 8 «Временные здания и сооружения» и гл. 9 «Прочие работы и расходы» сводного сметного расчета стоимости строительства (очереди строительства), за исключением (ч. 3 п. 38 Инструкции N 51, ч. 11 письма N 04-3-02/3060):

— средств на покрытие расходов, связанных с подвижным и разъездным характером работ, с перевозкой рабочих автомобильным транспортом и командированием рабочих подрядчика (подп. 30.4 п. 30 Инструкции N 51);

— средств, связанных с применением вахтового метода организации работ, средств на шефмонтаж оборудования, перебазирование строительно-монтажной организации с одного объекта строительства на другой (подп. 30.5 — 30.7 п. 30 Инструкции N 51);

— средств на выполнение научно-исследовательских, экспериментальных или опытных работ для осуществления принятых в проектной документации технических решений (кроме работ, связанных с сооружением экспериментальных установок и приобретением оборудования), а также на использование права объектов промышленной собственности (подп. 30.9 п. 30 Инструкции N 51);

— средств, связанных с подготовкой объекта к приемке в эксплуатацию, на содержание горноспасательной службы (подп. 30.10, 30.12 п. 30 Инструкции N 51);

— средств на работы, выполняемые проектными и изыскательскими организациями по составлению технического задания на полевое испытание свай в грунте динамической и статической нагрузками, а также на осуществление технического руководства, наблюдений в период полевых испытаний, обработку данных, полученных в результате испытания свай в грунте (подп. 30.13 п. 30 Инструкции N 51);

— средств, связанных с разработкой программных комплексов, обеспечивающих возможность автоматизированного управления (контроля) производственным процессом предприятия, вводимого в эксплуатацию, и других средств, учитываемых для конкретного объекта, в соответствии с требованиями законодательства и проектной документации (подп. 30.14, 30.15 п. 30 Инструкции N 51).

3. Государственная экспертиза проекта при изменении стоимости работ

При увеличении сметной стоимости строительства на основании норм постановления N 3 требуется повторное прохождение госэкспертизы и утверждение архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации) (п. 4 ст. 32 Закона N 300-З, ч. 5 письма N 04-3-02/3060).

По объектам, проектная документация на строительство которых на день вступления в силу постановления N 3 прошла госэкспертизу и утверждена или находится в стадии утверждения, заказчик имеет право провести процедуру выбора подрядчика (в том числе процедуру госзакупок), заключить договор строительного подряда по неизменной договорной (контрактной) цене, сформированной по утвержденной проектной документации (ч. 6 письма N 04-3-02/3060).