С 28.04.2021 вступает в силу новая редакция Закона о хозобществах <*>. Нововведения и изменения затрагивают практически все вопросы деятельности хозобществ: реорганизация, ликвидация, компетенция и работа органов, аффилированные лица, крупные сделки и др. Остановимся на основном.

Создание хозобщества и общие вопросы участия в нем

Исключается ныне установленное специальное ограничение для хозобществ с одним участником — запрет на создание и деятельность такого хозобщества по принципу “матрешки” <*>. То есть с 28.04.2021 допускается, что хозобщество может иметь в качестве единственного участника другое хозобщество, состоящее из одного участника.

Уточняется и расширяется круг лиц, которые, помимо участников хозобщества, вправе участвовать в управлении его деятельностью, а значит, и участвовать в общем собрании участников хозобщества (далее — общее собрание) <*>. Так, это право может принадлежать <*>:

— лицам, которые приобрели право пользования и (или) распоряжения долей (ее частью, акциями) в уставном фонде на основании договора;

— лицам, уполномоченным на управление наследственным имуществом в случае смерти участника либо объявления его умершим. Сегодня оговорка о случае объявления участника умершим отсутствует <*>;

— иным лицам в случаях, предусмотренных законодательством. Кто подразумевается под “иными лицами”, в новой редакции Закона о хозобществах не конкретизируется, а в действующей упоминание о них отсутствует.

В отношении акционерных соглашений и договоров об осуществлении прав участников устраняется существующее ограничение по количеству участников таких соглашений (договоров) <*>. На сегодняшний день их участниками не могут быть одновременно все акционеры (участники) <*>. С 28.04.2021 данный запрет не актуален.

Органы управления хозобщества

Наибольшее количество изменений и (или) дополнений посвящено вопросам подготовки, созыва и проведения общего собрания и заседаний совета директоров (наблюдательного совета) (далее — совет директоров) хозобщества, а также компетенции этих органов.

1. Общее собрание:

дополняется его компетенция. В том числе исключительная за счет отнесения к ней вопросов образования органов хозобщества и утверждения количественного и персонального состава счетной комиссии, а также досрочного прекращения полномочий ее членов <*>. В действующей редакции Закона о хозобществах последний вопрос не оговаривается вообще, а остальные хоть и входят в компетенцию общего собрания, но не в исключительную <*>. На сегодня подразумевается, что они могут быть отданы на решение иного органа хозобщества. Также в новой редакции уточняется, что порядок подачи предложений о составе счетной комиссии и порядок ее избрания должны быть закреплены в уставе хозобщества <*>;

изменяется терминология: вместо “очередное” общее собрание используется термин “годовое”. Соответственно, за неактуальностью исключается ныне действующее требование о необходимости проводить очередные общие собрания как минимум 1 раз в год <*>. Но подчеркнем, что обязанность ежегодно проводить годовое собрание сохраняется <*>;

расширяется и уточняется перечень сведений, которые должно содержать решение о проведении общего собрания <*>. Например, если в повестке дня общего собрания акционеров есть вопросы, решения по которым могут повлечь возникновение у акционеров права требовать выкупа акций этого АО, то в решении о проведении такого собрания должна быть определена дата окончания предъявления требований о проведении независимой оценки стоимости акций;

изменяется предельный срок, до истечения которого участники общего собрания должны быть извещены о его проведении. Для годового собрания срок извещения — не позднее чем за 30 дней до даты его проведения, для внеочередного — не позднее чем за 10 дней. Для любого собрания, повестка дня которого включает вопрос об избрании членов совета директоров, исполнительного органа, ревизионной комиссии (ревизора), — не позднее чем за 20 дней. А если членов совета директоров планируется избирать кумулятивным голосованием — не позднее чем за 50 дней. Во всех этих случаях больший или меньший срок допускается определить в уставе <*>. На сегодня срок для извещения и об очередном, и о внеочередном собрании един — не позднее чем за 30 дней до даты его проведения. А срок для извещения о внеочередном собрании, на котором будет рассматриваться вопрос об избрании членов совета директоров кумулятивным голосованием, — не позднее чем за 50 дней. И уставом эти сроки могут быть скорректированы только в сторону уменьшения <*>;

увеличивается объем информации, которая должна быть подготовлена до проведения годового общего собрания и доступна для ознакомления его участникам. Так, с 28.04.2021 информация о деятельности хозобщества за отчетный год включает, помимо прочего, информацию о годовом вознаграждении членов совета директоров, годовом размере оплаты труда членов исполнительного органа, о безвозмездной передаче (продаже) долей в уставном фонде (акций) хозобщества членам его органов управления и (или) работникам, динамике изменения стоимости чистых активов и уставного фонда хозобщества за три последних завершенных финансовых года (включая отчетный) и др. <*>;

уточняется срок для поступления предложений в повестку дня внеочередного общего собрания. Согласно новой редакции Закона о хозобществах общее правило — предложения должны поступить не позднее 7 дней до даты проведения внеочередного собрания. Если же это предложения о выдвижении кандидатов в совет директоров, исполнительный орган, ревизионную комиссию (ревизоры), — не позднее 10 дней. А если членов совета директоров избирают кумулятивным голосованием — не позднее 30 дней. Во всех этих случаях в уставе можно прописать больший или меньший срок для направления предложений <*>. Действующей редакцией установлен срок для поступления предложений в повестку дня внеочередного собрания только в ситуации избрания членов совета директоров кумулятивным голосованием — не позднее 30 дней до проведения собрания, если иной срок не указан в уставе <*>;

изменяется срок рассмотрения уполномоченным органом поступивших предложений в повестку дня общего собрания. Так, если собрание годовое, то это нужно успеть сделать не позднее 10 дней после окончания срока для поступления предложений в повестку дня этого собрания. Если собрание внеочередное — не позднее трех дней после истечения срока для поступления предложений в повестку дня данного собрания <*>. Сегодня же срок для рассмотрения предложений, поступивших в повестку дня любого общего собрания, — 10 дней после окончания срока для их поступления <*>;

закрепляется возможность использования при организации созыва и проведении общего собрания систем дистанционного обслуживания. Важное условие: положения, предусматривающие случаи и порядок использования данной возможности, должны быть прописаны в уставе, а решения о внесении в него соответствующих изменений приняты всеми участниками хозобщества единогласно <*>.

На заметку
Под системами дистанционного обслуживания понимается электронная или иная связь, информационные сети (системы) или программно-аппаратные средства и технологии.

Кроме того, уточняется, что использование систем дистанционного обслуживания допускается при любой форме проведения общего собрания, включая очную. Другими словами, с 28.04.2021 присутствовать на очном общем собрании можно и дистанционно без сомнений в правомерности этого <*>. Ввиду появления возможности использования систем дистанционного обслуживания также откорректированы и иные положения, например, касающиеся содержания, направления (возврата), заполнения бюллетеней для заочного голосования <*>. Особое внимание уделяется тому, что способ направления бюллетеня должен позволять достоверно установить, кто именно его направил;

изменяется подход к подсчету голосов для определения кворума общего собрания, проводимого в заочной или смешанной форме. Согласно новой редакции Закона о хозобществах в этом случае учитываются только голоса из бюллетеней, полученных в определенном уставом порядке <*>. Согласно действующей — учитываются голоса из бюллетеней, полученных в порядке, предусмотренном уставом или ЛНПА хозобщества <*>. Соответственно, если данный порядок не прописан в уставе, то потребуется внести в него соответствующие изменения (дополнения). Иначе провести общее собрание после 28.04.2021, например, в заочной форме не получится ввиду отсутствия кворума;

уточняется порядок принятия решений по вопросам избрания членов совета директоров. Так, в уставе можно закрепить только один вариант такого порядка: либо простым большинством (более 50%) голосов участников общего собрания, либо кумулятивным голосованием <*>;

исключается запрет на принятие решений по вопросам, обязательным к рассмотрению на годовом общем собрании, путем проведения заочного голосования <*>. Это вопросы избрания членов совета директоров, членов ревизионной комиссии (ревизора), утверждения годовых отчетов, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности хозобщества и распределения его прибыли и убытков <*>. Следовательно, снимается ограничение на проведение годового общего собрания в заочной форме.

2. Совет директоров:

корректируется подход к формированию состава совета директоров. С 28.04.2021 в нем не должно быть более одного члена коллегиального исполнительного органа. На сегодня — не более 1/4 от общего количества членов этого совета. Причем ограничение на включение в состав совета директоров лица, осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа либо возглавляющего коллегиальный, сохраняется <*>. Также уточняется, что если по уставу в совет директоров должен входить представитель работников и (или) профсоюза хозобщества, то в уставе или ЛПА должен быть прописан порядок их включения в состав этого органа <*>;

появляется возможность избрания “временного председателя” совета директоров. Она означает, что, когда избранный в установленном порядке председатель отсутствует, его функции исполняет другой член совета директоров. Какой — решает сам этот совет <*>;

вводится обязанность по включению в устав и (или) ЛПА хозобщества определенных положений о совете директоров. Такие положения должны содержать требования к квалификационным, профессиональным и другим качествам кандидатов в члены совета директоров, порядок его созыва и принятия им решений <*>;

регламентируются вопросы, связанные с требованием о созыве заседания совета директоров. Так, устанавливается перечень лиц, которые вправе заявить данное требование. Среди них член совета, исполнительный орган, ревизионная комиссия (ревизор), аудитор. Определяется форма и содержание требования — письменная форма с указанием вопросов для рассмотрения советом директоров. А также срок проведения его заседания, созванного в связи с этим требованием, — не позднее 14 дней со дня поступления последнего (меньший срок может быть прописан в уставе) <*>;

вводится минимальный срок для извещения членов совета директоров о проведении заседания — не менее чем за 10 дней до даты его проведения. Меньший срок может быть закреплен в уставе <*>;

закрепляется возможность дистанционного участия в заседании совета директоров, т.е. с использованием систем дистанционного обслуживания. Условие: такая возможность должна быть зафиксирована в уставе <*>;

устанавливается срок для составления протокола заседания совета директоров — не позднее трех дней после окончания этого заседания <*>;

регламентируются вопросы оспаривания решения совета директоров в суде. В частности, определяется срок и круг лиц: такое право есть у участника (в т.ч. бывшего), члена совета директоров в течение двух месяцев со дня, когда они узнали (должны были узнать) о принятии решения <*>.

Аффилированные лица и сделки хозобщества

Новшества касаются не только уточнения круга аффилированных лиц хозобщества, но и порядка совершения крупных сделок и сделок с заинтересованностью аффилированных лиц (далее — сделки с заинтересованностью).

1. Аффилированные лица <*>:

изменяется круг аффилированных лиц. С одной стороны, расширяется — за счет включения в него физлиц, являющихся заместителями (первыми заместителями) директора (гендиректора) хозобщества, а также супруга (супруги) и определенного круга родственников (свойственников) этих физлиц. С другой стороны, формально сужается — за счет исключения из числа аффилированных лиц представителей государства. Хотя по сути они сохраняют за собой аффилированность, но по основанию членства в органах управления хозобщества;

конкретизируется срок для сообщения аффилированными лицами информации о сделках, в совершении которых они могут быть признаны заинтересованными. Такая информация должна доводиться до сведения общего собрания (совета директоров) не позднее пяти дней с даты, когда она стала известна аффилированному лицу. На сегодня точный срок для этого не установлен — применяется формулировка “незамедлительно” <*>;

вводится ответственность аффилированных лиц перед хозобществом. Основание — причинение убытков в результате непредоставления (несвоевременного предоставления) этими лицами определенной информации.

2. Сделки с заинтересованностью <*>:

устанавливается правило для внесения изменений в такие сделки. Его суть в следующем: кто принял решение о совершении сделки, тот принимает и решение о внесении в нее изменений;

уточняется условие отнесения сделок с однородными обязательствами к взаимосвязанным. С 28.04.2021 к ним относятся “однородные” сделки, совершенные с участием одних и тех же лиц, за последние 12 месяцев. Это общее правило, в уставе же может быть прописан меньший или больший период времени. На сегодня такое общее правило отсутствует — период времени определяется по усмотрению хозобщества и должен быть закреплен в уставе <*>;

дополняется перечень случаев, когда решения общего собрания (совета директоров) о сделке с заинтересованностью не требуется. Это случаи внесения участниками хозобщества вкладов в его имущество, случаи приобретения хозобществом акций собственного выпуска;

конкретизируется срок для раскрытия информации об определенных сделках с заинтересованностью. Такая информация должна быть раскрыта не позднее трех дней с даты принятия соответствующего решения о сделке. Сегодня точный срок для этого не предусмотрен — применяется формулировка “в возможно короткий срок” <*>.

3. Крупные сделки.

Подробно регламентируется вопрос внесения изменений в условия крупной сделки <*>. Так, действующее ныне общее правило “кто принял решение о совершении крупной сделки, тот принимает и решение о внесении в нее изменений” сохраняется. Как сохраняется и право передачи общим собранием полномочий на внесение изменений в такую сделку совету директоров <*>. Вместе с тем вводится дополнительная возможность — передать данный вопрос на решение исполнительного органа. Это вправе сделать общее собрание (или совет директоров) одновременно с принятием решения о совершении крупной сделки. Но только если такая возможность прямо прописана в уставе хозобщества.

Реорганизация хозобщества

Нововведения, так или иначе, затрагивают не только все пять возможных форм реорганизации хозобщества, но и некоторые другие связанные с ней вопросы.

1. Реорганизация в форме слияния <*>:

— закрепляется четкий перечень сведений (условий), которые обязательно должны содержаться в договоре о слиянии. Сегодня этот вопрос не урегулирован и, соответственно, содержание договора о слиянии оставлено на усмотрение юрлиц, участвующих в реорганизации;

— регламентируется принятие решений совместным общим собранием в ситуации, когда при слиянии образуется новое хозобщество. А именно вводятся требования к минимальному количеству голосов для принятия решений по вопросам утверждения устава (не менее 3/4 голосов лиц, принявших участие в собрании) и избрания членов органов (более 1/2 голосов лиц, принявших участие в собрании) этого общества. Действующей редакцией Закона о хозобществах данной ситуации внимания не уделяется.

2. Реорганизация в форме присоединения <*>:

— определяется конкретный перечень сведений (условий), которые обязательно должны содержаться в договоре о присоединении. Сегодня же, что включить в данный договор, решают юрлица, участвующие в реорганизации, по своему усмотрению;

— вводится требование к минимальному количеству голосов для принятия на совместном общем собрании решения о внесении изменений (дополнений) в устав хозобщества, к которому присоединяются. Не менее 3/4 голосов лиц, принявших участие в этом собрании.

3. Реорганизация в форме разделения <*>:

— конкретизируется перечень вопросов (сведений), которые обязательно должны содержаться в решении о реорганизации;

— регламентируется принятие решений общим собранием в случае, когда в результате разделения создается новое хозобщество. То есть устанавливается минимальное количество голосов, необходимое для принятия на общем собрании создаваемого хозобщества решений по вопросам утверждения устава (не менее 3/4 голосов лиц, принявших участие в собрании) и избрания членов органов (более 1/2 голосов лиц, принявших участие в собрании) этого общества. Действующей редакцией Закона о хозобществах данный случай отдельно не рассматривается.

4. Реорганизация в форме выделения <*>:

— уточняется перечень вопросов (сведений), которые обязательно должны содержаться в решении о реорганизации;

— регламентируется принятие решений общим собранием в ситуации, когда при выделении образуется новое хозобщество. А именно вводятся требования к минимальному количеству голосов для принятия на общем собрании образуемого хозобщества решений по вопросам утверждения устава (не менее 3/4 голосов лиц, принявших участие в собрании) и избрания членов органов (более 1/2 голосов лиц, принявших участие в собрании) этого общества. На сегодня данный аспект не урегулирован;

снимается запрет на выделение из хозобщества с единственным участником нового хозобщества, состоящего из одного участника — реорганизуемого хозобщества. Это логическое продолжение отмены ограничения на создание хозобщества с одним участником по принципу “матрешки” (об этом мы упоминали выше).

5. Реорганизация в форме преобразования <*>:

изменяется подход к преобразованию хозобщества в другое хозобщество или УП. Исключается возможность преобразования хозобщества в хозобщество другого вида (ОАО в ЗАО, ЗАО в ОАО), как и возможность преобразования хозобщества с двумя и более участниками в УП. Чтобы изменить вид хозобщества (ОАО на ЗАО, ЗАО на ОАО), требуется всего лишь созвать общее собрание и принять соответствующее решение большинством не менее 3/4 голосов участников собрания <*>. Преобразование же хозобщества в хозобщество другой формы (например, ОАО в ООО), а также преобразование хозобщества с одним участником в УП допускается (как и сейчас <*>);

— определяется перечень вопросов (сведений), которые обязательно должны содержаться в решении о реорганизации.

Кроме того, относительно утверждения передаточного акта (разделительного баланса) <*>:

— приводится в соответствие с ГК норма об органах (лицах) юрлиц, участвующих в реорганизации, правомочных на утверждение передаточного акта (разделительного баланса) <*>;

— устанавливается необходимый минимум голосов для принятия общим собранием решения об утверждении передаточного акта (разделительного баланса). Не менее 3/4 голосов лиц, принявших участие в этом собрании.

Также закрепляются требования к содержанию уведомления о реорганизации <*>. Среди обязательных ко включению в него сведений: порядок предъявления требований кредитора (включая адреса для заявления требований и способы связи с реорганизуемым хозобществом), наименование и местонахождение каждого юрлица, участвующего в реорганизации, создаваемого в ее результате.

Уточняется порядок формирования имущества хозобщества, возникающего при реорганизации. Оговаривается, что имущество такого хозобщества может формироваться исключительно за счет имущества реорганизуемых юрлиц <*>. В действующей редакции Закона о хозобществах такого уточнения нет <*>.

Экономическая несостоятельность (банкротство) и ликвидация хозобщества

Норма о субсидиарной ответственности участников хозобщества (иных лиц) по его долгам в случае экономической несостоятельности (банкротства) (далее — банкротство) приводится в соответствие с требованиями Декрета N 7. Другими словами, в Законе о хозобществах также уточняется, что субсидиарная ответственность по долгам банкрота может наступить только при доказанности виновных (умышленных) действий ответчика, ставших причиной этого банкротства <*>.

Относительно вопросов ликвидации устанавливается срок, в течение которого хозобщество обязано принять решение о ликвидации. Речь идет о ситуациях уменьшения стоимости чистых активов по результатам второго и каждого последующего финансового года:

— ниже установленного минимального размера уставного фонда — для АО;

— до нуля или отрицательного значения — для ООО (ОДО).

Если за 6 месяцев после окончания соответствующего финансового года вышеназванное основание для ликвидации не отпадает, то в эти же 6 месяцев нужно успеть принять решение о ликвидации <*>. Сегодня в аналогичных ситуациях какой-либо определенный срок для принятия решения о ликвидации не предусмотрен.

В отдельные положения ГК и Закона о рынке ценных бумаг также вносятся изменения по вопросам хозобществ <*>.

Хозобщества, зарегистрированные до вступления в силу Закона от 05.01.2021 N 95-З, т.е. до 28.04.2021, обязаны привести свои уставы в соответствие с ним при первой же их корректировке. То есть при первом внесении изменений и (или) дополнений в устав после вступления в силу Закона от 05.01.2021 N 95-З. До приведения в соответствие уставы действуют в части, не противоречащей Закону от 05.01.2021 N 95-З <*>.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex