Эвелина Дубовик

старший преподаватель кафедры финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности
Белорусского государственного университета, управляющий партнер ООО "Юридическая компания Соломон"

1 февраля 2019 г. вступили в силу дополнения и изменения, внесенные в ГК Законом от 17.07.2018 N 135-З.
На вопросы о том, что учесть организации в связи с данными изменениями, ответили Э.Г. Дубовик, старший преподаватель кафедры финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности Белорусского государственного университета, управляющий партнер ООО «Юридическая компания «Соломон», и Р.В. Фанибаро, заведующий сектором отдела принудительного исполнения Октябрьского района г. Минска

Сделки можно заключать в электронном виде

В новой редакции ч. 1 п. 1 ст. 161 ГК определено, что сделка в простой письменной форме должна быть совершена путем составления текстового документа, включая документ в электронном виде (в том числе электронный документ).

На заметку
Следует отметить, что согласно ч. 4 п. 218 Инструкции по делопроизводству допустимыми форматами документов в электронном виде являются: Portable Document Format / A (PDF/A); Office Open XML (DOCX); OpenDocument Format (ODT).

Документ подписывает лицо или лица, совершающие сделку, либо уполномоченные ими лица собственноручно, либо с использованием средств связи и иных технических средств, компьютерных программ, информационных систем или информационных сетей.

При этом способ подписания должен позволить достоверно установить, что договор подписан указанными лицами (факсимильное воспроизведение собственноручной подписи с помощью средств механического или другого копирования, электронная цифровая подпись или другой аналог собственноручной подписи, обеспечивающий идентификацию соответствующих лица или лиц), не противоречить законодательству и соглашению сторон <*>.

Полагаем, что в связи с вступлением данных положений в силу электронная цифровая подпись (далее — ЭЦП) будет более активно использоваться для подписания договоров в виде электронного документа.

Следует отметить, что ЭЦП в соответствии с Законом об электронном документе обеспечивает целостность и подлинность такого документа, а не позволяет идентифицировать физическое лицо, индивидуального предпринимателя или организацию, подписавшую документ <*>.

Аналогичные условия заключения договора в письменной форме внесены законодателем в ч. 1 п. 2 ст. 404 «Форма договора» ГК в новой редакции.

Также новая редакция п. 3 ст. 404 ГК устанавливает, что письменная форма договора считается соблюденной, если предложение заключить договоры путем направления документа в электронном виде (в том числе электронного документа) было принято в соответствии с п. 3 ст. 408 ГК.

Установление такого законодательного регулирования имеет перед собой следующие цели: «…внедрение в государстве электронного документооборота для определения дополнительных легальных механизмов удаленного взаимодействия участников бизнес-процессов, повышения эффективности и оперативности принятия решений, устранения излишних барьеров при налаживании деловых связей и создания тем самым благоприятных условий для осуществления хозяйственной и иной деятельности» <*>.

Конституционный Суд, основываясь на положениях ч. 1 ст. 8 Конституции, обращает внимание на следующее: «…принимая во внимание транснациональный и международный характер глобальной компьютерной сети Интернет при заключении договора в письменной форме путем обмена электронными сообщениями посредством использования в том числе информационных ресурсов, информационных систем, для определения применимого к такому договору права следует руководствоваться положениями международно-правовых стандартов. Также необходимо учитывать накопленный правовой опыт в использовании информационных технологий в торговых отношениях в части определения местонахождения стороны в электронной среде, времени и места отправки и получения электронных сообщений, использования автоматизированных систем сообщений для заключения договора; использования критериев установления функциональной эквивалентности между электронными сообщениями и бумажными документами, а также между электронными методами удостоверения подлинности и собственноручными подписями; учета ошибок при вводе информации, допущенных физическими лицами в электронных сообщениях, и др.» <*>.

Печать на доверенности можно не ставить

Предыдущая редакция ГК обязывает проставлять печать на доверенности <*>.

С учетом изменений, которые вступили в силу с 01.02.2019, доверенность от имени юридического лица достаточно будет подписать руководителю или другому уполномоченному учредительным документом лицу. Необходимость скрепления доверенности печатью организации исключена <*>.

