Постановлением Совмина от 15.07.2022 N 465 «Об особенностях оценки отдельных хозяйственных операций» установлены основания для отнесения действий или событий к хозоперациям, по которым может быть применена корректировка налоговой базы или сумм налогов по абз. 3 п. 4 ст. 33 НК.

Контролирующие органы вправе по результатам проверки произвести корректировку налоговой базы и доначислить налоги в случае выявления хозопераций, основной целью совершения которых являлись неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога. При этом, учитывая изменения в ст. 33 НК, внесенные Законом N 141-З, критерии для отнесения действий или событий к таким хозоперациям устанавливает Совмин (ст. 8 Закона N 141-З, абз. 3 п. 4 ст. 33 НК).

Для этой цели Совмином принято постановление N 465, в котором изложены особенности оценки отдельных хозопераций для применения норм абз. 3 п. 4 ст. 33 НК. Нормы, закрепленные в постановлении N 465, позволяют сделать вывод, что контролирующий орган в ходе проверки, оценивая хозоперацию, может усмотреть налоговую оптимизацию как незаконную, если целью экономической деятельности плательщика являлось получение экономической выгоды в виде неуплаты (неполной уплаты), зачета, возврата сумм налогов (сборов) в результате совершения хозопераций, не обусловленных разумными экономическими или иными причинами, без намерения получить экономический эффект от осуществления реальной предпринимательской или иной экономической деятельности (подп. 1.2 постановления N 465).

Так, основаниями для отнесения действий или событий к хозоперациям, не обусловленным разумными экономическими или иными причинами, в отсутствие намерения получить экономический эффект от осуществления реальной предпринимательской или иной экономической деятельности могут являться, например (ч. 1 п. 2 постановления N 465):

— указание недостоверных сведений в первичных учетных документах при реализации товаров на внутреннем рынке по ставке НДС в размере 10% по ценам ниже их себестоимости (цены приобретения), что повлекло за собой превышение вычетов по НДС над общей суммой исчисленного НДС по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (далее — объекты), и вычет сумм НДС в полном объеме независимо от сумм исчисленного НДС по реализации объектов;

— реализация товаров (работ, услуг) с применением ставки НДС в размере 0% или 10% для получения права на зачет и (или) возврат разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС по реализации в полном объеме в сумме, многократно превышающей оборот по реализации объектов;

— создание условий, формально удовлетворяющих требованиям законодательства, для пролонгирования предельного срока использования налоговых льгот, в том числе пониженных ставок и преференций;

— заключение гражданско-правовых договоров с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве ИП, которые фактически выполняют функции, предусмотренные трудовыми договорами (подмена трудовых отношений гражданско-правовыми);

— реализация основных средств, товарно-материальных ценностей юридическим, физическим лицам, ИП по стоимости, значительно заниженной по отношению к рыночной, с дальнейшей продажей указанными лицами этого имущества по рыночной (близкой к рыночной) стоимости;

— намеренная государственная регистрация нескольких юридических лиц, ИП либо намеренное разделение деятельности между юридическими лицами, ИП, имеющими право на применение особых режимов налогообложения, налоговых льгот. При оценке данных действий в ходе проверки в совокупности подлежит изучению деятельность таких участников, в том числе по вопросам: их прямой или косвенной взаимозависимости (аффилированности); наличия у них трудовых, финансовых, материальных и иных ресурсов, достаточных для осуществления реальной предпринимательской (экономической) деятельности в своих интересах и на свой риск; принятия управленческих решений; налоговой нагрузки; осуществления связанных между собой направлений (видов) деятельности и др. (ч. 2 п. 2 постановления N 465).

Стоит отметить, что перечень оснований для отнесения действий или событий к хозоперациям, не обусловленным разумными экономическими или иными причинами, не является закрытым и включает иные действия (события), основной целью совершения которых являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора) (абз. 8 ч. 1 п. 2 постановления N 465).

При этом оценка таким действиям и событиям контролирующим органом должна даваться в каждом конкретном случае и только на основании собранных доказательств, фактических сведений об объектах налогообложения и (или) фактических обстоятельств совершения хозопераций (подп. 1.1 постановления N 465).

По своей сути указанные нормы закрепили существующую практику контролирующих органов и еще раз продублировали принцип презумпции добросовестности плательщика налогов, сборов, тем самым указав, что бремя доказывания неисполнения или ненадлежащего исполнения плательщиком налоговых обязательств и (или) иных обязанностей, возложенных налоговым законодательством, необоснованности зачета (возврата) уплаченных налогов, сборов (пошлин) лежит на налоговых и иных уполномоченных органах, их должностных лицах (подп. 1.4 ст. 2 НК).

В ходе проведения проверки контролирующие органы дают оценку обстоятельств реальной цели экономической деятельности субъекта хозяйствования, т.е. сути хозопераций и фактическим обстоятельствам их совершения вне зависимости от того, как они оформлены в первичных учетных и иных документах (подп. 1.3 постановления N 465).

Стоит обратить внимание, что на субъектов хозяйствования возлагается обязанность доказывать размер (оценку в стоимостных показателях) документально не подтвержденных хозопераций, совершенных с юридическими и (или) физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве ИП, фактически исполнявшими обязательства по сделке для целей принятия к учету в ходе проверки фактически понесенных расходов и (или) фактически полученного дохода (подп. 1.4 постановления N 465).

Постановление N 465 вступает в силу с 20.07.2022. Его нормы применяются в отношении камеральных, выборочных, внеплановых и выездных проверок, в том числе начатых до 20.07.2022, если по ним не составлены акты (справки) проверок (п. 3 постановления N 465).

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex