В Республике Беларусь, как правило, наниматель не задумывается о том, необходимо ли ему при найме работника получать его согласие на обработку персональных данных. При этом иногда встречаются случаи включения в трудовой договор либо оформления отдельного документа о согласии работника на обработку его персональных данных.

Зачастую такая практика идет из Российской Федерации, где процесс сбора и обработки персональных данных строго регламентирован законодательством. Например, это может быть ситуация, когда материнская компания внедряет в своей дочерней компании, зарегистрированной в Беларуси, форму трудового договора с пунктом о персональных данных.

Кроме того, с 1 марта 2021 г. в Республике Беларусь вступает в силу ст. 23.7 КоАП об ответственности за незаконные сбор, обработку, хранение или предоставление персональных данных.

Поэтому важно определить, какие требования предъявляет действующее белорусское законодательство к обработке персональных данных работников и необходимо ли нанимателю при приеме на работу получать согласие работника на обработку его персональных данных.

Общий обзор законодательства Республики Беларусь

Сейчас в Республике Беларусь отсутствует полноценное регулирование вопросов обработки персональных данных.

Отдельные нормы в области обработки персональных данных содержатся:

— в Законе об информации;

— Законе о регистре населения;

— иных законодательных актах.

Палатой представителей Республики Беларусь 13 июня 2019 г. был принят в первом чтении комплексный акт в области обработки персональных данных — проект Закона о персональных данных (далее — Проект). Проект вступит в силу по истечении одного года после того, как он будет принят Национальным собранием Республики Беларусь, а затем подписан Президентом.

С принятием Проекта в Республике Беларусь будет введено определение персональных данных, сформулированы основные требования к их обработке, детализированы обязанности оператора персональных данных, а также предоставлен ряд прав субъектам персональных данных.

Требования действующего законодательства Республики Беларусь в области обработки персональных данных

1. Требования при первичном сборе персональных данных

Сбор, обработка, хранение информации о частной жизни физического лица и персональных данных, а также пользование ими должны осуществляться с письменного согласия данного физического лица, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь <*>.

 Справочно
К законодательным актам относятся только Конституция, законы (включая кодексы как вид законов), декреты и указы Президента <*>.

На заметку
Действующее законодательство Республики Беларусь презюмирует, что обработка персональных данных, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами, осуществляется на основании согласия. В мировой практике используется другой подход. Общий регламент защиты персональных данных (GDPR) является эталонным регулированием в области обработки персональных данных. Он предусматривает шесть оснований для законной обработки персональных данных. И согласие, как правило, используется только тогда, когда остальные пять оснований неприменимы.

Таким образом, можно сделать вывод, что действующее законодательство Республики Беларусь предусматривает два основания обработки персональных данных:

— наличие согласия лица;

— отсутствие согласия лица, но наличие требования законодательных актов.

Полагаем, что при трудоустройстве работника обработка его персональных данных нанимателем осуществляется на основании требований законодательных актов. Это обусловлено следующим.

А. Работник обязан представить для его трудоустройства и оформления необходимых документов у нового нанимателя ряд данных <*>:

— документ, удостоверяющий личность; документы воинского учета в соответствующих случаях;

— трудовую книжку, за исключением впервые поступающего на работу и совместителей;

— документ об образовании или документ об обучении, подтверждающий наличие права на выполнение данной работы;

— направление на работу в счет брони для отдельных категорий работников;

— индивидуальную программу реабилитации инвалида (для инвалидов);

— декларацию о доходах и имуществе, страховое свидетельство, медицинскую справку о состоянии здоровья и другие документы о подтверждении иных обстоятельств, имеющих отношение к работе, если их предъявление предусмотрено законодательными актами.

Наниматель вправе при приеме на работу гражданина дополнительно запросить характеристику с предыдущих мест его работы.

Б. Наниматель обязан завести на каждого работника личное дело, куда включается, помимо прочего, следующая информация <*>:

— сведения о семейном положении, данные о членах семьи, образовании, опыте работы, сведения о трудах и изобретениях, месте рождения и месте жительства;

— автобиография работника.

Таким образом, при приеме на работу работник представляет нанимателю определенный перечень персональных данных, обработка которых осуществляется нанимателем на основании требований законодательных актов (а не с согласия работника).

Справочно
В Проекте прямо предусмотрено, что для обработки персональных данных в целях заключения и исполнения трудовых отношений согласие лица не требуется.

На заметку
В мировой практике есть примеры, когда компании были оштрафованы за истребование согласия работников на обработку их персональных данных, хотя такое согласие в данном случае не является надлежащим основанием для обработки их персональных данных (дело PricewaterhouseCoopers (Греция), 2019).т

Проблемы. Казалось бы, при изменении каких-либо данных работника в процессе его работы у нанимателя (например, фамилии или иных данных, содержащихся в паспорте) сбор нанимателем обновленных персональных данных работника будет происходить аналогично — на основании законодательного требования. В частности, застрахованное лицо в системе госсоцстраха обязано в течение месяца со дня получения документа, удостоверяющего личность, с измененными анкетными данными предъявить его нанимателю. Наниматель в последующем эти сведения укажет в соответствующих формах ПУ-1 для отражения в индивидуальном лицевом счете актуальных анкетных данных работника <*>.

Однако приведенный пример не совсем однозначен, поскольку требование законодательства в данном случае установлено не законодательным актом, а актом законодательства <*>, что создает трудности в толковании таких требований как оснований для сбора обновленных данных.

2. Требования при дальнейшей передаче персональных данных

Последующая передача персональных данных разрешается только с письменного согласия физического лица, к которому они относятся, либо в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь <*>.

Следовательно, наниматель имеет право передать персональные данные работника третьему лицу без согласия работника только в случае, если обязанность нанимателя по передаче данных третьему лицу предусмотрена законодательными актами.

В иных случаях передача персональных данных работника третьему лицу возможна только после получения письменного согласия работника на это. Каких-либо требований к форме и содержанию согласия действующее законодательство Республики Беларусь не предусматривает.

Таким образом, действующее законодательство Республики Беларусь (в отличие, к примеру, от законодательства Российской Федерации):

— не обязывает получать согласие работника на сбор, обработку его персональных данных в рамках трудовых отношений с ним;

— обязывает получать письменное согласие работника для последующей передачи нанимателем персональных данных работника третьим лицам (кроме случаев, когда обязанность передать эти данные третьим лицам предусмотрена законодательными актами).

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Рекомендуем посетить:
аудиториум «Персональные данные в работе кадровой службы»