Данное изменение корреспондирует с положениями Декрета от 23.11.2017 N 7 «О развитии предпринимательства», который направлен на развитие предпринимательской инициативы, стимулирование деловой активности. Он установил, что субъекты хозяйствования вправе не использовать печати, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь <*>.

Роман Фанибаро

заведующий сектором отдела принудительного исполнения
Октябрьского района г. Минска

Порядок определения суммы долга с учетом инфляции нужно прописывать в договоре

Ранее кредитор вправе был требовать от должника как возмещения убытков, так и суммы долга, увеличенного с учетом инфляции <*>.

В новой редакции ч. 1 п. 2 ст. 366 ГК указывается, что: «…если убытки, причиненные кредитору неправомерным пользованием его денежными средствами, превышают сумму процентов, причитающихся ему на основании пункта 1 настоящей статьи, он вправе требовать от должника возмещения убытков в части, превышающей эту сумму».

Таким образом, белорусский законодатель изначально устанавливает право кредитора требовать возмещения убытков при их превышении суммы процентов, причитающихся на основании п. 1 ст. 366 ГК. Вместе с тем ч. 2 п. 2 ст. 366 ГК в новой редакции определяет, что «…в случаях, предусмотренных законодательством или договором, кредитор вправе требовать от должника возмещения суммы долга, увеличенной с учетом инфляции, в части, превышающей сумму процентов, причитающихся ему на основании пункта 1 настоящей статьи».

Теперь порядок определения суммы долга с учетом инфляции нужно будет прописывать в договоре, если он прямо не установлен в законодательстве.

Изменение п. 2 ст. 366 ГК в первую очередь направлено «…на устранение правовой неопределенности в части регулирования порядка определения суммы долга с учетом инфляции при установлении гражданско-правовой ответственности за неисполнение денежного обязательства, на защиту отношений собственности, имущественных прав кредиторов, стимулирование законной предпринимательской деятельности на таких принципах гражданского законодательства, как равенство и добросовестность участников гражданских правоотношений, свобода договора, и реализацию тем самым решения Конституционного Суда от 31 октября 2012 г.» <*>.

При этом следует иметь в виду, что требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами не может быть удовлетворено, если основной долг не погашен и требование о взыскании суммы основного долга не заявлено *(п. 3 постановления Пленума ВХС N 1). Если суммы платежа недостаточно для полного исполнения денежного обязательства, проценты, предусмотренные ст. 366 ГК за неисполнение или просрочку исполнения денежного обязательства, будут погашены в третью очередь (после погашения издержек кредитора по получению исполнения; основной суммы долга и процентов за пользование денежными средствами, подлежащих уплате по денежному обязательству) <*>.

Форму вознаграждения фактору стороны могут выбрать по своему усмотрению

 Новая редакция ч. 2 п. 1 ст. 772 ГК определяет, что «вознаграждение фактору выплачивается кредитором (должником) в форме дисконта (разница между суммой денежного обязательства должника и суммой, выплачиваемой фактором кредитору) и (или) в иных формах, определенных договором факторинга».

Исходя из условий п. 1 ст. 772 ГК в предыдущей редакции вознаграждение фактора может иметь только форму дисконта. Это значит, что фактор может получать вознаграждение только путем выплаты кредитору финансирования в сумме, меньшей, чем сумма уступаемого ему денежного требования. Такой подход часто на практике создавал массу неудобств, а также иногда не позволял приобретать у иностранного кредитора денежные требования к белорусским импортерам.

С принятием Указа от 23.11.2015 N 471 данная проблема была решена. Так, вознаграждение фактору выплачивается кредитором (должником) в форме дисконта (разница между суммой денежного обязательства должника и суммой, выплачиваемой фактором кредитору) и (или) в иных формах, определенных договором факторинга <*>.

Таким образом, согласно норме Указа от 23.11.2015 N 471 в договоре факторинга может определяться иная форма вознаграждения фактора, нежели дисконт (фиксированное комиссионное вознаграждение, начисление процентов на сумму финансирования и т.д.). Вместе с тем данное положение идет вразрез с п. 1 ст. 772 ГК в действующей редакции, в связи с чем белорусский законодатель вносит в норму корректировки, которые вступят в силу
с 1 февраля 2019 г.

