С 01.07.2020 Указ от 11.07.2012 № 313 о вопросах обращения с отходами потребления утратит силу и порядок обращения с отходами товаров и упаковки будет регулироваться новым НПА — Указом от 17.01.2020 № 16.

Напомним, по общему правилу производители и поставщики определенных видов товаров и упаковки обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование их отходов (далее – обязанность по обеспечению сбора отходов). Для этого они <*>:

— либо организуют собственную систему сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки (далее – собственная система сбора отходов);

— либо заключают с госучреждением «Оператор вторичных материальных ресурсов» (далее — оператор) соответствующий договор. В последнем случае за организацию сбора отходов оператору вносится плата.

С принятием нового Указа названный порядок обращения с отходами товаров и упаковки не изменится <*>.

Останутся прежними и обязанности организаций, торгующих в розницу. Напомним, они должны обеспечивать сбор от физлиц товаров, утративших потребительские свойства, и (или) отходов упаковки в местах их реализации (ремонта, техобслуживания) в установленном порядке <*>.

Вместе с тем Указ от 17.01.2020 № 16 привнес ряд коррективов. Нововведения, в частности, касаются следующего.

1. Перечень товаров и упаковки, в отношении отходов которых действует обязанность по обеспечению сбора, будет устанавливаться не указом Президента, а Совмином.

Правительству среди прочего поручено определить <*>:

— порядок, условия применения и требования к собственной системе сбора отходов;

— типовую форму договора с оператором. При этом конкретизируется одно из необходимых условий договора — обязательство производителя (поставщика) представлять оператору информацию об исполнении обязанности по обеспечению сбора отходов <*>;

— размеры, порядок расчета суммы платы и сроки ее внесения на спецсчет оператора;

— форму, порядок и сроки представления информации об исполнении обязанности по обеспечению сбора отходов;

— перечень документов, подтверждающих возникновение правовых оснований для освобождения от обязанности по обеспечению сбора отходов.

2. Перечень случаев, когда субъекты освобождаются от обязанности по обеспечению сбора отходов, расширится. Он будет включать 16 оснований и станет закрытым. В настоящее время соответствующий перечень содержит 13 оснований и является открытым <*>.

В частности, со второго полугодия сбор отходов не придется обеспечивать ИП — в части упаковки, в которую упакованы ввезенные в Беларусь товары <*>:

— используемые при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) и для нужд, не связанных с производством (т.е. для общехозяйственных нужд);

— реализуемые в розницу или в сфере общепита.

3. Собственную систему сбора отходов можно будет применять и в отношении бумажной (картонной) упаковки. Сейчас это запрещено <*>.

4. Производителям и поставщикам не придется регистрироваться в реестре производителей и поставщиков. Напомним, в настоящее время они обязаны это сделать до 22-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором у них впервые возникла обязанность по обеспечению сбора отходов <*>.

5. Изменится ответственность за нарушение сроков внесения платы оператору. Сейчас за каждый день просрочки уплачивается 0,1% платы. С вступлением в силу Указа размер пени составит 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка на день внесения платы (вынесения судебного постановления, совершения исполнительной надписи нотариуса) <*>.

6. Будут применяться новые виды компенсации расходов. В частности, на компенсацию смогут рассчитывать юрлица и ИП, использующие в производстве продукции, предназначенной для реализации в Беларуси, экоупаковку. Это упаковка, которая производится в республике с использованием не менее 30% собранных здесь вторматресурсов <*>.