Каждый год осенью все с нетерпением ждут начала отопительного сезона. Наконец, когда новость о включении тепла слышна со всех сторон, мы радуемся и ожидаем большего комфорта от пребывания дома. Однако батареи не всегда греют или греют слабо, и мы продолжаем мерзнуть… Что делать, если дома холодно?

 Измеряем температуру воздуха

В отопительный сезон в квартире минимально допустимая температура воздуха должна быть не ниже 18 град. C <*>.

На заметку
Если у вас стоят не пластиковые окна, а старые деревянные, то, скорее всего, из них дует. В таком случае вы обязаны подготовить свой дом к осенне-зимнему сезону, а именно утеплить окна и двери <*>.

Чтобы определить, насколько реальная температура воздуха соответствует нормативу, необходимо измерить температуру воздуха в каждой комнате. Сделать это можно с помощью комнатного термометра (ртутного или электронного).

Обратите внимание!
Перед измерением температуры воздуха в квартире рекомендуем:
— проверить, не закрывают ли ваши батареи мебель или тяжелые шторы;
— отключить дополнительные источники тепла (масляные радиаторы, инфракрасные обогреватели, тепловентиляторы, конвекторы и пр.);
— проветрить помещение;
— убедиться, что в комнату не светят прямые солнечные лучи. Желательно измерять температуру в пасмурный день.

При измерении температуры воздуха целесообразно вычислить ее среднее значение, измерив возле пола, потолка и в середине комнаты <*>.

Если реальные отметки на термометре оказались ниже нормы, пора действовать решительно, поскольку налицо неоказание / некачественное оказание услуги по теплоснабжению. Если вы надлежащим образом зафиксируете это, то будете иметь право <*>:

1) не оплачивать отопление с момента, указанного в претензионном акте, до начала оказания услуги по отоплению;

2) требовать перерасчета платы за отопление;

3) на бесплатное устранение причин отсутствия / недостаточного отопления.

Сообщаем в ЖЭС

Жилищно-коммунальные услуги оказывает организация (ЖЭС, ЖЭУ и др.), обслуживающая ваш дом на основании договора (далее — ЖЭС). Также можно обратиться в аварийно-диспетчерскую службу <*>.

На заметку
Контактные телефоны ЖЭСа для обращений жильцов при возникновении проблем по оказанию жилищно-коммунальных услуг, в том числе при подключении отопления, могут находиться на двери подъезда вашего дома. Не проходите мимо и обратите внимание на их наличие.

Заявление о том, что батареи не греют или греют плохо, вы можете сделать:

— письменно в виде претензии или

— устно, в том числе по телефону.

На заметку
Если отопление отсутствует из-за аварии в сети отопления в вашем доме, ЖЭС обязан ее устранить в течение одних суток с момента аварии <*>.

Ваше заявление должны зарегистрировать, сообщить вам его номер и сведения о лице, принявшем сообщение (заявку) <*>.

Жители столицы независимо от района проживания имеют возможность обратиться в единую диспетчерскую службу ЖКХ г. Минска:

— по телефону 115 или

— с помощью мобильного приложения «Мой горад. 115.бел». Ознакомиться с правилами размещения запросов с помощью такого приложения можно по следующему адресу.

Решение проблемы

Представитель ЖЭС прибудет в срок, указанный в договоре или согласованный с вами по телефону. Если в это время вас не будет дома, вы не сможете жаловаться на неустранение недостатков в срок.

Работник ЖЭСа обязан произвести следующие действия <*>:

1. Обследовать ваши батареи и установить причину их неотопления / недостаточного отопления.

На заметку
Покажите сотруднику ЖЭСа термометр с показаниями температуры воздуха ниже нормы.

2. При возможности устранить недостаток сразу (например, развоздушить).

Если проблему исправить немедленно не получится, она должна быть устранена в максимально короткий срок, технически необходимый для ее разрешения, в первоочередном порядке <*>. Максимальный срок для устранения недостатков — 1 месяц.

3. Составить претензионный акт <*>.

Вы вправе указать в акте свои возражения или не подписывать его вовсе. В последнем случае это будет отражено в акте <*>.

Как правило, отопление восстанавливают быстро. Однако, если вам прислали отказ с указанием причин в течение 5 дней или вы все равно мерзнете, можно предпринять следующее <*>:

1. Обратиться в исполком с заявлением о проведении независимой проверки (экспертизы) в произвольной форме. К заявлению нужно приложить копию претензионного акта <*>. Независимая проверка (экспертиза) — платная процедура, поэтому вам необходимо будет ее оплатить <*>.

Обычно независимая проверка (экспертиза) проводится комиссией в течение 5 рабочий дней. По ее результатам вам обязаны выдать акт <*>.

Обратите внимание!
Комиссия должна проводить независимую проверку (экспертизу) с использованием специальных средств, например для измерения температуры воздуха и др.

Если экспертиза установит, что действительно отопление не подается / подается недостаточно, ЖЭС обязан будет:

— возместить вам расходы на проведение экспертизы;

— пересчитать произведенную плату за отопление;

— оказать услугу надлежащим образом.

В случае несогласия с актом проверки (экспертизы) вы можете его оспорить в суде.

2. Обратиться в суд без уплаты госпошлины самостоятельно или с помощью <*>:

— структурных подразделений по защите прав потребителей при каждом облисполкоме, гор(рай)исполкоме, Минском горисполкоме;

— общественных объединений потребителей;

— юридической консультации.

Помимо вышеперечисленного в суде вы имеете право требовать от ЖЭСа возместить вам как моральный вред, так и дополнительные расходы, понесенные в связи с неоказанием / ненадлежащим оказанием услуги по отоплению (например, приобретение обогревателя или наем другого жилого помещения) <*>. Также за нарушение сроков начала подачи тепла предусмотрена неустойка за каждый день просрочки вплоть до начала оказания услуги по отоплению в размере 1% от ее цены <*>.