С 21 января 2022 г. вступает в силу Закон Республики Беларусь от 15 июля 2021 г. N 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (далее — новый Закон о взносах). Рассмотрим основные моменты, предусмотренные этим Законом, и разберемся, являются ли его нормы новыми для нанимателей.

1. Что регулируется новым Законом о взносах

Рассматриваемым Законом будут регулироваться вопросы:

— уплаты обязательных страховых взносов, т.е. взносов на пенсионное и социальное страхование;

— взносов на профессиональное пенсионное страхование;

— иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее — бюджет фонда);

— отношений, связанных с уплатой этих взносов и иных платежей.

Таким образом, новым Законом о взносах будет предусматриваться комплексное урегулирование вопросов уплаты взносов в бюджет фонда. Сейчас многие нормы прописаны в различных законодательных актах. Часть из них регулируется Законом Республики Беларусь от 29 февраля 1996 г. N 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (далее — действующий Закон о взносах), который утратит силу в связи со вступление в силу нового Закона о взносах.

Одновременно новым Законом о взносах вносятся изменения в Закон «О пенсионном обеспечении», Закон «Об основах государственного социального страхования», Закон «О профессиональном пенсионном страховании» (далее — Закон о ППС), Закон «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (далее — Закон о пособиях) (ст. 22 нового Закона о взносах).

2. Круг плательщиков взносов

Относительно ст. 1 действующего Закона о взносах круг плательщиков обязательных страховых взносов в бюджет фонда расширен. В него вошли организации, в которых обеспечивались денежным довольствием военнослужащие срочной военной службы. Такое дополнение связано с тем, что с 1 января 2020 г. военнослужащие, проходящие срочную военную службу, подлежат обязательному государственному социальному страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца, т.е. пенсионному страхованию (подп. 1.1 Указа N 48). Напомним, что круг плательщиков в настоящее время регламентируется также подп. 1-1 Положения N 40, в котором с 13 февраля 2020 г. уже есть эти организации.

Определено понятие «плательщики взносов на профессиональное пенсионное страхование». Ими являются страхователи, к которым относятся работодатели из числа юридических лиц, их представительств и филиалов, имеющих отдельный баланс, а также представительств иностранных организаций, иностранных организаций, предоставляющие работу в особых условиях труда по трудовым договорам (п. 3 ст. 3 нового Закона о взносах).

3. Объект для начисления взносов

Для работодателей и работающих граждан порядок определения объекта для начисления обязательных страховых взносов и взносов на профессиональное пенсионное страхование после вступления в силу нового Закона о взносах не изменится. По обязательным страховым взносам он по-прежнему будет ограничиваться пятикратной величиной средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который эти взносы уплачиваются. При уплате взносов на профессиональное пенсионное страхование соответствующее ограничение — трехкратная величина средней заработной платы (п. 1 ст. 4 нового Закона о взносах, ст. 2 действующего Закона о взносах, п. 2 ст. 7 Закона о ППС).

При этом пока не известно, останется ли в следующем году в прежнем виде Перечень N 115. Вопрос о внесении в него изменений сейчас обсуждается.

4. Размеры взносов

 Вопрос о перераспределении нагрузки по взносам между нанимателями и работающими гражданами уже давно дискутируется. Однако новым Законом о взносах такие изменения не предусмотрены.

По общему правилу размеры обязательных страховых взносов на пенсионное страхование для работодателей по-прежнему составят 28%, а для работающих граждан — 1%.

Не поменяются и размеры обязательных страховых взносов на социальное страхование, они составят 6% (ст. 5 нового Закона о взносах, ст. 3 действующего Закона о взносах).

Для работодателей сохранится освобождение от уплаты обязательных страховых взносов на пенсионное страхование в части выплат, начисленных в пользу работающих граждан, являющихся инвалидами I или II группы. Однако указанное освобождение будет применяться с месяца, следующего за месяцем, в котором установлена инвалидность (п. 1 ст. 12 нового Закона о взносах, ст. 4 действующего Закона о взносах). Такое новшество упростит порядок расчета взносов при установлении инвалидности и заполнения формы ПУ-3.

 5. Уплата взносов и представление отчетности при ликвидации организации

Установлен порядок уплаты взносов в случаях ликвидации (прекращения деятельности) плательщиков, снятия их с учета в органах Фонда. Причитающиеся к уплате за текущий период суммы взносов в бюджет фонда рассчитываются на день представления соответственно в регистрирующие органы заявления о ликвидации (прекращении деятельности), органы Фонда уведомления о снятии с учета. Указанные платежи в бюджет фонда надо будет произвести в течение 30 рабочих дней со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности) или о снятии с учета в органах Фонда. В такой же срок предусмотрено представление в органы Фонда установленных законодательством сведений и отчетности (п. 1 ст. 16 нового Закона о взносах).

6. Выплата пособий семьям, воспитывающим детей

Как отмечалось выше, в Закон о пособиях вносятся изменения.

Наиболее значимым новшеством является возможность восстановления сроков выплаты ежемесячных пособий. Так, в случае пропуска по уважительным причинам сроков обращения за назначением пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, пособия на детей в возрасте от 3 до 18 лет, пособия на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей и пособия по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет эти сроки могут быть восстановлены. При этом пособия будут назначаться и выплачиваться не более чем за три года до обращения за их назначением при условии, что семья имела на них право (п. 4 ст. 22 нового Закона о взносах).

Напомним, что сейчас эти пособия назначаются со дня возникновения права на них, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев со дня возникновения такого права. При обращении по истечении шестимесячного срока пособия не назначаются (п. 1 ст. 22 Закона о пособиях).

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex