Постановлением от 15.11.2021 N 647/11 внесены изменения в постановление N 924/16, которое определяет порядок использования кассового и иного оборудования при приеме средства платежа.

1. Платежные терминалы

Не требуется обязательная установка и использование платежных терминалов, если организация, индивидуальный предприниматель (ИП) предоставит покупателям (потребителям) возможность приема оплаты за товары (услуги) в безналичном порядке с использованием QR-кодов и (или) мобильных приложений в следующих случаях (абз. 9 подп. 1.1, подп. 1.3 постановления N 647/11):

— розничная торговля новыми и подержанными автомобильными транспортными средствами, мотоциклами;

— розничная торговля мехами и меховыми изделиями, предметами антиквариата;

— развозная торговля;

— оказание услуг агроэкотуризма, услуг ксерокопирования и сканирования, услуг по доставке продукции общественного питания;

— аренда легковых и грузовых автомобилей без водителя;

— деятельность хостелов (молодежных гостиниц).

ИП, организациям, которые относятся к субъектам малого предпринимательства, а также организациям потребительской кооперации в случаях, когда они обязаны использовать платежные терминалы, предоставлена возможность применять терминалы, которые обеспечивают прием к оплате только бесконтактных банковских платежных карточек (абз. 11 подп. 1.1 постановления N 647/11).

В качестве платежного терминала, который принимает к оплате только бесконтактные банковские платежные карточки, организации (ИП) могут использовать смартфон с установленным приложением (технология Tap to Phone). Это позволит им сократить затраты на приобретение терминального оборудования.

К субъектам малого предпринимательства относятся (ч. 1 п. 3 Закона N 148-З):

— ИП, зарегистрированные в Республике Беларусь;

— микроорганизации — зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

— малые организации — зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

Примечание
Бесконтактная карточка — карточка, действующая на основе технологии радиочастотной идентификации, позволяющая осуществлять операции без механического контакта с платежным терминалом, иным электронно-механическим программно-техническим комплексом, предназначенным для совершения операций с использованием карточек (абз. 7 ч. 1 п. 2 Инструкции N 34).

Разрешено использование одного платежного терминала при осуществлении одной организацией потребительской кооперации розничной торговли в нескольких торговых объектах, расположенных на площадях одного здания. При этом такая организация должна обеспечить возможность доставки платежного терминала к держателю банковской платежной карточки непосредственно в тот объект, в котором осуществляется оплата (абз. 6 и 7 подп. 1.1 постановления N 647/11).

Все вышеназванные изменения вступают в силу с 18.11.2021 (абз. 5 п. 4 постановления N 647/11).

2. Платежные документы 

С 18.11.2021 введены следующие требования, касающиеся платежного документа, формируемого на кассовом оборудовании.

Добавлено, что кассир при проведении операции возврата денежных средств на кассовом оборудовании обязан выдавать покупателю (потребителю) сформированный документ, подтверждающий совершение этой операции (то есть чек на возврат денег) (абз. 2 подп. 1.4 постановления N 647/11).

Ранее такая обязанность отсутствовала. Организации и ИП самостоятельно определяли, как поступать с чеком на возврат денег.

Закреплено, что такой реквизит, как «наименование товара», обязателен в платежном документе, который формируется КСА или программной кассой, обеспечивающими дифференцированный учет данных о товарах, при их продаже в торговых объектах с торговой площадью 650 кв. м и более (абз. 3 подп. 1.4 постановления N 647/11).

Отметим, что это не является новшеством. Такое же требование в части КСА предусмотрено подп. 5.3.9.2 п. 5 СТБ 1364.0-2015, в части программной кассы — абз. 8 ч. 1 п. 12 Положения N 10.

Примечание
Напомним, что с 10.04.2022 уменьшается значение торговой площади с 650 кв. м до 200 кв. м для целей обязательного ведения дифференцированного учета товаров в розничной торговле, за исключением объектов потребительской кооперации, расположенных на территории сельской местности. Дифференцированный учет — автоматизированный учет, предусматривающий наличие у организации и ИП информации о наименовании, количестве и стоимости предлагаемых к реализации товаров и реализуемых товарах в торговых объектах (абз. 20, 25 подп. 1.3 п. 1, абз. 3 п. 5 постановления N 203/4).

С 18.08.2022 организации и ИП, которые используют КСА, смогут при согласии покупателя (потребителя) формировать и выдавать покупателю (потребителю) платежный документ только в электронном виде. Состав сведений и способ выдачи такого платежного документа будут определены в требованиях к кассовым аппаратам (абз. 5 и 6 подп. 1.4, п. 3, абз. 4 п. 4 постановления N 647/11).

Сейчас возможность формировать платежный документ в электронном виде предусмотрена для программных касс. При этом также добавлено уточнение, что с 18.05.2022 с согласия покупателя кассир формирует на программной кассе только платежный чек в электронном виде (абз. 10 подп. 1.4, абз. 2 п. 4 постановления N 647/11; ч. 2 п. 23 Положения N 924/16).

3. Прием наличных без кассового оборудования

 С 18.05.2022 из перечня случаев, когда разрешается принимать наличные без применения кассового оборудования, исключается розничная торговля продовольственными товарами, в том числе сельскохозяйственной продукцией, на ярмарках, торговых местах на рынках (абз. 13, 14 подп. 1.4, абз. 2 п. 4 постановления N 647/11).

До указанной даты организациям и ИП необходимо предпринять меры по приобретению КСА или программных касс.

4. Иное

Внесены корректировки в постановление N 924/16 в связи с тем, что с 08.07.2021 взамен термина «розничная торговля по образцам без (вне) торговых объектов» введен термин «дистанционная торговля» (п. 1 Классификации форм торговли, постановление N 31).

С учетом внесенных корректировок определено следующее:

— организации и ИП обязаны установить и использовать платежные терминалы при осуществлении дистанционной торговли (за исключением розничной торговли, при осуществлении которой оплата товаров производится только в безналичной форме) (подп. 1.2 постановления N 647/11);

— требование о наличии эксплуатационной документации на КСА в месте его установки не требуется при осуществлении дистанционной торговли с доставкой товаров на дом или в иное оговоренное место (абз. 4 подп. 1.4 постановления N 647/11).

Добавлено, что не допускается использование кассового аппарата и программной кассы, если место их установки и использования не соответствует информации, содержащейся в СККО (абз. 7 подп. 1.4 постановления N 647/11).

Эти изменения вступают в силу с 18.11.2021 (абз. 5 п. 4 постановления N 647/11).

С 18.07.2022 комиссия по оценке оператора программной кассовой системы, программной кассовой системы и программной кассы при Министерстве по налогам и сборам наделяется также полномочиями на отзыв заключения о соответствии оператора программной кассовой системы и (или) программной кассовой системы и (или) программной кассы предъявляемым требованиям в случаях их нарушения. Отзыв такого заключения скажется и на субъектах хозяйствования, поскольку они не смогут далее использовать программную кассу (абз. 8, 9, 11 и 12 подп. 1.4, абз. 3 п. 4 постановления N 647/11).

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex