Глава 1

Основные положения

Внесены изменения в перечень терминов и их определений, используемых для целей НК:

— определение термина «дивиденды» дополнено доходом, выплачиваемым владельцу инвестиционного пая.

Так, с 01.01.2022 дивидендами считаются доход, начисленный организацией (кроме простого товарищества) участнику (акционеру) по принадлежащим данному участнику (акционеру) долям (паям, акциям) в порядке распределения прибыли, остающейся после налогообложения, а также доход от доверительного управления составляющим паевой инвестиционный фонд имуществом, выплачиваемый владельцу инвестиционного пая по принадлежащим ему инвестиционным паям (за исключением части средств, получаемых в связи с прекращением существования этого фонда) (подп. 2.4 ст. 13 НК-2022);

— скорректировано определение термина «иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме для физических лиц».

С 01.07.2022 это не только иностранная организация, но и иностранный ИП, которые оказывают услуги в электронной форме. Конкретизированы лица, кому такие услуги оказываются. Это физлица (в том числе ИП), приобретающие услуги, если выполняется хотя бы одно из условий, указанных в п. 2 ст. 141 НК-2022.

Кроме того, приводится, кто не признается иностранной организацией (иностранным ИП), оказывающей услуги в электронной форме (подп. 2.12 ст. 13 НК-2022, абз. 5 п. 3 ст. 2 Закона N 141-З);

— перечень с 01.07.2022 дополняется терминами «электронная торговая площадка», «электронная дистанционная продажа товаров», «иностранная организация, иностранный индивидуальный предприниматель, осуществляющие электронную дистанционную продажу товаров» (подп. 2.12-1, 2.37 и 2.38 ст. 13 НК-2022, абз. 14, 30 п. 3 ст. 2 Закона N 141-З).

Глава 2

Плательщики налогов, сборов (пошлин). налоговые агенты и иные лица

Уточнен порядок определения периода нахождения физлица на территории Республики Беларусь для целей установления налогового резидентства. С 2022 года при определении периода нахождения за пределами территории Республики Беларусь на отдыхе вместо ограничения, равного двум месяцам, установлен конкретный период в днях — не более 60 календарных дней. Таким образом, с учетом изменений ко времени фактического нахождения на территории Республики Беларусь относятся время непосредственного нахождения физлица на территории Республики Беларусь, а также время, на которое это лицо выезжало за пределы территории Республики Беларусь на отдых, при условии, что время нахождения на таком отдыхе в совокупности по всем выездам за пределы Республики Беларусь в течение календарного года составило не более 60 календарных дней. Если общее количество дней фактического нахождения физлица за пределами Республики Беларусь на таком отдыхе в совокупности в течение календарного года превысило 60 календарных дней, весь период такого нахождения за пределами территории Республики Беларусь не относится ко времени фактического нахождения на территории Республики Беларусь (п. 2 ст. 17 НК-2022).

Скорректированы обязанности плательщиков. Так, с 2022 года введена новая обязанность для плательщиков — коммерческих организаций: ежегодно до 31 декабря текущего года устанавливать своих подлинных владельцев за этот год и сообщать информацию о них по запросу (уведомлению) налоговых органов, органов государственного контроля. Такая информация включает следующие сведения: фамилию, имя, отчество (если таковое имеется), страну места жительства, дату и основания возникновения статуса подлинного владельца с учетом п. 3 ст. 20 НК-2022 (подп. 1.18-1 ст. 22 НК-2022).

Также уточнена обязанность по представлению необходимых сведений в налоговый орган: плательщик обязан представлять в том числе документы (их копии), иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества (подп. 1.6 ст. 22 НК-2022).

Кроме того, закреплено, что плательщики при личном обращении в налоговый орган обязаны представлять документы, удостоверяющие личность. А представители плательщика дополнительно представляют также документы, подтверждающие соответствующие полномочия представителя (подп. 1.6-1 ст. 22, п. 5-1 ст. 24 НК-2022).

Глава 3

Элементы налогообложения

Скорректирован перечень объектов, которые не признаются реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав. С 01.01.2022 не признается реализацией безвозмездная передача вклада в имущество хозобщества, если она не приводит к увеличению уставного фонда общества и изменению размера долей (номинальной стоимости акций), принадлежащих его участникам, а также если участник хозобщества передает вклад согласно установленному порядку (подп. 2.7.4 ст. 31 НК-2022).