Договор доверительного управления может быть безвозмездным

Согласно ч. 1 п. 1 ст. 895 ГК «…по договору доверительного управления имуществом одна сторона (вверитель) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а доверительный управляющий обязуется за вознаграждение осуществлять управление этим имуществом в интересах вверителя или указанного им лица (выгодоприобретателя)».

Исходя из вышеуказанной нормы одним из условий, признаваемых как существенное, является размер и форма вознаграждения доверительному управляющему, если выплата вознаграждения предусмотрена договором.

Статья 895 ГК в новой редакции дополнена положением о том, что в случае заключения договора доверительного управления имуществом в интересах гражданина, который в связи с заболеванием находится в бессознательном состоянии, исключающем возможность понимать значение своих действий или руководить ими, такой договор может быть заключен без выплаты вознаграждения доверительному управляющему <*>.

Полагаем, что закрепление возможности заключить договор доверительного управления на безвозмездной основе связано с внесением изменений в законодательство, регулирующее институты опеки и попечительства, а также вопросы дееспособности граждан.

Расширено понятие заработка (дохода), утраченного в результате повреждения здоровья

В новой редакции ст. 955 ГК при повреждении лицом здоровья в состав утраченного потерпевшим заработка (дохода) теперь будут включать доходы от деятельности, установленной абз. 2, 3, 12 — 31, 33 — 44 ч. 4 п. 1 ст. 1 ГК.

Среднемесячный доход потерпевшего, осуществляющего вышеуказанную деятельность, будет определяться путем деления общей суммы его дохода за календарный год либо четыре квартала деятельности, предшествующих году (кварталу) причинения увечья, утраты либо снижения трудоспособности в связи с увечьем (по выбору потерпевшего), на двенадцать <*>.

В случае, когда потерпевший ко времени причинения вреда осуществлял вышеперечисленную деятельность менее двенадцати месяцев, среднемесячный заработок (доход) определяется путем деления общей суммы его заработка (дохода) за фактически проработанное число месяцев на число этих месяцев. Не полностью проработанные потерпевшим месяцы по его желанию заменяются предшествующими полностью проработанными месяцами либо исключаются из подсчета при невозможности их замены <*>.

Данное изменение, полагаем, было внесено в связи с расширением перечня видов деятельности, не относящихся к предпринимательской. Это призвано способствовать активизации деятельности физических лиц в соответствующих сферах в интересах человека и общества, а также свидетельствует о направленности законодательного регулирования на обеспечение государством больших возможностей для осуществления гражданами своих прав, включая конституционное право на свободное использование способностей и имущества для любой не запрещенной законом экономической деятельности <*>.

В заключение следует отметить, что многие из вышеуказанных нововведений внесены в ГК в связи с корректировкой соответствующих положений в специальных НПА, регулирующих указанные сферы гражданского законодательства.

Внесены изменения в сфере страхования

В целях совершенствования законодательства в страховой сфере с 1 февраля 2019 г. внесены следующие изменения.

Выбор способа (формы) заключения договора страхования: путем составления одного документа, или путем обмена документами, либо вручения страховщиком страхователю страхового полиса (свидетельства, сертификата), подписанного ими, — доступен только для договоров добровольного страхования. При их заключении страховщик сможет применять разработанные им формы страховых полисов (свидетельств, сертификатов), если иное не установлено актами Президента Республики Беларусь. Обязательные реквизиты таких документов и порядок их использования определяет Министерство финансов Республики Беларусь <*>.

Ранее разработанные страховщиком страховые полисы (свидетельства, сертификаты) нужно согласовывать с Министерством финансов Республики Беларусь <*>.

Изменен порядок заключения договора страхования в форме электронного документа. Так, согласно новой редакции п. 3 ст. 830 ГК: «…заключение договора страхования в форме электронного документа осуществляется с соблюдением порядка и условий, установленных органом, осуществляющим надзор и контроль за страховой деятельностью». Надзор и контроль за страховой деятельностью осуществляются Министерством финансов и территориальными органами Министерства финансов <*>.

Страховой тариф по видам добровольного страхования должен включать: базовый страховой тариф, состав которого определяет Министерство финансов Республики Беларусь, и применяемые к нему корректировочные коэффициенты. При определении размера страхового взноса (премии) по договору добровольного страхования применяются страховые тарифы, установленные страховщиком. Базовый страховой тариф устанавливается страховщиком по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь <*>.