Обратите внимание!
Постановление Совмина N 184 утратило силу 18.04.2020 <*>.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.03.2020 N 184 «О временных мерах по стабилизации ситуации на потребительском рынке» (далее — постановление N 184) принято в целях недопущения роста цен и обеспечения потребительского рынка товарами.

Помимо прочего, в постановлении предусмотрены следующие меры:

— юридическим лицам всех форм собственности и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство (ввоз) и (или) реализацию товаров на внутренний рынок или оказывающим услуги, не допускать повышения цен (тарифов) выше 0,5 процента ежемесячно. Повышение цен (тарифов) выше установленного в части первой настоящего пункта предела допускается только по согласованию с Комиссией по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров Республики Беларусь (далее — Комиссия) <*>;

— считать несоблюдение ассортиментного перечня товаров, превышение розничных цен на товары по сравнению с ценами, действовавшими на 1 апреля 2020 г. (без учета снижения цен на время проведения мероприятий, направленных на продвижение товаров и привлечение покупателей), грубым нарушением правил торговли, влекущим за собой последствия в соответствии с законодательством <*>.

Пока в юридических и бизнес-кругах обсуждается вопрос о том, не противоречит ли постановление N 184 вышестоящим Указу N 72 и Закону о ценообразовании (и вопрос, действительно, интересный), проанализируем постановление N 184 и составим несколько поясняющих тезисов для частного бизнеса.

1. Пункт 2 постановления N 184 распространяется на всех частников (товары и услуги, не включает аренду).

2. Пункт 2 постановления N 184 начинает работать со вступления в силу постановления N 184 — 03.04.2020.

3. С учетом тезиса 2, если цены были изменены до момента вступления в силу (например, 31.03.2020), именно эти цены будут браться за основу при проверке соблюдения уровня роста 0,5% в месяц (см. оговорки в тезисах 5 и 6).

4. Продажа по ценам выше установленного уровня роста возможна только через согласование с Комиссией. Срок рассмотрения вопроса Комиссией составляет 2 рабочих дня <*> + до этого 2 рабочих дня на подготовку и передачу документов МАРТ в Комиссию + до этого 2 рабочих дня на передачу материалов от соответствующего госоргана в МАРТ + возможный запрос дополнительной информации со стороны госорганов (см. Регламент работы Комиссии на официальном сайте МАРТ).

5. Согласно п. 3 постановления N 184 для организаций розничной торговли цены фиксируются по состоянию на 01.04.2020. Это означает, что если в рознице (в магазине) по состоянию на 01.04.2020 представлен товар по определенной цене, то далее эта цена увеличиваться не может (независимо от закупочной цены и т.п.).

6. Для организаций розничной торговли постановление N 184 не предусматривает возможности повышения цен даже на 0,5% в месяц по сравнению с их уровнем на 01.04.2020.

7. Учитывая тезисы 5 и 6, организации розничной торговли, скорее всего, не возьмут товар у оптовиков по новой цене, если он: 1) присутствовал в рознице на 01.04.2020 и 2) цена оптовика превышает цену в рознице на 01.04.2020 (иначе розница будет продавать себе в убыток).

8. Несоблюдение ассортиментного перечня товаров, превышение розничных цен на товары по сравнению с ценами, действовавшими на 01.04.2020, может повлечь административную ответственность по статье 12.17 КоАП (штраф до 10 базовых величин (БВ), повторно — штраф до 30 БВ), также есть риск закрытия объекта торговли.

Остается открытым вопрос, какие инструменты будут применяться на практике для обеспечения соблюдения норм постановления N 184 со стороны частного бизнеса, в частности будет ли расцениваться данное постановление как введение государственного ценового регулирования (возвращаясь к вопросу Указа N 72) и применяться ст. 12.4 КоАП (и в какой части). Не исключаем, что в ближайшее время могут появиться совершенно новые инструменты.

Стоит также немного подробнее остановиться на Регламенте работы Комиссии. Для того чтобы Комиссия рассмотрела предложение о повышении цен (тарифов) на товары (услуги), организациям частной формы собственности необходимо подать в соответствующий областной (Минский городской) исполком следующие документы <*> (далее — базовый комплект документов):

— заявление (форма установлена Регламентом работы Комиссии);

— документы, подтверждающие необходимость повышения цен (тарифов) (копии товарно-транспортных накладных, инвойсов, договоров, протоколов согласования и т.п.).

Производители дополнительно к базовому комплекту документов представляют:

— калькуляцию по расчету отпускных цен (тарифов) (форма предусмотрена Регламентом работы Комиссии) или информацию о фактической и плановой себестоимости с учетом отраслевых особенностей формирования цен (тарифов).

Импортеры дополнительно к базовому комплекту документов представляют:

— экономический расчет отпускных цен (форма установлена Регламентом работы Комиссии).

Областной (Минский городской) исполком должен в течение 2 рабочих дней (если представлен полный пакет документов) передать документы в МАРТ. Стоит также учитывать, что исполком обладает правом запросить дополнительную информацию (какой-либо конкретизации или четкого перечня такой информации не предусмотрено). В таком случае срок направления будет фактически продлен до момента получения такой дополнительной информации.

После получения документов МАРТ в течение двух рабочих дней организовывает рассмотрение вопроса на Комиссии.

У Комиссии также есть 2 рабочих дня на рассмотрение вопроса.

Таким образом, предложение о повышении цен в общей сложности рассматривается 6 рабочих дней (+ возможный запрос дополнительной информации).

Важно знать
Результат рассмотрения предложения об увеличении цен (тарифов) размещается на сайте МАРТ.

Читайте этот материал в ilex >> *

* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Читайте также

Постановление Совмина N 184 утратило силу

Правительство ограничило рост цен и тарифов для стабилизации потребительского рынка

Порядок обращения в Комиссию по вопросам госрегулирования ценообразования

МАРТ разъясняет, как применять постановление Совмина N 184