Законом о госзакупках с 01.07.2019 установлены новые виды открытого конкурса:
— двухэтапный конкурс;
— конкурс с ограниченным участием.
При этом указано, что порядок и случаи проведения открытого конкурса в виде конкурса с ограниченным участием определяются Совмином (п. 4 ст. 31 Закона о госзакупках). Совмин закрепил такой порядок в постановлении от 02.07.2019 № 448
«О проведении открытого конкурса в виде двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием» (далее – Постановление № 448). Постановление № 448 вступило в силу 01.07.2019.
Когда и какой вид открытого конкурса провести
Виды открытого конкурса, а также случаи их проведения с 01.07.2019 представлены в таблице.
Вид процедуры | Когда проводится | Содержание |
Открытый конкурс: | Применяется в случаях, не установленных Законом о госзакупках для применения иных видов процедур госзакупок <*>.
Товары (работы, услуги) не включены в перечни для других процедур. Сумма закупки в год по годовому плану: товар — от 1000 БВ; работа, услуга — от 3000 БВ |
Гласный и конкурентный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении госзакупки на электронной торговой площадке (ЭТП).
Победителем признается участник, который одновременно <*>: — предложил лучшие условия исполнения договора; — соответствует требованиям конкурсных документов |
1. Двухэтапный конкурс | Заказчик вправе провести открытый конкурс в виде двухэтапного конкурса при наличии условий <*>:
1) случай закупки не установлен Законом о госзакупках для применения иных видов процедур; 2) предметом госзакупки являются: — имущественные права на компьютерные программы; — услуги по разработке и внедрению в деятельность информационных ресурсов, сетей, систем, их модернизации (в том числе внесение конструктивных изменений в программные и (или) программно-технические средства) и (или) интеграции с иными информационными ресурсами, системами и сетями; 3) заказчику необходима дополнительная информация для формирования требований к предмету госзакупки |
Вид открытого конкурса. Победителем признается участник, который выполнил два условия <*>:
— принял участие в проведении обоих этапов двухэтапного конкурса; — предложил лучшие условия исполнения договора по результатам второго этапа двухэтапного конкурса.
На первом этапе двухэтапного конкурса заказчик формирует требования к предмету госзакупки. При этом он <*>: — привлекает (при необходимости) эксперта (экспертную комиссию); — учитывает техническое описание предлагаемых участником товаров (работ, услуг), которое участник разработал в соответствии с техзаданием заказчика. На втором этапе двухэтапного конкурса заказчик выбирает поставщика (подрядчика, исполнителя) в порядке, установленном для проведения открытого конкурса <*> |
2. Конкурс с ограниченным участием | Заказчик вправе провести открытый конкурс в виде конкурса с ограниченным участием при наличии условий <*>:
1) случай закупки не установлен Законом о госзакупках для применения иных видов процедур; 2) Совмином установлены дополнительные требования к участникам процедур госзакупок |
Вид открытого конкурса. Победитель определяется из числа участников процедуры госзакупки, прошедших предварительный отбор на основании дополнительных требований к участникам такого конкурса <*> |
Справочно
Закрытый конкурс применяется в случаях, установленных Законом о госзакупках для применения открытого конкурса. При этом сведения о госзакупке составляют госсекреты <*>.
Как провести открытый конкурс в виде двухэтапного конкурса
Действия заказчика и участника при проведении двухэтапного конкурса рассмотрены в таблице.
Открытый конкурс в виде двухэтапного конкурса | ||
Этапы | Действия заказчика | Действия участника |
Первый этап | 1. Утвердить техзадание.
В частности, в техзадании необходимо указать: — предмет госзакупки и требования к нему; — источник финансирования; — требования к участникам, включая перечень подтверждающих документов (сведений); — дату истечения срока для подготовки и подачи предложений для участия в первом этапе двухэтапного конкурса. 2. Разместить техзадание на ЭТП. Срок: не позднее одного рабочего дня, следующего за днем его утверждения. 3. Ответить на запрос о разъяснении техзадания (при наличии) и разместить на ЭТП содержание запроса и ответ на него (без указания лица, направившего запрос). Срок: не позднее 3 календарных дней до истечения срока для подготовки и подачи предложений для участия в первом этапе двухэтапного конкурса. 4. Разместить на ЭТП изменения в случае продления срока для подготовки и подачи предложения для участия в первом этапе двухэтапного конкурса. 5. Рассмотреть предложения для участия в первом этапе двухэтапного конкурса, при необходимости направить участнику запрос о разъяснении предложения посредством ЭТП. Комиссия по госзакупкам рассматривает предложения в части: — наличия требований к предмету закупки, отличных от содержания техзадания, – в случае их наличия участник не отклоняется; — соответствия участников требованиям п. 2 ст. 16 Закона о госзакупках – в случае несоответствия участник отклоняется. Срок: не более 10 рабочих дней либо в случае сложности предмета госзакупки не более 45 календарных дней со дня истечения срока для подготовки и подачи предложений для участия в первом этапе двухэтапного конкурса. 6. Разместить на ЭТП протокол открытия и рассмотрения предложений для участия в первом этапе двухэтапного конкурса. Срок: не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока рассмотрения предложений |
1. Изучить техзадание и обратиться к заказчику с запросом о его разъяснении (при необходимости). Запрос направляется посредством ЭТП без указания лица, направившего запрос.
Срок: не позднее 5 календарных дней до истечения срока для подготовки и подачи предложений для участия в первом этапе двухэтапного конкурса. 2. Подготовить предложение для участия в первом этапе двухэтапного конкурса: — разработать техническое описание предлагаемых товаров (работ, услуг) на основании техзадания заказчика без указания цены предложения; — подготовить документы (сведения), подтверждающие соответствие требованиям к участникам, установленным согласно п. 2 ст. 16 Закона о госзакупках. 3. Подать предложение посредством размещения на ЭТП. Срок: не менее 15 календарных дней. Данный срок заказчик может продлить до его истечения по собственному усмотрению или обоснованному требованию участника либо иного лица.
4. Ответить на запрос заказчика о разъяснении предложения (при наличии запроса) |
Второй этап | 1. Сформировать требования к предмету госзакупки с привлечением (при необходимости) эксперта. Требования формируются в том числе на основании технического описания товаров (работ, услуг) участников первого этапа двухэтапного конкурса.
2. Утвердить конкурсные документы для проведения второго этапа двухэтапного конкурса согласно ст. 32 Закона о госзакупках. Срок: 10 рабочих дней (с учетом сложности предмета госзакупки – не более 45 календарных дней) со дня размещения на ЭТП и в ГИАС протокола открытия и рассмотрения предложений для участия в первом этапе двухэтапного конкурса либо 10 рабочих дней со дня получения заключения государственной научно-технической экспертизы (при ее проведении). 3. Провести второй этап двухэтапного конкурса в порядке, установленном Законом о госзакупках для проведения открытого конкурса |
Участникам первого этапа, допущенным к участию во втором этапе двухэтапного конкурса, принять участие во втором этапе двухэтапного конкурса в порядке, установленном Законом о госзакупках для проведения открытого конкурса.
Участник, принявший участие в первом этапе двухэтапного конкурса, вправе отказаться от участия во втором этапе
|
Как провести открытый конкурс в виде конкурса с ограниченным участием
Конкурс с ограниченным участием проводится в порядке, установленном Законом о госзакупках для открытого конкурса с учетом особенностей, определенных Постановлением № 448. Особенности проведения конкурса с ограниченным участием, предусмотренные Постановлением № 448, представлены в таблице.
Конкурс с ограниченным участием | |||
№ | Действия заказчика | Особенности | Сроки |
1. | Утверждение конкурсных документов | Заказчик включает в конкурсные документы дополнительные требования к участникам, установленные Совмином. | — |
2. | Предварительный отбор участников | Комиссия по госзакупкам проводит предварительный отбор участников:
— рассматривает предложения участников на соответствие дополнительным требованиям, установленным Совмином; — отклоняет предложения, которые не соответствуют дополнительным требованиям; — составляет протокол предварительного отбора. |
Не более 5 рабочих дней со дня истечения срока для подготовки и подачи предложений.
|
3. | Составление и размещение протокола предварительного отбора на ЭТП | Протокол предварительного отбора должен содержать:
— сведения о каждом участнике (наименование, место нахождения, УНП (при наличии) – для юр. лиц; ФИО, данные документа, удостоверяющего личность, место жительства – для физ.лиц); — список участников, прошедших предварительный отбор на основании дополнительных требований; — список участников, предложения которых отклонены, с указанием причин отклонения и их обоснованием; — решение о признании конкурса с ограниченным участием несостоявшимся с обоснованием такого решения. Оператор ЭТП уведомляет участников о размещении заказчиком протокола. |
Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока проведения предварительного отбора участников. |
4. | Рассмотрение предложений на соответствие иным требованиям конкурсных документов | Комиссия по госзакупкам:
— рассматривает предложения участников, прошедшие предварительный отбор; — допускает к оценке и сравнению предложения, соответствующие иным требованиям конкурсных документов; — составляет протокол рассмотрения предложений и допуска участников к оценке и сравнению предложений. |
Не более 10 рабочих дней (с учетом сложности предмета закупки – не более 45 календарных дней) со дня размещения протокола предварительного отбора на ЭТП и в ГИАС. |
5. | Составление и размещение на ЭТП протокола рассмотрения предложений и допуска участников к оценке и сравнению предложений | Протокол должен содержать сведения, предусмотренные ч. 1 п. 5 ст. 35 Закона о госзакупках в отношении участников, прошедших предварительный отбор. | Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия комиссией по госзакупкам соответствующего решения. |
Как установить критерии, способы оценки и сравнения конкурсных предложений
Критерии оценки и сравнения предложений участников открытого конкурса (в том числе в виде двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием), а также закрытого конкурса установлены с 01.07.2019 Постановлением Сомина от 02.07.2019
№ 449 «Об установлении критериев, способа оценки и сравнения предложений участников открытого и закрытого конкурсов» (далее – постановление № 449).
Критерии оценки и сравнения предложений участников открытого и закрытого конкурсов | ||
Группа критериев | Составляющие группы | Удельный вес критериев |
Стоимостная группа | — цена предложения;
— расходы на обслуживание и (или) эксплуатацию товаров в течение гарантийного срока <*>; — расходы на обслуживание и (или) эксплуатацию результатов выполненных работ, оказанных услуг в течение гарантийного срока <*> |
Заказчик в конкурсных документах определяет не менее чем по одному критерию оценки из каждой группы критериев оценки.
Наличие критерия оценки «цена предложения» обязательно.
Сумма значений удельного веса критериев оценки в каждой группе должна составлять 100%.
Удельный вес групп критериев оценки установлен в приложении к Постановлению № 449.
Заказчик вправе при наличии соответствующего обоснования определить в конкурсных документах значения удельного веса групп критериев оценки, отличные от установленных постановлением № 449.
|
Нестоимостная группа | — характеристики предмета госзакупки – потребительские, функциональные, технические, качественные, экологические и эксплуатационные;
— характеристики результата творческой деятельности, культурного мероприятия, услуги в сфере культуры — художественная и культурная значимость; — срок поставки или приобретения иным способом товаров (выполнения работ, оказания услуг); — наличие подтвержденного положительного опыта работы, связанного с предметом госзакупки; — наличие финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих участнику на праве собственности или ином законном основании (в случае выполнения работ, оказания услуг). |
Для оценки и сравнения предложений заказчик использует балльный способ. Количество баллов определяется по формулам, утвержденным в постановлении № 449.
Важно
Не допускается использование заказчиком критериев оценки неуказанных в постановлении № 449, если иные критерии <*>:
— не установлены законодательством;
— не определены в конкурсных документах.