Дополнено одно из оснований, при наличии которого налоговая база и (или) подлежащий уплате (зачету, возврату) налог (сбор) по результатам проверки подлежат корректировке. В частности, предусматривается, что особенности отнесения действий или событий к хозоперациям, основной целью совершения которых являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат налога (сбора), устанавливает Совмин (п. 4 ст. 33 НК-2022).

Глава 4

Налоговый учет. налоговая декларация. Налоговое обязательство и его исполнение

Расширен перечень категорий субъектов хозяйствования, обязанных представлять налоговые декларации в электронном виде (ч. 1 п. 4 ст. 40 НК-2022). Теперь данное требование распространяется практически на все организации, за исключением:

— некоммерческих организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность;

— иностранных организаций, не осуществляющих деятельность, которая согласно ст. 180 НК-2022 рассматривается как деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство.

Как и ранее, налоговые декларации в электронном виде не обязаны представлять ИП, не являющиеся плательщиками НДС, а также плательщики (ч. 2 п. 4 ст. 40 НК-2022):

— в отношении которых в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) применяются процедуры экономической несостоятельности (банкротства), за исключением процедуры санации;

— находящиеся в процессе ликвидации (прекращении деятельности).

Решен вопрос исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, пеней при реорганизации юрлиц. Если в результате выделения из состава организации одной или нескольких организаций реорганизованная организация не имеет возможности исполнить обязанность по уплате таможенных платежей, уплатить пени и это выделение повлекло неисполнение обязанности по уплате таможенных платежей, неуплату пеней, выделившиеся организации обязаны по решению таможенного органа, осуществляющего взыскание, солидарно с реорганизованной организацией исполнить обязанность по уплате таможенных платежей, уплатить пени (п. 9 ст. 45 НК-2022).

Глава 5

Изменение установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней

На 2022 год в НК-2022 внесено уточнение касательно предоставления рассрочки, налогового кредита с поэтапной уплатой (ежемесячно или ежеквартально).

Такая рассрочка или кредит предполагает уплату сумм налогов, сборов (пошлин) равными долями (п. 2 ст. 48 НК-2022).

Глава 6

Способы обеспечения исполнения налогового обязательства и (или) уплаты пеней

С 01.01.2022 срок обеспечения плательщиком уплаты налогов и пеней, начисленных по результатам проверок, в случае их неуплаты не может превышать шести месяцев. Ранее такое обеспечение выдавалось на срок не более трех месяцев (подп. 3.1 ст. 54 НК-2022).

Установлен особый порядок начисления пеней за просрочку уплаты налоговыми агентами подоходного налога с физлиц при выплате им зарплаты, пособий и других доходов. С 2022 года такие пени начисляются с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникла обязанность по перечислению налога (абз. 2 ч. 4 п. 2 ст. 55 НК-2022). По результатам проверки, а также в случаях, указанных в абз. 5, 6 и 8 ч. 1, ч. 2 п. 6, абз. 5 п. 7 ст. 216 НК-2022, пени по подоходному налогу рассчитываются в общем порядке, т.е. со дня, следующего за установленным сроком уплаты налога (абз. 3 ч. 4 п. 2 ст. 55 НК-2022).

Банку-гаранту предоставлено право отказать в удовлетворении требований налоговых или таможенных органов по уплате денежных средств по банковской гарантии в случае несоответствия этих требований условиям банковской гарантии (ч. 2 п. 5 ст. 60 НК-2022).

Глава 7

Принудительное исполнение налогового обязательства, взыскание пеней

Внесены изменения в порядок взыскания налога, сбора (пошлины) (далее — налог), пеней:

— налоговые и таможенные органы будут взыскивать налоги, пени с ИП в порядке, предусмотренном для организаций. С 01.01.2022 взыскание денежных средств ИП-должника и его дебиторов осуществляется в бесспорном порядке, другого имущества ИП — по решению суда (ч. 2 п. 1 ст. 61 НК-2022);

— с 01.01.2022 налоговые органы могут взыскивать налоги, пени с организаций и физлиц в порядке исполнительного производства на основании своего решения о взыскании налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет. Определен срок направления такого решения в органы принудительного исполнения — 3 года со дня его вынесения (ч. 3, 4, 5 п. 1 ст. 61 НК-2022).

В период исполнительного производства налоговые органы не могут самостоятельно взыскивать недоимку, в том числе путем направления платежных требований к счетам должника и его дебиторов (ч. 6 п. 1 ст. 61, ч. 2 п. 5 ст. 62, ч. 2 п. 7 ст. 64 НК-2022).

С 2022 года взыскание неденежного имущества физлиц, в том числе ИП, на основании исполнительной надписи нотариуса осуществляется только таможенными органами (ч. 1 п. 1 ст. 65 НК-2022);

— уточнены случаи, на которые не распространяется норма п. 2 ст. 61 НК-2022 об ограничении взыскания налога (сбора, пошлины) 5-летним периодом (абз. 2, 3 п. 2 ст. 61 НК-2022).

Глава 8

Зачет, возврат налогов, сборов (пошлин), пеней

Уточнен порядок зачета (возврата) излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пеней. Он производится не позднее 5 лет со дня уплаты указанной суммы, за исключением следующих случаев (ч. 2, 3, 4 п. 1 ст. 66 НК-2022):

— если по результатам проверки плательщика установлена излишне уплаченная сумма налога, сбора (пошлины), зачет такой суммы производится независимо от истечения 5-летнего периода от установленных сроков уплаты этого налога, сбора (пошлины);

— зачет излишне уплаченной плательщиком суммы налога, сбора, установленной по результатам проверки иного лица, производится независимо от истечения 5-летнего периода от установленных сроков уплаты налога, сбора.

Увеличены сроки проведения зачета излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пеней налоговым органом. ИМНС самостоятельно производит зачет в следующей последовательности (п. 2 ст. 66 НК-2022):

— в счет уплаты этого налога, сбора (пошлины), пеней по нему с использованием программных и технических средств не позднее рабочего дня, следующего за днем, когда ей стало известно о подлежащей уплате сумме этого налога, сбора (пошлины), пеней по нему. В 2021 году такой зачет производился не позднее дня, когда налоговому органу стало известно о подлежащей уплате сумме этого налога, сбора (пошлины), пеней по нему (абз. 2 п. 2 ст. 66 НК-2021);

— в счет исполнения налогового обязательства, уплаты пеней по другим налогам, сборам (пошлинам) в течение трех рабочих дней со дня выявления факта наличия у плательщика неисполненного налогового обязательства или неуплаченных пеней.

С 2022 года внесено дополнение, что зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пеней может производиться в счет авансовых платежей при наличии у плательщика объекта налогообложения по соответствующему налогу, сбору (пошлине) (абз. 3 ч. 1 п. 3 ст. 66 НК-2022).

В общем случае заявление о зачете излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пеней подается не позднее 5 лет со дня уплаты указанной суммы. С 2022 года установлено исключение: подача заявления о проведении зачета излишне уплаченной плательщиком суммы налога, сбора, установленной по результатам проверки иного лица (ч. 3 п. 3 ст. 66 НК-2022).

Внесены дополнения в условия возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пеней по заявлению плательщика. С 01.01.2022 возврат производится (ч. 1 п. 5 ст. 66 НК-2022):

— как и ранее, при отсутствии у плательщика неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней и штрафов;

— после погашения задолженности по налогам, сборам, пеням по результатам проверки иного лица, в ходе которой установлена излишне уплаченная плательщиком сумма налога, сбора.

С 01.01.2022 установлен порядок рассмотрения таможенным органом заявления о возврате излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пеней (ч. 5 п. 5 ст. 66 НК-2022). Срок рассмотрения таможенным органом заявления о возврате приостанавливается с даты составления акта таможенной проверки и возобновляется с даты вынесения решения по акту таможенной проверки. О приостановлении и возобновлении течения срока заявитель информируется письменно.

Внесено дополнение в ч. 1 п. 8 ст. 66 НК-2022, согласно которому ст. 66 НК-2022 применяется в том числе при зачете (возврате) излишне уплаченных авансовых платежей по налогам, сборам (пошлинам).

