Правительством утверждено Положение о порядке использования сведений, содержащихся в материалах оперативно-розыскной деятельности (далее – Положение № 241). Оно вступает в силу 08.05.2021.

Положение № 241 принято в целях выявления причин правонарушений и условий, которые способствуют их совершению, принятия мер по их устранению и недопущению противоправного поведения граждан Беларуси, иностранцев и лиц без гражданства. Оно регламентирует порядок использования сведений, содержащихся в материалах оперативно-розыскной деятельности (ОРД) (п. 1 Положения № 241).

К числу таких сведений относится информация, полученная в ходе проведения ОРД и содержащая данные о событиях и действиях, создающих угрозу национальной безопасности нашей страны, подготавливаемых, совершаемых либо совершенных правонарушениях, которые повлекли либо могут повлечь причинение вреда интересам граждан Беларуси, иностранцам и лицам без гражданства, организациям, обществу и государству, и требующая принятия мер реагирования (п. 2 Положения № 241).

В целях профилактики правонарушений сведения, содержащиеся в материалах ОРД, могут быть направлены (ч. 1 п. 6 Положения № 241):

— субъектам профилактики правонарушений (КГБ, МВД, местным органам власти, редакциям государственных СМИ, учреждениям образования и т.д.);

— госорганам, противодействующим экстремизму (КГБ, МВД, прокуратуре, Следственному комитету, таможне, погранслужбе и т.д.);

— руководителям иных госорганов и организаций, субъектов
хозяйствования (их заместителям);

— другим органам, осуществляющим ОРД.

Сведения, содержащиеся в материалах ОРД, будут направляться в виде информационных писем (абз. 3 п. 5 Положения № 241).

Решение об этом принимает должностное лицо органа, осуществляющего ОРД (ч. 1 п. 4 Положения № 241).

Перечень должностных лиц, уполномоченных на принятие решений о направлении
сведений, содержащихся в материалах ОРД, будет определен соответствующими органами (КГБ, МВД и т.д.) (ч. 2 п. 4 Положения № 241).

По общему правилу сведения, содержащиеся в информписьмах, не являются основанием для ограничения прав, свобод и законных интересов граждан и (или) организаций, а также для привлечения их к ответственности (п. 9 Положения № 241). Исключением из этого правила являются случаи, когда содержащиеся в информписьмах сведения подтверждены в результате проведения контрольных (надзорных) и иных мероприятий (п. 9 Положения № 241). При этом перечень таких мероприятий в Положении № 241 не указан, возможно, в данном случае имелись в виду контрольные (надзорные) мероприятия в отношении субъектов хозяйствования, установленные Указом № 510 (п. 1 Указа № 510).

По нашему мнению, такие сведения не могут быть использованы нанимателем, например, при принятии решения о продлении контракта с работником. Напомним, что дискриминация, т.е. ограничение в трудовых правах в зависимости от целого ряда факторов (религиозных или политических убеждений, участия или неучастия в профсоюзах или иных общественных объединениях и т.д.) в нашей стране запрещена (ч. 1 ст. 14 ТК). В отношении граждан в административном и уголовном процессе действует презумпция невиновности. Согласно ей физлицо не может быть привлечено к административной (уголовной) ответственности, пока его виновность в совершении административного правонарушения (уголовного преступления) не будет установлена в порядке, определенном законом (ч. 1 ст. 2.4 ПИКоАП, ч. 1 ст. 16 УПК).

Вместе с тем сведения, содержащиеся в информписьмах, могут быть учтены нанимателями при оценке эффективности выполнения работниками должностных (функциональных) обязанностей, соответствия их морально-деловых качеств предъявляемым требованиям, рисков при заключении сделок и исполнении сторонами обязательств по ним, определении объектов (направлений) мониторинга, контроля, аудита, а также для иных целей (п. 10 Положения № 241).