01.01.2021 вступает в силу Указ от 29.12.2020 N 494 «О государственных закупках медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания» (далее — Указ N 494).

Указом на период с 01.01.2021 по 31.12.2022 установлены правила централизации госзакупок медизделий, запчастей к ним, лекарственных средств и лечебного питания (далее — медтовары) <*>. Ранее аналогичный порядок устанавливал Указ от 07.02.2019 N 40 «О государственных закупках медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания».

Кто может быть организатором госзакупок медтоваров

С 01.01.2021 госорганам при осуществлении госзакупок медтоваров, в том числе при централизации госзакупок, вновь предоставлено право определять <*>:

— перечни товаров, подлежащих госзакупке;

— минимальное значение ориентировочной стоимости годовой потребности их госзакупки.

Справочно
К госорганам, уполномоченным определять перечни и ориентировочную стоимость, относятся
<*>:
— Управление делами Президента;
— республиканские органы госуправления;
— иные госорганизации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, облисполкомы и Минский горисполком.

При централизации госзакупок медтоваров госорганы назначают организаторов из числа следующих организаций <*>:

Организатор Медицинские товары для централизованной закупки
УП «Белмедтехника» и его дочерние предприятия Медизделия и запчасти к ним
РУП «БЕЛФАРМАЦИЯ», Брестское РУП «Фармация», Витебское УП «Фармация», Гомельское УП «Фармация», Гродненское РУП «Фармация», Могилевское РУП «Фармация», РУП «Минская Фармация» Лекарственные средства и лечебное питание
РУП «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр» Технические средства социальной реабилитации, включенные в Государственный реестр (перечень) технических средств социальной реабилитации <*>

 Когда заказчикам процедуры госзакупок не нужны

Заказчики имеют право не проводить процедуры госзакупок, если они приобретают медтовары у назначенных госорганами организаторов. Достаточно заключить, например, договор поставки или комиссии (поручения). Речь в данном случае идет о медтоварах, которые организаторы приобрели централизованно через госзакупку <*>.

Когда заказчик (организатор) может приобрести медтовары из одного источника

Указ N 494 предусматривает следующие случаи закупки медтоваров с применением процедуры госзакупки из одного источника:

1) заказчики (организаторы) с применением процедуры госзакупки из одного источника могут приобрести <*>:

— услуги по ремонту медтехники согласно приложению к Указу N 494;

— запчасти и (или) расходные материалы для осуществления ремонта медтехники согласно приложению к Указу N 494;

2) заказчики (организаторы) вправе закупать техсредства социальной реабилитации из одного источника у РУП «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр». Для этого должны соблюдаться одновременно следующие условия <*>:

— товар входит в Государственный реестр (перечень) технических средств социальной реабилитации;

— производит товар РУП «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр»;

3) заказчики (организаторы) вправе закупать из одного источника у РУП «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр» <*>:

— услуги по ремонту техсредств социальной реабилитации;

— услуги по доставке, нахождению (проживанию) граждан в отделении стационарного протезирования и реабилитации РУП «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр».

Такое право предоставляется в периоды обучения пользованию креслами-колясками активного типа и изготовления протезно-ортопедического изделия;

4) УП «Белмедтехника» и РУП «БЕЛФАРМАЦИЯ», в том числе при централизации госзакупок, вправе провести процедуру закупки из одного источника по согласованию с Минздравом, если процедура закупки медтоваров признана несостоявшейся <*>. 

Как закупить медизделия при строительстве

Организатор УП «Белмедтехника» и его дочерние предприятия при закупке медизделий при строительстве заключают с заказчиками договоры комиссии (поручения). Размер вознаграждения организатора устанавливается в пределах средств на содержание заказчика. Такие средства должен предусматривать сводный сметный расчет стоимости строительства. Организатор должен предоставить госоргану расчет вознаграждения в установленном порядке <*>.

В каких случаях разрешено указывать товарные наименования лекарств и лечебного питания без включения в описание слов «или аналог« 

При описании предмета госзакупки заказчики (организаторы) могут указывать торговые наименования лекарств и лечебного питания без включения в описание предмета госзакупки слов «или аналог» в случае, если они закупаются для пациентов, имеющих медицинские показания (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям), установленные по результатам заключений врачебных консилиумов и медико-генетических заключений <*>. При этом невозможность приобретения аналогичных лекарств и лечебного питания должна быть обоснована <*>:

— в аукционных документах;

— в документах, предоставляемых юрлицу или физлицу, в том числе ИП, для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений.

Как рассчитывается размер единого вознаграждения организатора по договору комиссии

Сохранилась обязанность заказчика перечислить организатору вознаграждение по договору комиссии (поручения) после того, как организатор представит отчет о его исполнении. Для этих целей Указ N 494 закрепляет обязанность Минздрава по согласованию с Минфином ежегодно устанавливать <*>:

— единый размер вознаграждения организатора при госзакупке медизделий, запчастей к ним;

— единый размер вознаграждения организатора при госзакупке лекарственных средств и лечебного питания.

Для установления единых размеров вознаграждений организаторы должны предоставить в Минздрав <*>:

— расчет размера вознаграждения согласно порядку, определенному Совмином;

— подтверждающие документы.