Уточнен порядок рассмотрения таможенным органом заявления о возврате излишне взысканной суммы налога, сбора (пошлины), пеней. Срок рассмотрения таможенным органом заявления о возврате приостанавливается с даты составления акта таможенной проверки и возобновляется с даты вынесения решения по акту таможенной проверки. О приостановлении и возобновлении течения срока рассмотрения заявитель информируется письменно (ч. 6 п. 3 ст. 67 НК-2022).

Глава 9

Учет плательщиков

Увеличен срок действия выписки из торгового регистра страны места нахождения иностранной организации (иного эквивалентного документа) (далее — выписка). С 01.01.2022 выписка должна быть выдана не позднее 6 месяцев до дня их представления для постановки на учет в налоговом органе Республики Беларусь. В 2021 году этот срок был 3 месяца (ч. 3 п. 2 ст. 70 НК-2021, ч. 3 п. 2 ст. 70 НК-2022).

С 01.07.2022 установлена необходимость постановки на налоговый учет в Республике Беларусь иностранных компаний и иностранных ИП, оказывающих услуги в электронной форме, осуществляющих электронную дистанционную продажу товаров, в случае, если оборот по реализации таких услуг, товаров белорусским покупателям превышает сумму, эквивалентную 10 000 евро (без НДС) (подп. 1.7 ст. 70 НК-2022).

Поскольку ранее порядок постановки на налоговый учет в Республике Беларусь и снятия с него иностранных ИП не был установлен, то в п. 1, 2, подп. 4.1, 4.3 ст. 70 НК-2022 включены соответствующие положения, регулирующие этот процесс.

Глава 10

Налоговый контроль

Скорректированы условия проведения проверки при ликвидации организации (прекращении деятельности ИП). Так, с 2022 года камеральные проверки (подп. 2.1 ст. 72 НК-2022), проверки, проводимые при ликвидации организаций или прекращении деятельности ИП, в том числе для признания государственной регистрации юрлиц и ИП недействительной, а также при наличии сведений и фактов, свидетельствующих о неосуществлении предпринимательской деятельности в течение 24 месяцев подряд (абз. 2 подп. 2.2 ст. 72 НК-2022), для подтверждения обоснованности возврата проверяемому субъекту разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (абз. 7 подп. 2.2 ст. 72 НК-2022), не проводятся при ликвидации организации или прекращении деятельности ИП, у которых по результатам анализа информации, имеющейся в налоговом органе, отсутствует неисполненное налоговое обязательство либо предполагаемая сумма неисполненных налоговых обязательств и (или) сумма заявленной к возврату разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, составляет менее 10 базовых величин. В этом случае налоговый орган направляет в регистрирующий орган справку, подтверждающую отсутствие у таких плательщиков задолженности перед бюджетом (ч. 1 п. 3 ст. 72 НК-2022).

Однако при наличии поручения органа уголовного преследования по возбужденному уголовному делу или суда по находящимся в их производстве делам проверка при ликвидации организаций или прекращении деятельности ИП проводится без учета вышеуказанных обстоятельств (ч. 3 п. 3 ст. 72 НК-2022).

Внесены изменения в порядок проведения камеральных проверок. С 2022 года налоговый орган информирует плательщика о непринятии сведений, пояснений, документов в качестве обоснования по отраженным в уведомлении обстоятельствам, если по результатам их рассмотрения или при их непредставлении установлен факт совершения правонарушения, не подтверждено право на льготы, не внесены соответствующие корректировки в налоговую декларацию (расчет) либо не представлена декларация (расчет) на основании уведомления и др. И в этом случае, как и ранее, налоговый орган составляет акт камеральной проверки (ч. 1 и 4 п. 8 ст. 73 НК-2022).

Установлено, что срок составления акта камеральной проверки может быть продлен в случае направления налоговым органом запросов не только в адрес государственных органов, иных организации, ИП, компетентных органов иностранных государств, но также и в адрес физлиц (ч. 2 п. 10 ст. 73 НК-2022).

Также определено, что с 2022 года порядок проведения камеральной проверки соответствия расходов доходам физлица регулируется новой ст. 73-1 НК-2022. Закон Республики Беларусь от 04.01.2003 N 174-З «О декларировании физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов» с 01.01.2022 утратил силу (абз. 2 ст. 6, абз. 2 ст. 9 Закона N 141-З, п. 12 ст. 73 НК-2022).

При проведении выездных проверок не требуется вносить запись в книгу учета проверок. С 2022 года в книгу учета проверок вносятся сведения при проведении только выборочных и внеплановых проверок (п. 5 ст. 74 НК-2022, п. 23 Указа N 510, ч. 1 п. 33 Положения N 510, п. 7 и 8 постановления N 383, графа 3 формы книги учета проверок).

Увеличены значения критериев отнесения организаций к числу крупных плательщиков в целях налогового контроля. Так, в перечень крупных плательщиков включаются белорусские организации, имеющие выручку (доходы) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав согласно налоговым декларациям (расчетам) по налогу на прибыль за год, предшествующий году, в котором подлежит утверждению перечень крупных плательщиков, не менее 207 600 000 руб. и при наличии одного из следующих критериев (п. 3 ст. 82 НК-2022):

— суммарный размер налогов, сборов (пошлин), исчисленных организацией в году, предшествующем году, в котором подлежит утверждению перечень крупных плательщиков, превышает 16 200 000 руб.;

— разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, согласно налоговой декларации (расчету) по НДС за год, предшествующий году, в котором подлежит утверждению перечень крупных плательщиков, превышает 16 200 000 руб.

В 2021 году данные значения критериев составляли соответственно 180 000 000 руб., 14 000 000 руб. и 14 000 000 руб. (п. 3 ст. 82 НК-2021).

Глава 12

Порядок и сроки обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц

Установлено, что в случае судебного обжалования решения налогового органа, действий (бездействия) его должностных лиц пропущенный по уважительным причинам срок для подачи жалобы может быть восстановлен судом (ч. 2 п. 1 ст. 103 НК-2022).

Глава 13

Налоговые и таможенные органы

Дополнены права налоговых органов. С 2022 года установлено право налоговых органов принимать решение о взыскании налогов, сборов (пошлин), а также иных обязательных платежей в бюджет, в отношении всех категорий плательщиков, включая физлиц, не являющихся ИП. Напомним, с 15.07.2021 решение налогового органа о взыскании налогов, сборов (пошлин), а также иных обязательных платежей в бюджет относится к исполнительным документам (подп. 1.6 ст. 107 НК-2022, абз. 11 ч. 1 ст. 10 Законом от 24.10.2016 N 439-З «Об исполнительном производстве»).

Также закреплено право налоговых органов обрабатывать персональные данные физлиц без их согласия в целях контроля за соблюдением налогового законодательства, формирования, ведения, актуализации и исключения сведений, содержащихся в Государственном реестре плательщиков (иных обязанных лиц), базе данных, содержащей сведения о доходах физлиц, а также при взаимодействии с плательщиками в письменной или электронной форме (подп. 1.14 ст. 107 НК-2022).

Обратите внимание!
Описанные выше изменения по Общей части НК вступают в силу с 01.01.2022, отдельные — с 01.07.2022.

Вместе с тем в Общую часть НК Законом N 141-З также внесены изменения, которые вступают в силу с 01.01.2023.

В частности, корректируется порядок применения особых режимов налогообложения. С 01.01.2023 устанавливается новый перечень плательщиков, которые вправе применять особые режимы налогообложения. Из него исключаются плательщики сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма и вводятся плательщики налога на профессиональный доход (п. 2 ст. 10 НК-2023, п. 2 ст. 2 Закона N 141-З).

Корректируется перечень терминов и их определений, используемых для целей НК. С 01.01.2023 перечень дополняется определением терминов «приложение «Налог на профессиональный доход» и «профессиональный доход» (подп. 2.19-1 и 2.19-2 ст. 13 НК-2023, абз. 23 п. 3 ст. 2 Закона N 141-З).

Отметим, с этой даты вводится налог на профессиональный доход. Под профессиональным доходом понимают доходы физлиц от деятельности. При этом деятельность осуществляется без работодателя и без привлечения иных лиц по трудовым договорам и (или) по гражданско-правовым договорам. Электронный документооборот по новому налогу будет осуществляться с налоговым органом через указанное приложение «Налог на профессиональный доход» на портале МНС.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex