Законом о госзакупках с 01.07.2019 установлены новые виды открытого конкурса:

— двухэтапный конкурс;

— конкурс с ограниченным участием.

При этом указано, что порядок и случаи проведения открытого конкурса в виде конкурса с ограниченным участием определяются Совмином (п. 4 ст. 31 Закона о госзакупках). Совмин закрепил такой порядок в постановлении от 02.07.2019 № 448
«О проведении открытого конкурса в виде двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием» (далее – Постановление № 448). Постановление № 448 вступило в силу 01.07.2019.

Когда и какой вид открытого конкурса провести

Виды открытого конкурса, а также случаи их проведения с 01.07.2019 представлены в таблице.

Вид процедуры Когда проводится Содержание
Открытый конкурс: Применяется в случаях, не установленных Законом о госзакупках для применения иных видов процедур госзакупок <*>.

Товары (работы, услуги) не включены в перечни для других процедур.

Сумма закупки в год по годовому плану:

товар — от 1000 БВ;

работа, услуга — от 3000 БВ

Гласный и конкурентный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении госзакупки на электронной торговой площадке (ЭТП).

Победителем признается участник, который одновременно <*>:

— предложил лучшие условия исполнения договора;

— соответствует требованиям конкурсных документов

1. Двухэтапный конкурс Заказчик вправе провести открытый конкурс в виде двухэтапного конкурса при наличии условий <*>:

1) случай закупки не установлен Законом о госзакупках для применения иных видов процедур;

2) предметом госзакупки являются:

— имущественные права на компьютерные программы;

— услуги по разработке и внедрению в деятельность информационных ресурсов, сетей, систем, их модернизации (в том числе внесение конструктивных изменений в программные и (или) программно-технические средства) и (или) интеграции с иными информационными ресурсами, системами и сетями;

3) заказчику необходима дополнительная информация для формирования требований к предмету госзакупки

Вид открытого конкурса. Победителем признается участник, который выполнил два условия <*>:

— принял участие в проведении обоих этапов двухэтапного конкурса;

— предложил лучшие условия исполнения договора по результатам второго этапа двухэтапного конкурса.

 

На первом этапе двухэтапного конкурса заказчик формирует требования к предмету госзакупки. При этом он <*>:

— привлекает (при необходимости) эксперта (экспертную комиссию);

— учитывает техническое описание предлагаемых участником товаров (работ, услуг), которое участник разработал в соответствии с техзаданием заказчика.

На втором этапе двухэтапного конкурса заказчик выбирает поставщика (подрядчика, исполнителя) в порядке, установленном для проведения открытого конкурса <*>

2. Конкурс с ограниченным участием Заказчик вправе провести открытый конкурс в виде конкурса с ограниченным участием при наличии условий <*>:

1) случай закупки не установлен Законом о госзакупках для применения иных видов процедур;

2) Совмином установлены дополнительные требования к участникам процедур госзакупок

Вид открытого конкурса. Победитель определяется из числа участников процедуры госзакупки, прошедших предварительный отбор на основании дополнительных требований к участникам такого конкурса <*>

Справочно
Закрытый конкурс применяется в случаях, установленных Законом о госзакупках для применения открытого конкурса. При этом с
ведения о госзакупке составляют госсекреты <*>.

Как провести открытый конкурс в виде двухэтапного конкурса

 Действия заказчика и участника при проведении двухэтапного конкурса рассмотрены в таблице.

Открытый конкурс в виде двухэтапного конкурса
Этапы Действия заказчика Действия участника
Первый этап 1. Утвердить техзадание.

В частности, в техзадании необходимо указать:

— предмет госзакупки и требования к нему;

— источник финансирования;

— требования к участникам, включая перечень подтверждающих документов (сведений);

— дату истечения срока для подготовки и подачи предложений для участия в первом этапе двухэтапного конкурса.

2. Разместить техзадание на ЭТП.

Срок: не позднее одного рабочего дня, следующего за днем его утверждения.

3. Ответить на запрос о разъяснении техзадания (при наличии) и разместить на ЭТП содержание запроса и ответ на него (без указания лица, направившего запрос).

Срок: не позднее 3 календарных дней до истечения срока для подготовки и подачи предложений для участия в первом этапе двухэтапного конкурса.

4. Разместить на ЭТП изменения в случае продления срока для подготовки и подачи предложения для участия в первом этапе двухэтапного конкурса.

5. Рассмотреть предложения для участия в первом этапе двухэтапного конкурса, при необходимости направить участнику запрос о разъяснении предложения посредством ЭТП.

Комиссия по госзакупкам рассматривает предложения в части:

— наличия требований к предмету закупки, отличных от содержания техзадания, – в случае их наличия участник не отклоняется;

— соответствия участников требованиям п. 2 ст. 16 Закона о госзакупках – в случае несоответствия участник отклоняется.

Срок: не более 10 рабочих дней либо в случае сложности предмета госзакупки не более 45 календарных дней со дня истечения срока для подготовки и подачи предложений для участия в первом этапе двухэтапного конкурса.

6. Разместить на ЭТП протокол открытия и рассмотрения предложений для участия в первом этапе двухэтапного конкурса.

Срок: не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока рассмотрения предложений

1. Изучить техзадание и обратиться к заказчику с запросом о его разъяснении (при необходимости). Запрос направляется посредством ЭТП без указания лица, направившего запрос.

Срок: не позднее 5 календарных дней до истечения срока для подготовки и подачи предложений для участия в первом этапе двухэтапного конкурса.

2. Подготовить предложение для участия в первом этапе двухэтапного конкурса:

разработать техническое описание предлагаемых товаров (работ, услуг) на основании техзадания заказчика без указания цены предложения;

— подготовить документы (сведения), подтверждающие соответствие требованиям к участникам, установленным согласно п. 2 ст. 16 Закона о госзакупках.

3. Подать предложение посредством размещения на ЭТП.

Срок: не менее 15 календарных дней. Данный срок заказчик может продлить до его истечения по собственному усмотрению или обоснованному требованию участника либо иного лица.

 

4. Ответить на запрос заказчика о разъяснении предложения (при наличии запроса)

Второй этап 1. Сформировать требования к предмету госзакупки с привлечением (при необходимости) эксперта. Требования формируются в том числе на основании технического описания товаров (работ, услуг) участников первого этапа двухэтапного конкурса.

2. Утвердить конкурсные документы для проведения второго этапа двухэтапного конкурса согласно ст. 32 Закона о госзакупках.

Срок: 10 рабочих дней (с учетом сложности предмета госзакупки – не более 45 календарных дней) со дня размещения на ЭТП и в ГИАС протокола открытия и рассмотрения предложений для участия в первом этапе двухэтапного конкурса

либо 10 рабочих дней со дня получения заключения государственной научно-технической экспертизы (при ее проведении).

3. Провести второй этап двухэтапного конкурса в порядке, установленном Законом о госзакупках для проведения открытого конкурса

Участникам первого этапа, допущенным к участию во втором этапе двухэтапного конкурса, принять участие во втором этапе двухэтапного конкурса в порядке, установленном Законом о госзакупках для проведения открытого конкурса.

 

Участник, принявший участие в первом этапе двухэтапного конкурса, вправе отказаться от участия во втором этапе

 

Как провести открытый конкурс в виде конкурса с ограниченным участием

Конкурс с ограниченным участием проводится в порядке, установленном Законом о госзакупках для открытого конкурса с учетом особенностей, определенных Постановлением № 448. Особенности проведения конкурса с ограниченным участием, предусмотренные Постановлением № 448, представлены в таблице.

Конкурс с ограниченным участием
Действия заказчика Особенности Сроки
1. Утверждение конкурсных документов Заказчик включает в конкурсные документы дополнительные требования к участникам, установленные Совмином.
2. Предварительный отбор участников Комиссия по госзакупкам проводит предварительный отбор участников:

— рассматривает предложения участников на соответствие дополнительным требованиям, установленным Совмином;

— отклоняет предложения, которые не соответствуют дополнительным требованиям;

— составляет протокол предварительного отбора.

Не более 5 рабочих дней со дня истечения срока для подготовки и подачи предложений.

 

3. Составление и размещение протокола предварительного отбора на ЭТП Протокол предварительного отбора должен содержать:

— сведения о каждом участнике (наименование, место нахождения, УНП (при наличии) – для юр. лиц; ФИО, данные документа, удостоверяющего личность, место жительства – для физ.лиц);

— список участников, прошедших предварительный отбор на основании дополнительных требований;

— список участников, предложения которых отклонены, с указанием причин отклонения и их обоснованием;

— решение о признании конкурса с ограниченным участием несостоявшимся с обоснованием такого решения.

Оператор ЭТП уведомляет участников о размещении заказчиком протокола.

Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока проведения предварительного отбора участников.
4. Рассмотрение предложений на соответствие иным требованиям конкурсных документов Комиссия по госзакупкам:

— рассматривает предложения участников, прошедшие предварительный отбор;

— допускает к оценке и сравнению предложения, соответствующие иным требованиям конкурсных документов;

— составляет протокол рассмотрения предложений и допуска участников к оценке и сравнению предложений.

Не более 10 рабочих дней (с учетом сложности предмета закупки – не более 45 календарных дней) со дня размещения протокола предварительного отбора на ЭТП и в ГИАС.
5. Составление и размещение на ЭТП протокола рассмотрения предложений и допуска участников к оценке и сравнению предложений Протокол должен содержать сведения, предусмотренные ч. 1 п. 5 ст. 35 Закона о госзакупках в отношении участников, прошедших предварительный отбор. Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия комиссией по госзакупкам соответствующего решения.

Как установить критерии, способы оценки и сравнения конкурсных предложений

Критерии оценки и сравнения предложений участников открытого конкурса (в том числе в виде двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием), а также закрытого конкурса установлены с 01.07.2019 Постановлением Сомина от 02.07.2019
№ 449
«Об установлении критериев, способа оценки и сравнения предложений участников открытого и закрытого конкурсов» (далее – постановление № 449).

Критерии оценки и сравнения предложений участников открытого и закрытого конкурсов
Группа критериев Составляющие группы Удельный вес критериев
Стоимостная группа — цена предложения;

— расходы на обслуживание и (или) эксплуатацию товаров в течение гарантийного срока <*>;

— расходы на обслуживание и (или) эксплуатацию результатов выполненных работ, оказанных услуг в течение гарантийного срока <*>

Заказчик в конкурсных документах определяет не менее чем по одному критерию оценки из каждой группы критериев оценки.

 

Наличие критерия оценки «цена предложения» обязательно.

 

Сумма значений удельного веса критериев оценки в каждой группе должна составлять 100%.

 

Удельный вес групп критериев оценки установлен в приложении к Постановлению № 449.

 

Заказчик вправе при наличии соответствующего обоснования определить в конкурсных документах значения удельного веса групп критериев оценки, отличные от установленных постановлением № 449.

 

Нестоимостная группа — характеристики предмета госзакупки – потребительские, функциональные, технические, качественные, экологические и эксплуатационные;

— характеристики результата творческой деятельности, культурного мероприятия, услуги в сфере культуры —  художественная и культурная значимость;

— срок поставки или приобретения иным способом товаров (выполнения работ, оказания услуг);

— наличие подтвержденного положительного опыта работы, связанного с предметом госзакупки;

— наличие финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих участнику на праве собственности или ином законном основании (в случае выполнения работ, оказания услуг).

Для оценки и сравнения предложений заказчик использует балльный способ. Количество баллов определяется по формулам, утвержденным в постановлении № 449.

Важно
Не допускается использование заказчиком критериев оценки неуказанных в постановлении № 449, если иные критерии
<*>:
— не установлены законодательством;
— не определены в конкурсных документах.