Е.В.ШАРШУН, начальник отдела гражданского,  хозяйственного и экологического законодательства
управления законодательства
о гражданских, финансово-экономических и экологических отношениях
Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь

Законом от 05.01.2024 N 345-З «Об изменении законов по вопросам производства и оборота алкогольной продукции» внесены изменения в ряд законодательных актов, регулирующих оборот алкогольной продукции. Изменения вступают в силу с 11.07.2024 (за некоторым исключением). Рассмотрим основные изменения подробнее в материале.

1. Перечень корректируемых НПА, а также цели их изменения

05.01.2024 Президентом Республики Беларусь подписан Закон N 345-З, который был подготовлен в соответствии с п. 17 Плана подготовки проектов законодательных актов на 2023 г.

Законом N 345-З внесены изменения в следующие законы Республики Беларусь:

Закон N 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» (далее — Закон N 429-З);

Закон N 169-З «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства» (далее — Закон N 169-З);

Закон N 213-З «О лицензировании» (далее — Закон N 213-З).

Основными целями подготовки Закона N 345-З являлись:

— совершенствование правовых основ государственного регулирования производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта с учетом практики применения Закона N 429-З;

— имплементация в Закон N 429-З норм Декрета N 3 «О некоторых вопросах государственного регулирования производства, оборота и рекламы пива, алкогольной продукции и табачных изделий» (далее — Декрет N 3);

— устранение коллизий законодательных актов и восполнение имеющихся пробелов правового регулирования.

Безусловно, наиболее существенную корректировку претерпел Закон N 429-З, который является ключевым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в области производства и оборота алкогольной продукции и спирта. При этом Законом N 345-З предусмотрено, что Президентом Республики Беларусь могут устанавливаться особенности правового регулирования отношений, регламентированных Законом N 429-З (п. 4 ст. 1 Закона N 345-З).

Изменения в указанные законы вступят в силу через 6 месяцев после официального опубликования Закона N 345-З (абз. 2 ст. 6 Закона N 345-З).

2. Уточнение терминологического аппарата Закона N 429-З

Изложено в новой редакции определение термина «оригинальные алкогольные напитки» (абз. 4 — 5 п. 2 ст. 1 Закона N 345-З, абз. 10 ст. 2 Закона N 429-З). Во-первых, в определение данного понятия имплементированы положения п. 2 ст. 30 Закона N 429-З в части того, что такие напитки производятся с использованием натурального зернового и растительного сырья в соответствии с техническими нормативными правовыми актами в области технического нормирования и стандартизации, технологическими документами. Кроме того, определены способы их производства — путем дистилляции (перегона) спиртосодержащей массы через специальные аппараты и (или) применения иных технологических процессов (на основе изготовленного дистиллята). При этом исключено указание, что данные напитки изготавливаются по народным рецептам, а лишь указано, что производство осуществляется по нетрадиционной технологии.

Справочно
Производство оригинальных алкогольных напитков осуществляется юридическими лицами Республики Беларусь по перечню, определенному постановлением Совмина N 1376. Условия и порядок включения юридических лиц Республики Беларусь в указанный перечень определены постановлением Совмина N 32.

Уточнено определение термина «розничная торговля алкогольными напитками«, которая определена как предпринимательская деятельность, связанная с приобретением и продажей либо продажей алкогольных напитков для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, а также продажа и организация потребления алкогольных напитков при осуществлении общественного питания (абз. 6 — 7 п. 2 ст. 1 Закона N 345-З, абз. 13 ст. 2 Закона N 429-З). В отличие от действующего определения розничной торговлей алкогольными напитками будет считаться не только предпринимательская деятельность, связанная с приобретением и продажей, но и исключительно с продажей алкогольных напитков. Аналогичный подход использован также при корректировке абз. 3 ст. 289 Закона N 213-З в определении розничной торговли алкогольными напитками, табачными изделиями, нетабачными никотиносодержащими изделиями, жидкостями для электронных систем курения (п. 2 ст. 3 Закона N 345-З).

Исходя из определения термина «продукция общественного питания», содержащегося в подп. 1.18 п. 1 ст. 1 Закона N 128-З, в Законе N 429-З изменена формулировка «продукция общественного питания с объемной долей этилового спирта более 7 процентов» путем замены ее на словосочетание «продукция общественного питания в виде алкогольных напитков». При этом в соответствии с абз. 4 ст. 2 Закона N 429-З под алкогольными напитками понимаются водка, ликеро-водочные изделия, вино, коньяк, бренди, кальвадос, шампанское и другие напитки с объемной долей этилового спирта 7% и более.

Справочно
В соответствии с абз. 8 ст. 4 Закона N 345-З абз. 6 подп. 4.1 п. 4 Декрета N 7 будет признан утратившим силу.

3. Импорт алкогольной продукции

Ключевые изменения Закона N 429-З обусловлены необходимостью урегулирования на уровне закона отношений в сфере импорта алкогольной продукции в связи с исключением декретов из источников правового регулирования (невозможностью издания новых декретов) и с учетом компетенции Президента Республики Беларусь (в соответствии с изменениями и дополнениями Конституции Республики Беларусь, принятыми на республиканском референдуме 27.02.2022).

Сегодня основное регулирование отношений в сфере импорта алкогольной продукции обеспечивается Законом N 429-З. В то же время частично регулирование данных отношений сохраняется в Декрете N 3, которым определены порядок реализации исключительного права государства и порядок организации и проведения конкурсов на определение юридических лиц, обеспечивающих реализацию исключительного права государства на осуществление импорта алкогольной продукции (п. 3 Декрета N 3).

В ст. 5 Закона N 429-З имплементированы отдельные положения Декрета N 3 и предусмотрены (п. 5 ст. 1 Закона N 345-З):

закрепление за государством исключительного права на осуществление импорта алкогольной продукции. Реализация исключительного права государства на осуществление импорта алкогольной продукции осуществляется юридическими лицами — победителями конкурсов на определение юридических лиц, обеспечивающих реализацию исключительного права государства на осуществление импорта алкогольной продукции. Порядок организации и проведения таких конкурсов, как и в настоящее время, будет устанавливаться Президентом Республики Беларусь;

случаи, когда исключительное право государства на осуществление импорта алкогольной продукции не распространяется:

— на алкогольную продукцию, ввозимую на территорию Республики Беларусь:

при ее помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления;

организаторами и участниками международных выставок и ярмарок в качестве образцов и экспонатов в объеме не более 2,5 л каждого наименования;

владельцами магазинов беспошлинной торговли для реализации в магазинах беспошлинной торговли, а также на реализованную в таких магазинах;

предназначенную для официального пользования дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, представительствами государств при международных организациях, международными организациями или их представительствами;

юридическими лицами, являющимися переработчиками такой алкогольной продукции, в сосудах емкостью более 2 л;

в качестве образцов для проведения испытаний в рамках оценки соответствия техническим требованиям в количестве, установленном техническими нормативными правовыми актами в области технического нормирования и стандартизации;